Учет денежных средств и расчетов неденежными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 07:15, реферат

Краткое описание

Цель реферата – дать характеристику учета денежных средств и расчетов неденежными средствами.

Задачами реферата является охарактеризовать бухгалтерский учет следующих понятий:

•Применение Контрольно-кассовых машин в торговле;
•Документирование и учет денежных средств и денежных документов в кассе организации, порядок ведения кассовых операций;
•Документирование и учет денежных средств на расчетных и валютных счетах банка; учет переводов в пути;
•Учет денежных средств на специальных счетах банка;
•Сущность факторинговых и форфейтинговых операции;
•Учет вексельных операций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……………………….3

1. Применение Контрольно-кассовых машин в торговле…………………………………………...4

2. Документирование и учет денежных средств и денежных документов в кассе организации, порядок ведения кассовых операций…………………………………………………………………7

3. Документирование и учет денежных средств на расчетных и валютных счетах в банках. Учет переводов в пути

3.1. Учет денежных средств на расчетных счетах в банках………………………………………..11

3.2. Учет денежных средств на валютных счетах банка…………………………………………...12

3.3. Учет переводов в пути…………………………………………………………….......................13

3.4. Учет денежных средств на специальных счетах в банках…………………………………….14
4. Сущность факторинговых и форфейтинговых операций……………………………………….16

5. Учет вексельных операций…………………………………………………….………………….20

Заключение………………………………………………………………………………………...….23
Список литературы………………………………………………………………………………...…24

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ .docx

— 80.92 Кб (Скачать)

            55-2 «Чековые книжки»;

            55-3 «Депозитные счета» и др.

     Аккредитивная форма расчетов применяется в  двух случаях: когда она установлена  договором и когда поставщик  переводит покупателя на эту форму  расчетов в соответствии с положениями  о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления. Особенность аккредитивной  формы расчетов в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу  после отгрузки им продукции.  
          Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств, и др.).  
          Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемно-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.

     Аккредитив  учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».  
         Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:            

Дебет 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы»  Кредит52 «Расчетные счета».         

     Когда аккредитив выставляют за счет банковского  кредита, составляют следующую запись:     

      Дебет 55 «Специальные счета в  банках», субсчет «Аккредитивы» Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».                         

          Оплату счетов поставщиков с  аккредитивного счета оформляют  следующей записью:            

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 55 «Специальные счета в банках»,субсчет  «Аккредитивы».                     

           Остаток неиспользованного аккредитива  возвращают организации-покупателю  и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за  счет собственных средств, или  перечисляют в погашение задолженности  по ссуде, если аккредитив выставлен  за счет банковского кредита. 

            Расчетный чек содержит письменное  поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на  перечисление указанной в чеке  суммы денег с его счета  на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями). Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.  
При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки, для зачисления денег на его расчетный счет.

     Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов. Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2.  
         Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.

     Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.

     На  субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывают движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету счета 55 и кредиту счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производят обратные бухгалтерские записи.

     Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» ведут по каждому вкладу.

     На  отдельных субсчетах счета 55 учитывают  движение обособленно хранящихся в  банке средств целевого финансирования (поступивших бюджетных средств); средств, поступивших на содержание специальных учреждений от родителей  и других источников; средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета.

     Филиалы, представительства и иные структурные  единицы, входящие в состав организации  и выделенные на самостоятельный  баланс, которым открыты текущие  счета в местных учреждениях  банков для осуществления текущих  расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.

     Наличие и движение средств в иностранных  валютах учитывают на счете 55 обособленно.  
         Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Сущность факторинговых и форфейтинговых операций 

     Конец 1950-х – начало 1960-х годов ХХ в. определили в мировой экономики существенные сдвиги от рынков продавцов к рынкам покупателей. Началась «охота» производителей товаров и услуг за покупателями. Это, в свою очередь, потребовало разработки новых, более совершенных банковских технологий финансирования. Дело в том, что применение традиционных технологий кредитования не смогло удовлетворить ни покупателей, ни продавцов. Что касается производителей (продавцов), то значительный рост объемов производства не позволял им предоставлять кредиты покупателям за счет собственных средств. Заимствование же кредитов у банков приводило к значительному ухудшению структуры баланса.

     Единственным  и эффективным выходом из этого  критического состояния явилось возникновение между покупателем и продавцом третьего участника - фактора (посредника), который за определенные комиссионные проценты приобретает (покупает) денежные обязательства по поставкам в обмен на немедленную выплату денег. Эта операция, в некотором смысле альтернативная традиционному кредитованию, получила название факторинга.

          Факторинг (от англ. factor - агент, посредник) - это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Суть факторинга в том, что факторинговая компания (или фактор-фирма), покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты части стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом комиссионных и процентов за кредит, в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателей. Разумеется, поступающий затем платеж зачисляется на счет фактор-компании.

     Факторинг позволяет поставщику:

  • заблаговременно реализовать долговые требования;
  • освободиться от риска неплатежа;
  • упростить структуру баланса;
  • сэкономить на бухгалтерских, административных и других расходах.

     Все это способствует ускорению оборота  капитала, снижению издержек обращения, расширению производства и увеличению прибылей.   

     Факторинговое обслуживание наиболее аффективно для предприятий оптовой торговли, вновь выходящих рынок, а также малых и средних оптовых предприятий, которые не всегда располагают информацией о платежеспособности своих покупателей и к тому же имеют ограниченный доступ к кредиторам.

     Следует отметить, что банки также заинтересованы в проведении факторинговых операций так как получают вознаграждение виде комиссионных платежей за управление счетами клиента, включая кредитный риск и факторинговый сбор. Комиссионный сбор обычно составляет 0,5-3% обшей суммы купленных счетов. Его размер зависит от торгового оборота клиента, степени риска и объема необходимой конторской работы. Степень риска зависит от платежеспособности должников клиента, а объев конторской работы - от количества счетов-фактур. Кроме того, клиент уплачивает банку ссудный проценте ежедневного остатка предварительного платежа по счетам.

     Факторинговые операции подразделяются на:

  • внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-то из трех стран находится в другом государстве;
  • открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, и закрытые (конфиденциальные); с правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику вернуть уплаченную сумму, или без права регресса; с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты и оплаты требования к определенной дате.

     Заключая  факторинговое соглашение, фактор-фирма  берет на себя возможный риск неплатежей со стороны покупателя.  Поэтому  до заключения такого соглашения она  должна провести предварительную работу по изучению платежеспособности клиента обслуживаемого ею поставщика. Для этого поставщик сообщает компании-фактору (факторинговому отделу банка) список своих покупателей и предполагаемый объем поставок товаров.

     Фактор-фирма  проверяет платежеспособность каждого  из покупателей и сообщает поставщику возможные кредитные лимиты по каждому  покупателю. В рамках этих кредитных  лимитов поставщик может отгружать продукцию без всякого риска.

     При открытом факторинге поставщик, отгружая продукцию и выставляя платежные требования, должен известить покупателя о том, что прибегает к посредничеству факторинговой фирмы и все платежи должны зачисляться на ее счет.

     Преимущества факторинга:

     1. Отсутствие залога. При заключении договора факторинга банк не требует предоставления залога, открытия расчетных счетов поставщика и его дебиторов в одном из своих отделений, а также не проводит длительной проверки платежеспособности клиента. Должниками банка при факторинговом обслуживании поставщика становятся его дебиторы, а не предприятие-поставщик (гл. 43 ГК РФ).

     2. Снижение рисков компании-поставщика. При факторинге банк берет на себя значительную часть рисков своего клиента, в частности риски ликвидности, кредитные, валютные и процентные риски.

     Под кредитными рисками при факторинге понимается возможность неоплаты дебиторами поставок с отсрочкой платежа. После  заключения факторингового договора и  предоставления финансирования предприятию-клиенту  банк полностью несет все убытки, связанные с непоступлением платы  от дебиторов. Поставщик же может  таких убытков избежать, так как  уже получил от банка 60-90% от стоимости  контракта.

     Ликвидные риски представляют собой риски  несвоевременной оплаты дебиторской  задолженности, приводящие к недостатку средств у поставщика для покрытия текущих затрат. При факторинге поставщик  получает финансовые ресурсы от банка  практически в момент поставки, поэтому  ликвидные риски поставщика становятся заботой банка.

     Снижение  валютных рисков означает возможность  немедленно конвертировать в валюту денежные средства, полученные от банка. Этот аспект факторинговых услуг  важен для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

     Факторинг позволяет избежать так называемых процентных рисков. Они возникают  в случае, когда компания за счет привлечения кредитов пытается восполнить недостаток оборотных средств, вызванный  отсрочкой платежей. Напомним, что  процентная ставка по краткосрочным  кредитам в первую очередь зависит  от ситуации на рынке заемных средств, поэтому предприятие не застраховано от резкого удорожания кредитных  ресурсов.

Информация о работе Учет денежных средств и расчетов неденежными средствами