Учет доходов и расходов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель - на основании изучения литературных источников, практики работы ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» исследовать учет доходов и расходов организации: бухгалтерский и налоговый аспекты.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 81.71 Кб (Скачать)

        Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» (далее Закон) установлено, что порядок отражения (признания) затрат для определения облагаемой налогом прибыли устанавливается законодательством с учетом положений статьи 3 Закона.

        Статьей 3 Закона, в частности, установлено, что затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета.

        Таким образом, нормативное регулирование налогового учета на доходы и расходы в Республике Беларусь ведется согласно Закона « О налогах на доходы и прибыль», Налогового кодекса Республики Беларусь.

 

    3.2 Аналитический учет затрат на производство и расходов для целей налогообложения. Структура и содержание налоговых регистров 

        Для учета расчетов по налогам  и сборам предназначен журнал-ордер  N 8-АПК. В нем отражаются расчеты,  учитываемые на счетах 18 "Налог  на добавленную стоимость по  приобретенным товарам, работам,  услугам" и 68 "Расчеты по  налогам и сборам".

        Расчеты по налогам и сборам  в журнале-ордере N 8-АПК ведут  по видам платежей с отражением  дебиторской и кредиторской задолженности  на начало и конец отчетного  периода, а также кредитовых  оборотов по счетам в корреспонденции  с дебетом соответствующих счетов.

        Записи в журнале-ордере N 8-AПK  производятся на основании ведомостей  аналитического учета, данных  первичных документов, бухгалтерских  справок либо листков-расшифровок.

        Поскольку журнал-ордер N 8-АПК  является регистром синтетического  учета и обобщает показатели, сформировавшиеся в ведомостях  аналитического учета, то заполнение  ведомостей аналитического учета  предшествует заполнению журнала-ордера.

        Аналитический учет операций, связанных  с налогом на добавленную стоимость,  ведется с ведомости формы  N 32-АПК.

        Записи в ведомости N 32-АПК осуществляются  на основании расчетных документов  с группировкой их данных по  субсчетам, открываемым к счету  18 "Налог на добавленную стоимость  по приобретенным товарам, работам,  услугам". По каждому счету  отражают остатки на начало  и конец месяца, а также обороты  по дебету и кредиту в разрезе  субсчетов в корреспонденции  с соответствующими счетами.

        Аналогичные записи по налогу  на добавленную стоимость осуществляются  во втором разделе ведомости,  где отражаются дебетовые и  кредитовые обороты по расчетам  по НДС, с расшифровкой по  корреспондирующим счетам, учитываемые  на счете 68 "Расчеты (налогам  и сборам", субсчете "Налоги, уплачиваемые  из выручки от реализации товаров,  продукции, работ, услуг", в части расчетов по НДС (Приложение Л).

        В конце месяца подсчитывают  итоги и выводят сальдо по  каждому аналитическому счету  и в целом по налогу на  добавленную стоимость, расчеты  по которому отражаются по  счету 68 "Расчеты по налогам  и сборам".

Итоговые  данные но кредиту счетов 18 "Налог  на добавленную стоимость по приобретенным  товарам, работам, услугам" и 68 "Расчеты  по налогам и сборам" за отчетный месяц, с соответствующими корреспондирующими счетами переносят в журнал-ордер N 8-АПК.

        Аналитический учет расчетов  с бюджетом по другим платежам  и сборам (кроме НДС) ведут в  ведомости формы N 37-АПК.

        Учет расчетов в ведомости  N 37-АПК ведут по каждому виду  налогов и сборов, сгруппировать  их по субсчетам, открываемым  к счету 68 "Расчеты по налогам  и сборам" в соответствии с  источниками их покрытия (себестоимость,  выручка от реализации, прибыль). В ведомости N 37-АПК записывают дебетовые или кредитовые остатки на начало месяца по каждому виду налогов и сборов и по субсчетам, отражают дебетовые и кредитовые обороты в корреспонденции с соответствующими счетами, а также выводят сальдо по каждому аналитическому счету 68 на конец отчетного периода. Записи в ведомости осуществляют на основании соответствующих первичных документов, расчетов по начислению налогов и платежей или же по данным листков-расшифровок.

        Итоговые данные за месяц по  кредиту аналитических счетов  и субсчетов из ведомости N 37-АПК с расшифровкой по корреспондирующим  счетам переносят в журнал-ордер  N 8-AПK.

        Сверку расчетов по налогу  на добавленную стоимость производят  с регистрами по учету расчетов  с поставщиками и подрядчиками, с покупателями товаров, продукции,  работ, услуг.

        Записи по кредиту счета 68 "Расчеты  по налогам и сборам" сверяют  с данными различных регистров:  с дебетом счетов 20, 23, 25, 26, 29 - с  данными производственных отчетов,  с дебетом счетов 90, 91 - с данными  ведомостей N 62-АПК, N 63-АПК, с дебетом  счетов 51, 52 - с данными дебетовых  оборотов журнала-ордера N 2-АПК.

        Суммы дебетовых оборотов по  счету 68 сверяются с данными  журналов-ордеров N 1-АПК, 2-АПК, 3-АПК, 6-АПК.

        Таким образом, после подсчета итогов оборотов и остатков по каждому счету на конец отчетного периода и сверки с другими регистрами их переносят из журнала-ордера N 8-АПК в Главную книгу. 
 

    3.3 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета затрат, расходов и доходов и направления ее развития 

        Основной целью ведения бухгалтерского  учета является наличие оперативной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации с целью эффективного управления и рационального использования ресурсного потенциала.  Для отражения хозяйственных операций в традиционном учете используются бухгалтерские проводки путем двойной записи по дебету и кредиту соответствующих счетов.

        Налоговый учет ведется параллельно бухгалтерскому учету и по аналогичным принципам.  При этом документы бухгалтерского учета в организации являются базой для осуществления налогового учета. Основная цель налогового учета заключается в правильном и своевременном исчислении и уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных налоговым и бюджетным законодательством.

        Субъект предпринимательской деятельности  для целей налогового учета  в зависимости от используемой  системы и/или режимов налогообложения  имеет право применять  упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, включая отказ от требований ведения двойной записи.

        Министерство финансов Республики  Беларусь и Министерство по  налогам и сборам Республики  Беларусь в связи с поступающими  вопросами о необходимости ведения  бухгалтерского учета при упрощенной  системе налогообложения разъясняют  следующее.

        В соответствии со статьей  6 Закона Республики Беларусь "О  бухгалтерском учете и отчетности" (в редакции Законов Республики  Беларусь от 25 июня 2001 г. № 42-З и от 29 декабря 2007 г. №302-3) (далее – Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности") руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения [9].

        Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

        создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение,         возглавляемое главным бухгалтером;

        ввести в штат должность бухгалтера;

        передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

        вести учет лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь.

        Статьей 7 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и  отчетности" предусмотрена норма,  что руководитель частного унитарного  предприятия имеет право вести  бухгалтерский учет и составлять  бухгалтерскую отчетность лично,  если это предусмотрено уставом  предприятия.

        Указ Президента Республики Беларусь  от 09.03.2007 г. № 119 «Об упрощенной  системе налогообложения» (далее  – Указ № 119) принят в целях  упрощения порядка налогообложения  организаций и индивидуальных предпринимателей[27].

        В соответствии с пунктом 17 Указа № 119 организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения,  ведут учет в книге учета  доходов и расходов организаций  и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения.

        Следует отметить, что согласно  п.17 Положения об упрощенной системе  налогообложения вести учет в  книге учета доходов и расходов  обязаны только организации и  индивидуальные предприниматели  , которые освобождены от ведения  бухгалтерского учета и отчетности.

        От ведения бухгалтерского учета  и отчетности освобождены только  организации и индивидуальные  предприниматели, которые не уплачивают  налог на добавленную стоимость, а также организации, не являющиеся республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые эти

ми хозяйственными обществами.

        Таким образом, организации и  индивидуальные предприниматели,  применяющие упрощенную систему  налогообложения и уплачивающие  налог на добавленную стоимость,  а также республиканские и  коммунальные унитарные предприятия  и хозяйственные общества (кроме  указанных выше) обязаны в любом  случае вести бухгалтерский учет  и составлять отчетность в  общеустановленном порядке, и  соответственно эта категория  плательщиков не должна вести  книгу учета доходов и расходов.

        Подпунктом 2.6. Указа Президента  Республики Беларусь от 15 октября  2007 г. № 497 «Об отдельных вопросах  применения упрощенной системы  налогообложения и о внесении  дополнений и изменений в Указ  Президента Республики Беларусь  от 9 марта 2007 г. № 119» пункт  17 Указа № 119 добавлен частью  второй, предусматривающей, что указанные  в части первой настоящего  пункта организации и индивидуальные  предприниматели вместо книги  учета доходов и расходов организаций  и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему,  вправе вести бухгалтерский учет  и отчетность на общих основаниях.

        Таким образом, унитарные предприятия,  которые должны вести бухгалтерский  учет, или освобожденные от ведения  бухгалтерского учета, но желающие  вести бухгалтерский учет, в части  вопросов ведения бухгалтерского  учета и составления отчетности  руководствуются Законом Республики  Беларусь «О бухгалтерском учете  и отчетности» и другими законодательными  актами по бухгалтерскому учету  Республики Беларусь.

        Таким образом, организация бухгалтерского учета зависит от следующих факторов:

        поставленных целей и требований внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности;

        применяемой системы налогообложения;

        видов собственника и организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности.

        Таким образом, автор утверждает, что в Республике Беларусь  бухгалтерский  учет ведется  параллельно налоговому. Далее автор  предполагает, что налоговый и бухгалтерский учет сольются во единую систему контроля за правильностью ведения учета в организациях, что в свою очередь будет способствовать выхода белорусской продукции на мировой рынок.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Учет доходов и расходов организации