Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:17, реферат
Бухгалтерский учет – важный элемент финансово – экономических отношений в человеческом обществе. В сфере действия предприятия (организации) любой формы собственности он выступает как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отражаются сущность и специфика хозяйственной деятельности.
В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно – технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения, он не может быть заменен никаким другим равнозначным экономическим механизмом или однотипной финансовой структурой.
Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился несколько тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Свои вклады в эту научно – практическую деятельность людей внесли многие эпохи и государства.
Введение 3
1 История развития бухгалтерского учета 4
2 Бухгалтерский учет и его функции 6
3 Предмет и объекты бухгалтерского учета 9
4 Методологическая основа бухгалтерского учета 13
4.1 Документация 13
4.2 Инвентаризация 13
4.3 Бухгалтерский баланс 13
4.4 Система счетов и двойная запись 14
4.5 Оценка 15
4.6 Калькуляция 15
4.7 Отчетность 15
5 Задачи бухгалтерского учета 17
6 Принципы бухгалтерского учета 18
7 Формы бухгалтерского учета 20
7.1 Мемориально – ордерная форма учета 20
7.2Журнально – ордерная форма учета 21
7.3 Таблично – перфокарточная форма учета 22
7.4 Автоматизированная форма учета 22
8 Стандартизация бухгалтерского учета 24
9 Бухгалтерская ( финансовая ) отчетность 25
10 Организация бухгалтерского учета 28
11 Нормативные основы бухгалтерского учета 29
11.1 Федеральные законодательные акты, определяющие роль,
место и значение бухгалтерского учета 29
11.2 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету 30
11.3 Внутренние нормативные документы организации.
Учетная политика 35
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов и т.п.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. Эта деятельность осуществляется при помощи следующих хозяйственных средств:
Основные средства – это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость изготавливаемой с их участием продукции частями, путем начисления износа по установленным способам и нормам. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства т.п. Основные средства обладают существенным признаком: они значительно увеличивают производственные возможности человека.
Нематериальные активы – это объекты длительного пользования не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции постепенно. Этот процесс носит название амортизации. К нематериальным активам относятся: секреты производства, патенты, права на «ноу-хау», лицензии, торговые марки, права на компьютерные программы и другие права.
Оборотные средства –это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п.
Денежные средства – это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетном, валютном и специальных счетах в банках и т.п.
Средства в расчетах – это средства, которые еще не получены предприятием по обязательствам других предприятий и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги, задолженности поставщиков по выданным им авансам, по полученным в счет оплаты векселям, а также задолженности подотчетных лиц.
Отвлеченные средства – это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде налогов или сборов, а также сосредоточенные в различных фондах.
Все перечисленные выше средства
приобретается предприятием за счет
собственных или заемных
Собственные источники включают в себя: уставной капитал, прибыль, а также отчисления в специальные и резервные фонды от прибыли прошлых лет.
Объектами, обязательно отражаемыми в системе бухгалтерского учета, являются:
Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия.
4.1 Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.
Документация является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.
Обязательным условием отражения
хозяйственных операций в системном
бухгалтерском учете является оформление
их первичными документами, обладающими
определенными характеристиками и
отвечающими соответствующим
4.2 Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.
4.3 Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.
Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой – по источникам его образования.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
4.4 Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов ( синтетических и аналитических ) с применением метода двойной записи.
Счет – экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.
4.5 Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.
В целях сопоставимости оценка
имущества и его источников для
отражения в балансе должна проводиться
единообразно на всех предприятиях, что
достигается соблюдением
4.6 Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).
4.7 Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему показателей, характеризующих производственно – хозяйственную и финансовую деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц, квартал).
Показатели отчетности используются
для анализа финансового
Способы и приемы бух. учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечиваются непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бух. учете учитываемых объектов. Взаимосвязанное отражение позволяет получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели.
Задачами бухгалтерского учета являются:
6 Принципы бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет ведется на основе следующих 5 принципов:
Принцип сохранения информации заключается в том, что если в документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия.
Принцип взаимосвязи событий и явлений заключается в том, что бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая – то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке.
Принцип сопоставления ценностей и операций заключается в том, что все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных.
Натуральные: штуки, метры, килограммы и т.п.
Трудовые: часы, дни, сутки и т.п.
Денежные: рубли, доллары, фунты и т.п.
Принцип остановки заключается в том, что в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности и предоставить их руководству и в контролирующие органы.
Принцип минимальности заключается в том, что предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например, количество счетов, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку деятельности предприятия.
7 Формы бухгалтерского учета
Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета
– это совокупность учетных регистров
для отражения хозяйственных
операций в определенной последовательности
и группировке соответствующими
приемами записей. Формы бухгалтерского
учета непрерывно развиваются от
простейших бухгалтерских книг при
мемориально – ордерной до современных
рационально построенных
Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета