Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование значения трансфертной цены в деятельности хозяйствующих субъектов, раскрытие содержания трансфертных цен и методов трансфертного ценообразования. Механизм трансфертного ценообразования активно используется сегодня в России и российскими, и зарубежными компаниями. Причинами широкого распространения этого механизма стали неразвитость рынка и рыночных институтов в регионах России, высокая степень монополизации отдельных секторов экономики, отсутствие сводной информации о рыночных сделках и рыночных ценах, а также различия в условиях налогообложения в разных субъектах Российской Федерации.

Оглавление

Содержание…………………………………………………………………….. 2
Введение .……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и основные особенности трансфертного ценообразования……………………………………………………………… 5
1.1 Понятие трансфертного ценообразования и его цели………………….5
1.2.Исторический аспект возникновения трансфертного ценообразования………………………………………………………………11
Глава 2. Организация трансфертного ценообразования в системе управленческого учета……………………………………………………….12
2.1.Факторы, влияющие на установление трансфертных цен…………….12
2.2.Методы трансфертного ценообразования……………………………...13
2.3.Отражение операций в системе трансфертного ценообразования на счетах управленческого учета и в управленческой отчетности…………………..16
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………….33

Файлы: 1 файл

Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

1. Определение источника конкурентного преимущества;

2. Выделение связей в цепочке создания стоимости;

3.Формулировка общих стратегий (лидерство по издержкам, дифференциация и концентрация) для достижения и поддержания конкурентного преимущества.

Трансфертные  цены получили широкое распространение в бизнесе крупных компаний в зарубежных странах, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках транснациональных компаний. Концентрация производства сопровождалась развитием его специализации, предполагающей передачу промежуточных продуктов другому предприятию, входящему в тот же холдинг. В этой ситуации установление трансфертных цен, отличающихся от сложившихся на рынке, позволяет руководству холдинга перераспределять прибыль между материнской и дочерними компаниями, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделениями, выводить прибыль, получаемую дочерними компаниями, из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки за счет искусственного снижения цен на продукцию, поставляемую компании холдинга, осваивающей новые рынки.

На основе анализа теоретических положений и их сопоставления практике применения трансфертного ценообразования были выделены следующие критерии:

1)трансфертные цены, могут устанавливаться как на рыночных принципах, так и отличаться от них в большую или меньшую сторону для каждой из сторон сделки ;

2) трансфертные цены образуют систему взаимосвязанных элементов с собственными товарными, финансовыми и информационными потоками ;

3)область применения трансфертного ценообразования не ограничивается производственными организациями и может распространяться на финансово-кредитные, страховые и прочие организации.

 

1.2. Исторический аспект  возникновения трансфертного ценообразования.

Трансфертные цены в рассматриваемом  смысле появились после принятия в СССР в 1987 году закона о государственном предприятии (объединении) и в 1988 году - закона о кооперации. Эти два правовых акта создали основу "присваивающего хозяйства": резко расширившие свою хозяйственную самостоятельность государственные предприятия оказались облепленными разного рода кооперативами и малыми предприятиями, получавшими от этих предприятий ресурсы бесплатно либо по номинальным ценам и реализовывавшими продукцию по свободным ценам, более высоким, чем государственные. Собственник - государство - все более ослабевал и вскоре оказался совершенно не в состоянии как-то ограничить "присваивающее хозяйство". Государственные предприятия вместе с облепившими их кооперативами, созданными руководством этих предприятий, стали прообразом современных бизнесов. Настоящий расцвет трансфертного ценообразования связан с отменой в самом конце 1980-х годов монополии внешней торговли, когда у руководства государственных предприятий появилась возможность занижать цены при экспорте продукции, получая на свои зарубежные счета разницу между рыночной и трансфертной ценой. Развилась классическая форма трансфертного ценообразования - экспорт через офшорную структуру; обычной формой бизнеса стала совокупность двух юридических лиц - государственного предприятия и частного офшора.Таким образом, исторически трансфертное ценообразование было формой получения частными лицами дохода от использования государственной собственности. Этот механизм в своих главных чертах сложился к началу массовой приватизации, и ею отменен не был. Широко известно, что российская массовая приватизация 1992-1994 годов закончилась победой инсайдеров, т е. привела в большинстве случаев к юридическому закреплению контроля над предприятием со стороны не внешних, а внутренних акционеров, прежде всего высшего менеджмента. Они распространили на ставшие частными предприятия те механизмы получения дохода, которые сложились на государственных предприятиях.

 

Глава 2. Организация трансфертного ценообразования в системе управленческого учета.

2.1.Факторы, влияющие на установление трансфертных цен.

Система трансфертных цен зависит от целого ряда факторов:

1. Наличия конкурентного  рынка для промежуточного продукта

Основной принцип  трансфертного ценообразования  гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т. е. к рыночной.

В этом случае предприятия  автономны в принятии решений  и их деятельность может быть объективно оценена.

2. Наличия свободных мощностей у подразделения-производителя

Если у предприятия  есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более  предпочтительной является покупка  продукции внутри группы, в результате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть постоянных расходов, которые связаны с простаиванием мощностей).

3. Квалификации  менеджеров

Система трансфертного  ценообразования требует высокой  квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные противоречащие друг другу цели для достижения оптимального для холдинга результата. Менеджеры должны обязательно иметь хорошее финансовое образование, а также понимать особенности отраслей, в которых функционируют предприятия группы (ценообразование, конкуренты, потребители, производственные мощности и т. д.).

4. Переговорной  силы предприятий

Трансфертные  цены между двумя предприятиями  провоцируют возникновение конфликта  между ними. Предприятие-производитель  заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие-потребитель, наоборот, заинтересовано в максимально низких ценах. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен.

5. Важности для  холдинга преимуществ вертикальной интеграции

Вертикальная  интеграция позволяет снизить экономические  риски в холдинге, в частности  риск зависимости от поставщиков  и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс  создания стоимости — от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это становится особенно важным, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т. е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т. д.). Корпоративный центр часто директивно устанавливает трансфертные цены между предприятиями, обязывая их приобретать продукцию друг у друга, чтобы сохранить преимущества вертикальной интеграции.

2.2.Методы трансфертного ценообразования.

Обычно выделяются два базовых подхода к определению  трансфертных цен. Первый подход базируется на себестоимости и нормативной рентабельности. Он достаточно прост, что и определило возможности его применения. Однако этот подход может служить оправданием фактически произведенных затрат без учета их целесообразности. Этот недостаток преодолевается использованием второго — нормативного подхода, основанного на определении целевого назначения той цены, с которой сравниваются фактические затраты.

В мировой экономической  практике применяются четыре основных метода трансфертного ценообразования:

• метод расчета  на основе текущей рыночной цены товара;

Трансфертные  цены на основе рыночных цен устанавливаются, когда для промежуточного продукта имеется высококонкурентный рынок, т. е. продукт является однородным и ни один из покупателей или продавцов не может сильно влиять на рыночные цены. Тогда показатели деятельности подразделений с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад подразделения в общую прибыль, а прибыли подразделений похожи на прибыли, которые были бы, если бы подразделения выступали в качестве отдельных компаний. В этом случае трансфертная цена — это фактическая цена, по которой поставляющее подразделение продает или может продать промежуточную продукцию внешним заказчикам, или цена, которую предлагает конкурент.

• метод расчета, ориентированный на предельные издержки;

Метод трансфертного  ценообразования, ориентирующийся  на предельные издержки, применяется, если невозможно установить трансфертные цены на базе рыночных цен. При его  использовании возникает ряд  сложностей. Как известно, предельные издержки можно оценить только с учетом реальной функции спроса и тем более точно, чем выше степень рыночной конкуренции, т. е. чем меньше ценовая политика ориентируется на реакцию основных конкурентов компании. Поэтому трудности применения рассматриваемого метода состоят прежде всего в отсутствии надежных оценок спроса на конкретных рынках. Когда рынок для промежуточного продукта является несовершенным или его вообще не существует, трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут побуждать менеджеров подразделений действовать на том уровне выпуска продукции, при котором прибыль компании в целом является максимальной. Маржинальные издержки в коротком периоде представляют собой прямые издержки плюс переменные косвенные издержки. Они постоянны на единицу продукции во всем диапазоне выпуска и эквивалентны переменным издержкам. Использование краткосрочных переменных издержек в качестве основы трансфертной цены оптимально, однако только в границах небольшого временного горизонта.

        • метод расчета на основе издержек производства;

Метод трансфертного  ценообразования, ориентированный  на издержки производства, представляется более доступным и простым  в применении. Он может использоваться при отсутствии рыночных цен. Его  применение основывается на расчете:

• полных затрат;

• нормативных затрат;

• переменных затрат.

Именно этот метод чаще всего применяется в вертикально  интегрированных компаниях. Его  достоинства состоят в относительной  простоте учета затрат, в упрощении  ведения учета и отчетности между подразделениями компании, наконец, что очень важно, в возможности определить вклад каждого подразделения в увеличение прибыли конечного продукта компании.

• метод расчета, ориентированный на договорные цены.

Особенность метода трансфертного ценообразования, ориентированного на договорные цены, состоит в том, что трансфертная цена рассматривается как договорная и устанавливается в результате соглашения (договора, контракта) подразделения-поставщика и принимающего подразделения. В качестве базы для ведения таких переговоров стороны используют информацию о рыночных ценах, маржинальных или полных расходах.

Трансфертные цены на основе переговоров наиболее подходят для  ситуаций, в которых проявляются  рыночные несовершенства в отношении  промежуточных продуктов, в частности когда есть разные реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков или когда существует несколько рыночных цен.

Ключевым моментом установления трансфертных цен является распределение  прибыли по полуфабрикатам конечных изделий.

Выделяют три основных способа определения величины прибыли в трансфертной цене:

• метод распределения  прибыли;

• метод распределения  экономии затрат;

• метод распределения  суммы покрытия.

Метод распределения прибыли. При определении трансфертной цены по методу «издержки плюс прибыль» чаще всего используется нормативный уровень себестоимости продукции. К ней прибавляется прибыль пропорционально одному из показателей: заработной плате, либо себестоимости, либо фондоемкости производства подразделений. В этом случае общая прибыль компании в расчете на единицу продукции умножается на показатель доли соответствующего показателя подразделения в общей величине заработной платы за производство всего объема конечной продукции или в себестоимости конечной продукции компании. Этот метод обычно используется в компаниях, которые не имеют рынка полуфабрикатов.

Метод распределения экономии затрат. В соответствии с этим методом  внутренняя цена полуфабриката рассчитывается как сумма его себестоимости  и экономии затрат на единицу полуфабриката.

Метод распределения суммы  покрытия по существу аналогичен первому, только вместо себестоимости первым слагаемым трансфертной цены выступают  переменные затраты, а вместо прибыли  — величина покрытия.

2.3. Отражение операций в системе трансфертного ценообразования на счетах управленческого учета и в управленческой отчетности.

Трансфертное  ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности  изделиями (услугами), что невозможно без организованной системы сегментарного учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная трансфертная цена будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут  быть реализованы при соблюдении двух условий:

- совпадении  целей менеджеров различных уровней  управления и организации в  целом;

- предоставлении  руководителям центров ответственности  необходимой финансовой и хозяйственной  самостоятельности.

На практике применяются три метода расчета  трансфертной цены:

1)на основе  рыночных цен ;

2)на основе  себестоимости (переменной или  полной), по принципу «себестоимость  плюс»3 ;

3)на основе  договорных трансфертных цен,  сформированных под воздействием  рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги).

Особую популярность в странах с рыночной экономикой получил первый метод. Преимущество рыночных цен состоит в их объективном характере, и трансфертное ценообразование не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности ( прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.

Однако применение первого метода имеет свои ограничения: необходимо наличие развитого рынка  продукции и услуг, производимых центров ответственности. Кроме того, организация несет дополнительные расходы по сбору информации об уровне рыночных цен на них. В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: центр ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий эту продукцию (услугу) для ее последующей переработки и потребления. При формировании трансфертного ценообразования на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между ними должны соблюдаться следующие условия:

Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета