Тенденции развития образовательного кредитования в российских банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Цели настоящей курсовой работы заключаются в изучении и анализе перспектив и тенденций развития образовательного кредитования и исследовании российского рынка образовательного кредитования и выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию программ образовательного кредитования.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 276.74 Кб (Скачать)

Серьезной проблемой любого кредита с регулярными выплатами, так и образовательного является то, что постоянные суммы платежей заемщиков не адаптированы под неизбежные колебания ситуации на рынке труда. Это влечет отсутствием у заемщиков возможностей осуществлять платежи по кредитам в течение определенного периода времени.

Долгосрочное образовательное кредитование без дополнительного обеспечения имеет венчурный характер для финансового института, принимающего на себя риски, связанные с будущей платежеспособностью заемщиков. Причем, если в случае долевого венчурного финансирования большие потери от неудачных вложений могут быть компенсированы повышенными доходами от успешных инвестиций, при долговом финансировании верхний предел доходности ограничивается процентной ставкой по кредитным средствам, частью которой является премия за риск.

После окончания вуза заемщик может быть не сразу трудоустроен, что означает возможность не погашения образовательного кредита, банк в этом случае несет расходы.

В настоящее время в России образовательное кредитование развивается не очень активно, что связывается с невысокой заинтересованностью финансовых и образовательных организаций в этих программах, а также с конкретными дефектами реализуемых программ. 

Внедрения различных моделей образовательного кредитования, системы образовательного кредитования с государственной поддержкой кредита не только не обеспечивают прибыли по кредитам, но и обычно являются финансово нерентабельными. Как правило, данная ситуация возникает из-за низкого процента отдачи кредитов. Существует также проблема низкой мотивации учащихся на данных профессиональных направлениях к получению качественного образования и дальнейшей работе по специальности. На эти программы поступают не по призванию или соответственно их высокой привлекательности, а потому, что конкурсы на эти программы значительно ниже. В России указанное направление образовательного кредитования с государственной поддержкой вообще не реализуется. Программы льготного образовательного кредитования востребованы очень слабо. Кроме низкой заинтересованности в этих программах и кредитных организаций, для которых они составляют лишь незначительную часть операций, и вузов, которые не ощущают непосредственного притока финансовых средств или увеличения численности учащихся на платной основе в связи с реализуемой программой образовательного кредитования, выбор банков, вузов и образовательных программ абсолютно непрозрачен. Зачастую выбор падает на те образовательные программы и вузы, которые не очень привлекательны для потребителей образовательных услуг. В последние годы начал несколько увеличиваться спрос на некоторые образовательные программы, часто фигурирующие в списке приоритетных профессиональных направлений, но этот спрос связан не с результатами действия программы, а с увеличением заработной платы выпускников и медленными изменениями общественного имиджа этих профессий в России.

Система образовательного кредитования создает возможность для развития социального партнерства вузов с предприятиями и организациями, а также привлечения работодателей к финансированию образовательного процесса, что будет способствовать как повышению качества образовательных услуг, так и росту доступности высшего образования для более широкого круга населения.  В России в настоящее время программы образовательного кредитования еще не очень развиты из – за низкой заинтересованности в них финансовых и образовательных организаций. Для повышения доступности такой системы кредитования необходима активизация деятельности государства в данной области.

В ближайшее время, по мнению ведущих экспертов, к удовольствию и удобству простых потребителей количество банков, предлагающих образование в кредит, возрастет, а программы по этому виду кредитного продукта станут разнообразнее и будут охватывать все большее количество вузов. Доступность престижного образования станет нормой жизни, и все привыкнут к образованию в кредит так же, как привыкли к автокредитованию.

Для решения проблем организации образовательного кредитования, выявленных в настоящей работе, можно предложить следующие пути:

1) банкам:

  • применять плавающие ставки, что позволит существенно снизить процентные риски финансовых институтов, которые под соответствующие долгосрочные активы, как правило, привлекают более краткосрочные пассивы;
  • формировать портфель с учетом принципа диверсификации  кредитов, что позволит кредитным организациям снизить кредитный риск и возможные потери, связанные с задержкой погашения долга одним заёмщиком, компенсировать за счёт доходов от других, своевременно выполняющих свои обязательства;
  • упрощение условий по каждому виду образовательного кредита, что позволит увеличить объемы кредитования.

2) государству:

  • улучшить нормативно – правовую базу – со стороны государства должны разрабатываться акты, связанных с секьюритизацией активов, касающихся образовательных кредитов;
  • создать систему рефинансирования банков и секьюритизации образовательных кредитов.

Рефинансирование может быть определено как получение денежных средств финансовым институтом либо посредством кредитования, под обеспечение имеющихся на балансе финансовых активов, либо посредством продажи (уступки прав требования). В качестве тенденции развития финансового рынка секьюритизация определяется как процесс замещения традиционных и изначально нестандартных инструментов (прежде всего классического банковского кредитования) инновационными технологиями, основанными на выпуске обращаемых на рынке ценных бумаг. Наряду с этим, в качестве инновационной рыночной технологии секьюритизация может рассматриваться как рефинансирование посредством передачи широкому кругу инвесторов рисков структурированных в обеспеченные активами ценные бумаги. Причем секьюритизация позволяет не только передавать риски, но и дробить их. Так благодаря секьюритизации образовательного кредита банки передают покупателям соответствующих ценных бумаг доходность, складывающуюся из базовой ставки и уменьшившегося резерва покрытия некредитных рисков (за счет снижения риска ликвидности).

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате написании данной курсовой работы было выяснено, что образовательный кредит является источником дополнительных стимулов к развитию института высшего образования, повышения его доступности и улучшения качества образовательной системы в целом.

Образовательный кредит представляет собой дополнительный способ

финансирования высшей школы. Получение образовательного кредита заемщиком имеет смысл только в том случае, если он уверен в том, что профессиональная деятельность после окончания обучения будет приносить высокий и стабильный доход.

Первый банк, который стал выдать образовательные кредиты, был Сбербанк России с 2000 года. Образовательный кредит предоставляется гражданам России в возрасте от 14 лет, поступающим в образовательное учреждение на коммерческой (платной) основе либо являющимся учащимися образовательного учреждения. Всего в 2013 году Сбербанк выдал 1,5 тыс. образовательных кредитов на сумму 378 миллионов рублей из них 16 субсидированных, остатки по кредитам составили 576 миллионов рублей.

Приемлемые для современного этапа модели образовательного кредитования основываются на государственном субсидировании и участии частного и корпоративного капитала.

В Российской Федерации накоплен определенный опыт предоставления кредитов по государственным и корпоративным программам на льготных условиях. Получило развитие и коммерческое кредитование участников образовательного сектора банками и НКФО на общих основаниях.

За время действия первой программы кредитами  с 2004 по 2008 года воспользоваться около 4 тыс.  студентов, получающих образование в ведущих вузах страны.

За период 2008-2013 гг. льготные кредиты получили не более 1 тыс. человек при общем количестве абитуриентов 700-800 тыс. человек ежегодно. Субсидий из федерального бюджета на компенсацию части процентов по кредиту предоставлено всего на сумму 11,65 млн. руб. Общая сумма выданных образовательных кредитов по программе составила 230 млн. руб.

Федеральным бюджетом на период до 2010 года были запланированы следующие бюджетные расходы: на 2008 г - 129,8 млн. рублей, на 2009 и 2010 годы – по 198,7 млн. рублей. В 2012 году при господдержке было выдано лишь 838 образовательных кредитов, или 1,9% запланированного объема. Программа рассчитана по кредитам на получение первого высшего образования, выданным до 31 декабря 2013 года.

По данным Минобрнауки, за 11 месяцев 2014 года было выдано всего 16 кредитов. Все их предоставил Сбербанк.

Главными опасностями для банка в предоставлении образовательных кредитов является отсутствие обеспечения и возвратности образовательных кредитов. Также банки не готовы предоставлять кредиты под будущие доходы студента-заемщика, поскольку не рассматривают эти доходы в качестве достаточной гарантии обеспечения возвратности кредита.

Одними из возможных способов решения данных проблем являются:

  • применение плавающих ставок;
  • улучшение нормативно – правовой базы;
  • создание системы рефинансирования банков и секьюритизации образовательных кредитов;
  • диверсификация кредитов и упрощение условий по каждому виду образовательного кредита.

В настоящей работе необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть понятие образовательного кредита и его разновидности; определить роль государства в образовательном кредитовании; изучить порядок предоставления образовательного кредита в ОАО «Сбербанк России»; раскрыть особенности бухгалтерского учета образовательных кредитов; изучить основные проблемы и приоритетные направления развития рынка образовательного; провести анализ тенденций развития образовательного кредитования в российских банках.

Таким образом, поставленные цели и задачи были выполнены.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 21 июля 2014 г.) ст.104// [Эл.ресурс];
  2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I  "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // [Эл.ресурс];
  3. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (в ред. от 21 июля 2014 г.) // [Эл.ресурс];
  4. Положение Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (в ред. от19 августа 2014 г.) // [Эл.ресурс];
  5. Концепция государственной поддержки образовательного кредитования от 19 июня 2006 г. N ПК-7// [Эл.ресурс];
  6. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1026 "Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования"// [Эл.ресурс];
  7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело: учебное пособие для вузов [Текст], под редакцией Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой – 2-е изд., издательство «Питер», 2010. – 400 с.;
  8. Белоглазова Г.Н.; Бухгалтерский учет в коммерческих банках [Текст] – М.: Юрайт, 2012 – 480с.;
  9. Каджаева М.Р. Банковские операции [Текст]: учеб.для студ. сред. проф. учеб. за­ ведений / М.Р.Каджаева, С.В.Дубровская. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 400 с.;
  10. Коробова Г.Г. Основы банковского дела [Текст]: Учебное пособие для сред. проф. образования / Под ред. Г.Г. Коробова Ю.И. Коробов – Издательство «Магистр», 2010. – 448 с.;
  11. Мерцалова А. Н.: Учет и операционная деятельность в кредитных организациях, учет кассовых, расчетных, депозитных и кредитных операций [Текст] – М. КноРус:,2013 – 256с.;
  12. Турбанов А., Тютюнник А. Банковское дело: операции, технологии, управление [Текст] М.: АП, 2010. — 682 с.;
  13. Диденко Д.В., Ключарев Г.А. Образовательное кредитование в России: состояние, проблемы, пути решения [Текст] //Финансы и бизнес. 2010. – 400 с.;
  14. http://credit.ru/publication/show/id/7495/;
  15. http://credit.partnerlist.ru/obrazov_credit.php;
  16. http://www.edu.ru/abitur/act.42/index.php;
  17. http://www.garant.ru/news/;
  18. http://www.kommersant.ru/;
  19. http://www.sberbank.ru.

 

 

 

1 Каджаева М.Р. Банковские операции [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. за­ ведений / М.Р.Каджаева, С.В.Дубровская. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 186-188с.;

2 http://www.edu.ru

3 Концепция государственной поддержки образовательного кредитования от 19 июня 2006 г. N ПК-7

4 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.104

5 Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1026 "Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования"

6 Концепция государственной поддержки образовательного кредитования от 19 июня 2006 г. N ПК-7

7 Постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 г. N 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию»

8 Постановления Правительства РФ от 28 августа 2009 г. N 699 «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию»

9 Постановление Правительства Российской Федерации 18 ноября 2013 г. № 1026 «Об утверждении правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования»

10 Сокращенная промежуточная консолидированная отчетность по МСФО за июнь 2014 г. в ОАО «Сбербанк России»

11 Журнал The Banker 2014

12 http://www.sberbank.ru/

13 Сокращенная промежуточная консолидированная отчетность по МСФО за июнь 2014 г. в ОАО «Сбербанк России»

14 Сокращенная промежуточная консолидированная отчетность по МСФО за июнь 2014 г. в ОАО «Сбербанк России»

15 Сокращенная промежуточная консолидированная отчетность по МСФО за июнь 2014 г. в ОАО «Сбербанк России»

16 Белоглазова Г.Н. Банковское дело: учебное пособие для вузов, под редакцией Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой – 2-е изд., издательство «Питер», 2010. – 352 с

17 http://www.sberbank.ru/

18 Отчет о менеджменте за 2013 ОАО «Сбербанк России»

19 Турбанов А., Тютюнник А. Банковское дело: операции, технологии, управление  М.: АП, 2010. — 357 с.

20 Положение Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (в ред. от19 августа 2014 г.)

21 Положение Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (в ред. от19 августа 2014 г.)

22 http://www.garant.ru/news/

23 Диденко Д.В., Ключарев Г.А. Образовательное кредитование в России: состояние, проблемы, пути решения //Финансы и бизнес. 2010. – 143-158с.

Информация о работе Тенденции развития образовательного кредитования в российских банках