Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение состояния бухгалтерского учета денежных на расчетных и специальных счетах в банках и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. определить понятие и функции денежных средств;
2. определить понятие и формы расчетов;
3. изучить организацию бухгалтерского учета операций с денежными средствами и расчетных операций в банках;
4. проанализировать структуру, динамику и оборачиваемость денежных средств и расчетов;
5. выявить пути повышения эффективности использования денежных средств.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты учёта денежных средств
1.1 Порядок открытия расчетного счета
1.2 Движение средств по счету
1.3 Учёт денежных средств на расчетных счетах
Глава 2. Учёт денежных средств
2.1 Учёт операций с банковскими картами
2.2 Учёт денежных средств на специальных счетах
2.3 Совершенствование учёта денежных средств
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая по бух. учету.docx

— 73.67 Кб (Скачать)

Для контроля, за движением денежных средств на счетах в банке и для отражения этих операций в учете предприятия периодически получают из банка выписки из расчетных счетов. В выписках указывают все суммы поступлений и платежей. К выписке прилагаются соответствующие документы, на основании которых были произведены записи. Практически выписки представляют собой вторые экземпляры соответствующего лицевого счета предприятия, ведущегося в банке.   

  • ПРИМЕР: Движение денежных средств ООО "ЕвроСрой", в тыс. руб.

Из таблицы следует вывод  о том, что остаток средств  на конец года уменьшается быстрыми темпами. Это может быть следствием, как замедления оборачиваемости, так  и более детального планирования операций поступления и выбытия. Также по представленным данным видно, что за исследуемый период времени  предприятие имело место увеличение объемов оказываемых услуг, что  отражается на поступлении денег и направления их использования.

показатель

2009

2010

2011




 

Остаток на начало года

2089

4546

351

Поступило от покупателей и заказчиков

35323

42681

77089

Прочие доходы

0

0

35391

Денежные средства направлены на приобретение товаров, оплату труда, выплату дивидендов

29366

46876

84157

Приобретение основных средств

0

0

25644

Погашение займов

3500

0

2985

Остаток на конец года

4546

351

45




 

 

 

 

1.3 Учёт денежных средств на расчетных счетах

Порядок осуществления безналичных  расчётов между юридическими лицами в валюте РФ и на её территории в  различных формах регулируется ГК РФ и Положением Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчётах в Российской Федерации». При осуществлении  безналичных расчётов с участием физических лиц следует руководствоваться  Положением Банка России от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления  безналичных расчётов физическими  лицами в Российской Федерации».4

Расчётный счёт - это основной счёт предприятия, через который проводятся все денежные операции. Для его  открытия, в банк предоставляются следующие документы:

  • заявление на открытие счёта установленного образца;
  • нотариально заверенная копия свидетельства о постановке организации на учёт в налоговой инспекции;
  • заверенная копия свидетельства о государственной регистрации организации;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов;
  • два экземпляра банковских карточек с образцами подписей руководителя предприятия, главного бухгалтера и их заместителей и оттиском печати, заверенные нотариально.
  • Формы безналичных расчётов и механизм их реализации на территории Российской Федерации закреплены в ст. 862 ГК РФ, устанавливающей правила расчётов платёжными и инкассовыми поручениями, по аккредитиву, чеками, а также расчётов в иных формах, предусмотренных законом в соответствии с банковскими правилами.5
  • Положение Банка России «О безналичных расчётах в Российской Федерации» помимо регулирования осуществления безналичных расчётов определяет форматы и порядок заполнения используемых расчетных документов, среди которых можно выделить:
  1. платёжные поручения;
  1. платёжные требования;
  2. инкассовые поручения.

Платёжное поручение - распоряжение владельца  счёта (плательщика) обслуживающему его  банку перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжными поручениями могут производиться  платежи за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги, перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, в целях возврата кредитов, депозитов, процентов по ним.

Платёжное требование - документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк. Платёжные  требования применяются при расчётах за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги и в иных случаях, предусмотренных договором. Расчёты посредством платёжного требования могут осуществляться с  предварительным согласием (акцептом) плательщика либо без него.

Инкассовое поручение - расчетный  документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются  в случаях, когда бесспорный порядок  взыскания денежных средств установлен законодательством, а также для  взыскания по исполнительным документам и в случаях, предусмотренных  сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права  на списание денежных средств со счёта  плательщика без его распоряжения.

Для обобщения информации о наличии  и движении денежных средств на расчётных  счетах организации используется активный счёт 51 «Расчётные счета». По дебету данного  счёта отражается поступление денежных средств на расчётный счёт, а по кредиту - их списание.

Сведения о движении денежных средств  на расчетном счете содержатся в  выписке с расчетного счета, которая  представляет собой второй экземпляр  лицевого счёта организации, открытого  ей банком. Предприятие регулярно  получает от банка выписку с расчётного счёта с приложенными копиями  документов, на основании которых  зачислены или списаны средства.6

Сохраняя денежные средства организации, банк является её должником, поэтому  остатки средств и поступления  на расчётный счёт банк отражает по кредиту этого счёта, а уменьшение долга, т.е. списание средств со счёта, - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер  должен помнить об этом и записывать зачисленные суммы и остаток  по дебету расчётного счёта, а списание - по кредиту.

Выписка банка заменяет собой реестр аналитического учёта по расчётному счёту. Аналитический учёт по счёту 51 «Расчётные счета» ведётся по каждому  открытому в кредитном учреждении расчётному счёту.

При журнально-ордерной форме учёта  обороты по кредиту счёта 51 «Расчётные счета» фиксируются в журнале-ордере №2, а дебетовые обороты аккумулируются в ведомости №2. Основанием для  записи в эти регистры являются проверенные  выписки с расчётного счёта. Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для  каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена.

 

Глава 2. Учёт денежных средств

 

2.1 Учёт операций с банковскими картами

Кредитная организация-резидент может осуществлять эмиссию банковских карт для физических и юридических лиц при наличии  лицензии на осуществление банковских операций по счетам клиентов в соответствующей  валюте. Юридическим лицам эмитент может выдавать на основании заключенного с ним договора банковские карты следующих типов: расчетная корпоративная карта; кредитная корпоративная карта.7

По расчетной  корпоративной карте клиент может  распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом на основании  договора с клиентом.

По кредитной  корпоративной карте клиент может  осуществлять операции в размере  представленной эмитентом кредитной  линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом на основании договора с клиентом.

Юридические лица-резиденты могут осуществлять с использованием корпоративных  карт безналичные операции в организациях торговли (услуг), а также операции получения наличных денежных средств в следующих случаях:8

  • получения наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для осуществления расчетов на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным ЦБ РФ, и связанных с хозяйственной деятельностью юридического лица на ее территории, а также для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в пределах Российской Федерации, в валюте Российской Федерации;
  • безналичной оплаты расходов в валюте Российской Федерации, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц, в ее пределах;
  • безналичных операций на территории Российской Федерации, связанных с основной деятельностью юридического лица, в ее валюте;
  • безналичных операций на территории Российской Федерации, связанных с хозяйственной деятельностью юридического лица, в валюте Российской Федерации;
  • безналичной оплаты в валюте Российской Федерации расходов представительского характера на ее территории;
  • безналичной оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства, в иностранной валюте;
  • безналичной оплате расходов представительского характера в иностранной валюте за пределами Российской Федерации;
  • получения наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.

При совершении операций в валюте Российской Федерации  допускается списание средств с валютных счетов юридических лиц в иностранной валюте. При  совершении операций в иностранной валюте допускается списание средств с рублевых счетов юридических лиц, при этом покупаемая валюта не зачисляется на валютные счета юридических лиц, а сразу направляется на проведение операций в иностранной валюте. Средства, списанные со счетов юридических лиц, считаются выданными под отчет держателям корпоративных карт.9

Запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы  и других выплат социального характера.

При совершении операций с использованием банковских карт, в случае отсутствия денежных средств на счете клиента осуществление  расчетов по таким операциям производится путем предоставления клиенту кредита  на соответствующую сумму на условиях договора между эмитентом и клиентом.

При получении  банковской карты организация должна перечислить банку ее стоимость:

Д-т сч. 50, субсчет 3 «Денежные документы»

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

и перечислить  на специальный карточный счет в  банке денежные средства для расходов:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках»

К-т сч. 51 «Расчетные счета».

Затем полученная банковская карта выдается подотчетному лицу:

Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т сч. 50, субсчет 3 «Денежные документы».

Подотчетное лицо после осуществления разрешенных  ему хозяйственных операций по карте  предоставляет авансовый отчет:

Д-т счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 26 «Общехозяйственные расходы»

К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

При получении  выписки из карточного счета списываются  денежные средства с него:

Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

К-т сч. 55 «Специальные счета в банках».

Возвращенная  подотчетным лицом карта опять  зачисляется в состав денежных документов:

Д-т сч. 50, субсчет 3 «Денежные документы»

К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

После окончания  срока действия банковской карты  осуществляется списание:

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

К-т сч. 50, субсчет 3 «Денежные документы»10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Учёт денежных средств на специальных  счетах

На специальных  счетах в банках учитываются денежные средства, находящиеся в аккредитивах, чековых книжках, на текущих, особых и других счетах, денежные средства целевого финансирования и использования, если они подлежат обособленному  хранению и использованию. Для учета  каждого вида денежных средств открываются  соответствующие субсчета к счету 55 «Специальные счета в банках».

 

Счет 55 «Специальные счета в банках»

Д-т К-т 

Поступление денежных средств

Корреспонди-рующие счета

Списание денежных средств

Корреспонди-рующие счета

Сальдо – остаток денежных средств на начало периода

При открытии аккредитивов, выдаче чековых книжек за счет собственных  средств или кредитов банка

На текущие счета филиалов и структурных единиц организации, выделенных на отдельный баланс

Целевого финансирования

 

 

 

 

 

 

 

Сальдо – остаток денежных средств на конец периода

 

 

 

51,52,

66,67

 

 

 

 

 

 

51, 52

 

 

 

 

 

86

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

В оплату расходов целевого назначения

 

При возврате неиспользованных средств в аккредитивах, чеков

 

В оплату счетов поставщиков  и подрядчиков

 

 

 

В оплату текущих расходов филиалов и структурных единиц организации, выделенных на отдельный баланс

 

При возврате целевого финансирования

 

 

 

 

 

07, 10, 60

и др.

 

51, 52

 

 

 

 

60, 76

 

 

 

 

 

79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

86

Информация о работе Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах в банках