Учет дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.
Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

кур.раб готовая.docx

— 74.34 Кб (Скачать)
  • дебиторскую задолженность, срок оплаты которой не наступил (нормальная);
  • дебиторскую задолженность, не оплаченную в срок (просроченная);
  • дебиторскую задолженность, по которой прошел срок исковой давности (безнадежная). Классификацию дебиторской задолженности представлено на рис. 1.
 

 
 
 

    В настоящее время, в связи с  переходом на  новый  план  счетов  и  новую систему  учета   дебиторской   задолженности,   выделяют   следующие   виды:

  • дебиторская задолженность  покупателей  и  заказчиков
  • дочерних организаций
  • ассоциированных и совместных организаций
  • филиалов и структурных подразделений
  • дебиторская задолженность работников
  • дебиторская задолженность по аренде
  • вознаграждения к получению
  • прочей  дебиторской задолженности
  • резерв по сомнительным требованиям
  • дебиторская  задолженность   по выданным авансам.
 
 
 

    ГЛАВА 2 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 

    2.1 УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ  ДОЧЕРНИХ, АССОЦИИРОВАННЫХ И СОВМЕСТНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ 

    Если  субъект владеет прямо или  косвенно более 50% голосующих акций  другого субъекта, инвестор устанавливает  контроль над этим субъектом и  признается основным хозяйственным  товариществом, а инвестируемый  субъект – дочерним хозяйственным  товариществом. Основное товарищество и все его дочерние товарищества образуют группу. Аналитический учет ведется по каждому дочернему  товариществу. Если инвестор владеет  менее 50% голосующих акций другого  субъекта, в этом случае инвестируемый  объект становится зависимым субъектом.

    Например. Основное товарищество отпустило дочернему (зависимому) товариществу материалы  на сумму 236000 тенге. В этом случае будут  произведены следующие записи:

      а) у основного товарищества:

№ п/п Содержание  операции Дебет Кредит Сумма
1 Отпущены материалы  дочернему товариществу 1220  «Краткосрочная  дебиторская задолженность дочерних  организаций»,1230 «Краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций» 6280 «Прочие доходы» 236000
2 На сумму  НДС 12% 1220  «Краткосрочная  дебиторская задолженность дочерних  организаций»,1230 «Краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций» 3130 «НДС» 28320
3 Списана себестоимость  отпущенных материалов 7470 «Прочие расходы» 1311 «Материалы» 86730
4 Поступили на расчетный  счет платежи 1030 «Денежные  средства на текущих банковских  счетах» 1220  «Краткосрочная  дебиторская задолженность дочерних  организаций»,

1230 «Краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций»

271400
5 Перечислен  НДС в бюджет 3130 «НДС» 1030 «Денежные  средства на текущих банковских  счетах» 28320
6 В конце отчетного  периода списываются:

а) расходы  на уменьшение итогового дохода

б) доходы на увеличение итогового дохода

 
 
5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)» 

6280 «Прочие  доходы»

 
 
7470 «Прочие расходы»

5610 «Итоговая  прибыль (итоговый убыток)»

 
 
86730 

236000

 

      б) у дочернего товарищества:

№ п/п Содержание  операции Дебет Кредит Сумма
1 Получены материалы  от основного товарищества 1311 «Материалы» 3320 «Краткосрочная  кредиторская задолженность дочерним  организациям»,

3330 «Краткосрочная кредиторская задолженность ассоциированным и совместным организациям»

236000
2 На сумму  НДС 1420  «НДС» 3320 «Краткосрочная  кредиторская задолженность дочерним  организациям»,

3330 «Краткосрочная кредиторская задолженность ассоциированным и совместным  организациям»

28320
3 Перечислено с  расчетного счета основному товариществу в счет погашения долга 3320 «Краткосрочная  кредиторская задолженность дочерним организациям»,

3330 «Краткосрочная кредиторская задолженность ассоциированным и совместным

организациям»

1030 «Денежные  средства на текущих банковских счетах» 271400
4 НДС по поступившим  ценностям поставлен в зачет 3130 «НДС» 1420 «НДС» 28320
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ  ЛИЦАМИ 

    Чтобы избежать обычных ошибок в терминах и толковании ниже приводится разъяснение, что можно назвать подотчетными лицами, а что подотчетными суммами.

    Подотчетными  суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам . Порядок выдачи денег под отчет ,размер авансов и сроки на которые они могут быть выданы ,установлены правилами ведения кассовых операций .

    Размер  суточных определяется организацией самостоятельно. Максимальный размер суточных не ограничен: нижним пределом является норма, установленная для бюджетных организаций. Конкретный размер суточных устанавливается в трудовом договоре либо внутренним положением о командировке или приказом руководителя. Суточные выплачиваются за каждый день нахождения в командировке, включая выходные дни и время в пути.

    Подотчетными  лицами являются работники организации, получившие

    Под отчет наличные сумму денежных средств  на предстоящие операционные, административно-хозяйственные и командировочные расходы.

    Не  все организации расплачиваются по безналичному расчету – перечисляя деньги со своего счета на счет продавца. Иногда гораздо удобней и быстрее  оплатить покупку наличными, например, канцтовары, хозяйственный инвентарь, бензин для служебного автомобиля и другое. Для этого деньги из кассы выдаются сотрудникам под отчет. Они покупают то, что нужно, а затем составляют и сдают в бухгалтерию авансовый отчет. Если при покупке израсходованы не все деньги, то остатки сотрудник должен вернуть в кассу. Если же сотрудник добавил к выданным свои деньги, то сумму переплаты организация должна ему компенсировать.

    Перечень  подотчетных лиц и правила  расчетов с ними можно включить в  учетную политику, определяющую правила  бухгалтерского учета. Только включенные в перечень лица могут получать деньги под отчет. Он утверждается приказом руководителя предприятия.

    Все работники предприятия, получающие деньги под отчет, должны соблюдать  правила работы с наличностью. Они  предусмотрены Порядком ведения  кассовых операций в РК, так, в пункте этого документа сказано, что сотрудник, получивший деньги под отчет, обязан отчитаться об их использовании и сделать это в срок.

    Таким образом, в приказе нужно не только перечислять подотчетных сотрудников, но и указать, какую сумму каждый из них может получить за один раз, на какой срок и когда они должны сдавать авансовые отчеты в бухгалтерию. Если же понадобилось выдать деньги под  отчет сотруднику, которого нет в  списке, то составляется отдельный  приказ, где нужно указать фамилию  и должность сотрудника, срок, на который ему выданы деньги, дату, не позднее которой он должен сдать  авансовый отчет и т.д.

    Сотрудник может получить деньги под отчет  из кассы предприятия только на определенные цели. Цели, на которые можно расходовать  наличные деньги из выручки под отчет  согласовываются с учреждением  банка, где открыт расчетный счет организации. Разрешено расходовать: на командировочные, на хозяйственные  нужды, ГСМ, закуп сельхозпродукции

    Во-первых, предприятие выдает своим сотрудникам  наличные, когда направляет их в  командировку - суточные, деньги на проезд до места назначения и обратно, на проживание в гостинице. Но прежде чем  сотрудник получит деньги, руководитель предприятия должен издать приказ о  командировке. В нем указывают  фамилию сотрудника, его должность, куда он отправляется и с какой  целью, а также какая сумма  командировочных ему положена.

    Во-вторых, средства под отчет получают те сотрудники, которые расплачиваются наличными  от имени своего предприятия с  другими организациями и предприятиями. Например, водитель покупает у АЗС  горюче-смазочные материалы для  служебного автомобиля, секретарь марки, конверты на почте, бухгалтер – бланки документов в специализированных магазинах. Чтобы получить деньги, сотрудник  пишет заявление на имя руководителя организации, в котором просит выдать необходимую сумму. Если руководитель согласен, он подписывает приказ. В  нем указывается кому и на какие  цели выдаются деньги.

    Даже  если сотрудник не отчитался в  срок по подотчетным деньгам, удерживать налог на доходы с физических лиц  не нужно. Деньги, выданные под отчет, все равно принадлежат организации, которая их выдала.

    При расчетах по командировкам руководствуются  статьей 101 НК РК, в которой установлены  нормы командировочных расходов.

    Служебная командировка – это поездка работника  по распоряжению руководителя на определенный срок для выполнения служебного поручения  вне места постоянной работы (из Трудового Кодекса РК далее - ТК РК).

    К компенсациям при служебных командировках, подлежащим вычету (ст.110 НК РК), относятся:

    1) фактически произведенные расходы  на проезд к месту командировки  и обратно, включая оплату расходов  за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд  и за бронь (в том числе  электронного билета при наличии  документа, подтверждающего факт  оплаты его стоимости);

    2) фактически произведенные расходы  на наем жилого помещения, включая  оплату расходов за бронь, на  основании документов, подтверждающих  расходы на наем жилого помещения  и за бронь;

    3) суточные, выплачиваемые работнику  за время нахождения в командировке, в размере, установленном по  решению налогоплательщика.

    Время нахождения в командировке определяется на основании: письменного распоряжения работодателя о направлении работника  в командировку; количества дней командировки исходя из дат выбытия к месту  командировки и прибытия обратно, указанных  в документах, подтверждающих проезд.

    При отсутствии таких документов  количество дней командировки определяется исходя из других документов, подтверждающих дату выбытия к месту командировки и (или) дату прибытия обратно, предусмотренных  налоговой учетной политикой  налогоплательщика;

    4) расходы, произведенные налогоплательщиком  при оформлении въездной визы (стоимость визы, консульских услуг,  обязательного медицинского страхования), на основании документов, подтверждающих  расходы на оформление въездной  визы (стоимость визы, консульских  услуг, обязательного медицинского  страхования).

    Направление работников в командировку должно быть оформлено первичными документами. Формы этих документов утверждены постановлением от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». К числу таких документов относятся:

    - служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении;

    - приказ (распоряжения) о направлении работника в командировку;

    - командировочное удостоверение.

    После возвращения из командировки работник должен представить отчеты:

    -  о выполнении задания на командировку;

    -  авансовый отчет .

    Суммы авансов, выданных в подотчет, определяют по предварительному расчету, стоимости  проезда, суточных, квартирных в соответствии с нормами установленными законодательством. Полученные деньги разрешается расходовать  только на те цели, на которые они  были выданы. В установленные сроки  подотчетные лица обязаны предоставить отчеты о действительно израсходованных  суммах с приложением оправдательных документов. Отчет о расходах на командировки представляется в течение 3-х дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу.

    Бухгалтерия авансовые отчеты проверяет и  определяет расходы, подлежащие утверждению  руководителем субъекта.

Информация о работе Учет дебиторской задолженности