Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Реализация готовой продукции завершает оборот хозяйственных средств и определяет эффективность производства.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции переходит из сферы производства в сферу обращения.
1. Теоретическая часть. Понятие готовой продукции, ее оценка и документальное оформление движения готовой продукции
1.1 Основные нормативные документы
1.2 Понятие и оценка готовой продукции
1.3 Документальное оформление движения готовой продукции
1.4 Синтетический и аналитический учет готовой продукции
1.5 Особенности учета выпуска продукции при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
1.6 Учет готовой продукции в местах хранения (на складе) и в бухгалтерии
1.7 Учет продажи готовой продукции
Синтетический учет продажи зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям для целей налогообложения разрешается определять выручку от продажи продукции (работ, услуг) либо по моменту оплаты отгруженной продукции, либо по моменту отгрузки и предъявлении платежных документов покупателю. Выбранный момент продажи должен быть отражен в учетной политике организации. Независимо от выбранного метода продажи для учета продажи данной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 “Продажи”, субсчет “Выручка”, не сальдовый, не балансовый. При помощи этого счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части, произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).
На счете 90 как по дебету, так и по кредиту отражается один и тот же объем продажи, но в разных оценках: по кредиту – по ценам продажи (свободным, договорным и т.п.), включая НДС и акцизы, по дебету – по полной себестоимости, включая расходы на продажу, НДС, акцизы и другие обязательные платежи.
Операции на счете 90 отражаются при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи в момент перехода прав собственности на продукцию, который установлен в договоре и закреплен в учетной политике организации.
Схема 3. Схема определения финансового результата
На счете 90 “Продажи” предусмотрено открытие отдельных субсчетов:
- 90-1 “Выручка”- предназначен для учета выручки от продаж продукции, работ, услуг;
- 90-2 “Себестоимость продаж” – предназначен для учета себестоимости проданной продукции (товаров работ, услуг);
- 90-3 “Налог на добавленную стоимость – предназначен для учета НДС, включенного в цену проданной продукции (товаров, работ, услуг);
- 90-4 “Акцизы”- предназначен для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров); Аналогично может предусматриваться субсчет для учета налога с продаж и других целевых платежей, составляющих цены;
- 90-9 “Прибыль /убыток от продаж” – предназначен для определения финансового результата (прибыль или убыток) от продажи за отчетный месяц.
При использовании указанных субсчетов учет операции по формированию доходов и расходов от обычных видов деятельности будет осуществляться следующим образом:
записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Экспортные пошлины» ведут в течение года;
финансовый результат от продаж за отчетный месяц определяется путем сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Экспортные пошлины» и кредитового оборота – по субсчету 90-1 «Выручка»;
ежемесячно заключительными оборотами финансовый результат от продаж списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки»;
синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет;
по окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Таблица 4
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
Дт | Кт | ||
1. | Отражена выручка от продажи | 62 | 90-1 |
2. | Отражена НДС с выручки | 90-3 | 68, 76 |
3. | Отражены расходы, включаемые в себестоимость продажи | 90-2 | 20, 26, 43, 44 и др. |
4. | Отнесение ежемесячно суммы прибыли от продаж, выявленной на конец отчетного месяца, с отдельного субсчета на счет прибылей и убытков | 90-9 | 99 |
5. | Отнесение ежемесячно суммы убытка от продаж, выявленной на конец отчетного месяца, с отдельного субсчета на счет прибылей и убытков | 99 | 90-9 |
В целом счет 90 «Продажи» сальдо на конец каждого месяца не имеет, однако все субсчета в течение гола сальдо иметь могут и их величина будет увеличиваться начиная с января каждого года. Субсчет 90-1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчета 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 – только дебетовое сальдо. Субсчет 90-9 может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо.
Заключение
Готовая продукция—конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и продукты, полностью законченные обработкой на данном предприятии, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад готовой продукции. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества.
Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия и поэтому, согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности, должна отражаться в балансе по фактической производственной себестоимости.
Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет количественный, натуральный учет выпуска по видам изделий. По окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства). По показателям выпуска готовой продукции определяется результат работы предприятия в процессе производства — экономия или перерасход как разница между фактической и плановой себестоимостью выпущенной продукции. Здесь же выпуск расценивается и по отпускным (продажным, договорным) ценам, что дает возможность определить предполагаемую выручку и прибыль после реализации выпущенной продукции.
Совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции, называется процессом реализации. Его планирование начинается с обеспечения предприятия заказами, на их основе составляется план по номенклатуре, положенный в основу организации производственного процесса. Заказы согласовываются как с заказчиками продукции, так и с поставщиками материалов. Заключаются договоры с покупателями, в которых указаны ассортимент, срок отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов.
Для обобщения информации о выпущенной продукции (работ, услуг), сданных заказчиком работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости, предназначен счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".
Счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.
Для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции предназначен счет 43 "Готовая продукция". Аналитический учет по счету 43 "Готовая продукция" ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.
В ходе исследования было изучено понятие готовой продукции, ее оценка и документальное оформление движения готовой продукции, синтетический и аналитический учет готовой продукции, особенности учета выпуска продукции при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», учет готовой продукции в местах хранения (на складе) и в бухгалтерии и учет продажи готовой продукции.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 и 2. 2011 г.
2. 23 ПБУ: практический комментарий. – М.: ООО «АБАК», 2009
3. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет / Н.Л. Вещунова, Л.Ф.Фомина. – М.: Проспект, 2010
4. Гусева Т.М. Бухгалтерский учет / Т.М. Гусева, Т.Н. Шеина. – М.: Проспект, 2010
5. Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет и анализ / Н.А. Лытнева, Н.В. Парушина, Е.А. Каштымова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011
6. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 15-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2012
2