Тенденции развития образовательного кредитования в российских банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Цели настоящей курсовой работы заключаются в изучении и анализе перспектив и тенденций развития образовательного кредитования и исследовании российского рынка образовательного кредитования и выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию программ образовательного кредитования.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 276.74 Кб (Скачать)

 

Особенностью бухгалтерского учета образовательного кредита является то, что первые два года обучения от студента будет требоваться только выплата части процентов за пользованием кредитом. Начиная с третьего года пользования кредитом, проценты уплачиваются заемщиком в полном объеме. Погашение долга по образовательному кредиту происходит после окончания обучения.

Бухгалтерские проводки по обслуживанию долга  при образовательном кредитовании представлены в Таблице 2.

Таблица 221

Отражение операций по обслуживанию долга при образовательном кредитовании

Обслуживание долга

Погашение задолженности физическим лицом (частично или полностью)

40817

20202

45507

с текущего счета физического лица

наличным путем

Отражение доходов при восстановлении резерва на возможные потери

45515

70601

на сумму восстановленного резерва на возможные потери

Списание полученного поручительства (при полном погашении)

99999

91415

 

Начисление процентов по размещенным средствам (отражение доходов)

47427

70601

на сумму начисленных (накопленных) процентов по размещенным средствам и причитающихся к получению в установленные договорами сроки либо при наступлении предусмотренных договором обстоятельств. Доход признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) право на получение этого дохода кредитной организацией вытекает из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом;

б) сумма дохода может быть определена;

в) отсутствует неопределенность в получении дохода.

По ссудам, отнесенным кредитной организацией к I и II категориям качества, получение доходов признается определенным (вероятность получения доходов является безусловной и (или) высокой).

В отношении ссуд III категории качества кредитная организация вправе определить наличие или отсутствие неопределенности получения доходов самостоятельно, утвердив принцип в учетной политике. При этом утвержденный принцип применяется ко всем ссудам, активам (требованиям) III категории качества без исключения.

Начисленные проценты, получение которых признается определенным, подлежат отнесению на доходы в день, предусмотренный условиями договора для их уплаты должником (заемщиком).

В последний рабочий день месяца отнесению на доходы подлежат все проценты, начисленные за истекший месяц (в т.ч. за оставшиеся нерабочие дни, если последний рабочий день месяца не совпадает с его окончанием) либо доначисленные с указанной выше даты.

Отражение расходов при формировании резерва на возможные потери

70606

47425

на сумму созданного резерва на возможные потери по требованиям по получению процентных доходов.

Резерв на возможные потери формируется в размере, равном отношению размера сформированного резерва по соответствующей ссудной задолженности.

Фактическое получение процентов без нарушения сроков начисленных ранее (дата начисления процентов и дата получения процентов приходится на разные месяца)

40817

20202

47427

на сумму полученных процентов по ссудам, отнесенным кредитной организацией к I и II категориям качества, а также в отношении ссуд III категории качества, если кредитная организация определила отсутствие неопределенности получения доходов, утвердив принцип в учетной политике.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждому договору.

Фактическое получение процентов без нарушения сроков начисленных ранее (дата начисления процентов и дата получения процентов приходится на один и тот же месяц)

40817

20202

70601

на сумму полученных процентов по ссудам, отнесенным кредитной организацией к I и II категориям качества, а также в отношении ссуд III категории качества, если кредитная организация определила отсутствие неопределенности получения доходов, утвердив принцип в учетной политике.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждому договору.

Отражение доходов при восстановлении резерва на возможные потери

47425

70606

на сумму восстановленного резерва на возможные потери по требованиям по получению процентных доходов

Отражение доходов по фактически полученным процентам по ссудам IV, V категориям

40817

20202

70601

на сумму полученных процентов по ссудам, отнесенным кредитной организацией к IV и V категориям качества, получение доходов признается неопределенным (получение доходов является проблемным или безнадежным)

Отражение расходов при формировании резерва на возможные потери

70606

45515

если величина необходимого резерва больше величины ранее созданного резерва (при ухудшении категории качества ссуды) – по лимиту

Отражение доходов при восстановлении резерва на возможные потери

45515

70601

если величина необходимого резерва меньше уже созданного и учитываемого резерва (при улучшении категории качества ссуды, при погашении части кредита) – по лимиту

Отражение расходов при формировании резерва на возможные потери

70606

47425

если величина необходимого резерва больше величины ранее созданного резерва (при ухудшении категории качества ссуды)

Отражение доходов при восстановлении резерва на возможные потери

47425

70601

если величина необходимого резерва меньше уже созданного и учитываемого резерва (при улучшении категории качества ссуды, при погашении части кредита)

Просроченная задолженность

Непогашение в срок предоставленных образовательных кредитов

45815

45507

 

Списание с баланса начисленных процентов, но не полученных по безнадежным ссудам

70601

47427

на сумму начисленных процентов

Получение процентов в счет будущих периодов

40817

61301

При отнесении сумм на счета по учету доходов будущих периодов отчетным периодом является календарный год. Суммы доходов будущих периодов относятся на счета по учету доходов пропорционально прошедшему временному интервалу. Кредитная организация вправе установить в учетной политике в качестве временного интервала календарный месяц или квартал.

Отражение доходов полученных процентов в счет будущих периодов

61301

70601

на сумму начисленных процентов.

Не позднее последнего рабочего дня временного интервала, установленного учетной политикой кредитной организации, суммы доходов и расходов будущих периодов, приходящиеся на соответствующий месяц (квартал, год), относятся на счета по учету доходов и расходов.

По ссудам, отнесенным кредитной организацией к IV и V категориям качества, получение начисленных процентов признается неопределенным (получение является проблемным или безнадежным)

91604

99999

В случае повышения качества ссуды, актива (требования) и их переклассификации в категорию качества, по которой неопределенность в получении процентов отсутствует, кредитная организация обязана начислить и отнести на доходы все суммы, причитающиеся к получению на дату переклассификации (включительно).

Отражение расходов при формировании резерва на возможные потери

70606

45818

 

 

47425

на сумму созданного резерва на возможные потери по просроченным кредитам

на остаток лимита

Восстановлении резерва на возможные потери по счету 455

45515

70601

на сумму восстановленного резерва на возможные потери по просроченным кредитам

Неполучение в срок процентов за размещенные средства

45915

47427

на сумму неполученных процентов по ссудам, отнесенным кредитной организацией к I и II категориям качества, а также в отношении ссуд, активов (требований) III категории качества, если кредитная организация определила отсутствие неопределенности получения доходов, утвердив принцип в учетной политике

Погашение просроченной задолженности

40817

20202

45815

 

Отражение доходов при восстановлении резерва на возможные потери

47425

70601

на сумму восстановленного ранее созданного резерва на возможные потери по требованиям по получению процентных доходов (по лимиту)

Отражение доходов при восстановлении резерва на возможные потери

45818

45918

70601

если величина необходимого резерва меньше уже созданного и учитываемого резерва

Погашение просроченной задолженности по выданному кредиту

40817

 

 

20202

45815

при перечислении средств в безналичном порядке с текущего счета физического лица

наличным путем

Фактическое погашение клиентами банка просроченной задолженности по процентам

40817

20202

45915

 

 

 

 

 

 

по ссудам, отнесенным кредитной организацией к I и II категориям качества, а также в отношении ссуд III категории качества, если кредитная организация определила отсутствие неопределенности получения доходов, утвердив принцип в учетной политике.

только по кредитам, предоставленным физическому лицу в валюте РФ.

Внебалансовый учет

99999

91604

одновременно списываются проценты с внебаланса

Если рвпс достаточно для погашения сумма кредита становится на внебалансовый учета и 5 лет банк будет ждать объявится ли заемщик

91802

99999

на сумму просроченной ссудной задолженности

Если кредит не будет погашен, то проценты списываются при  списании с баланса банка просроченной задолженности по процентам

91704

91604

проводки осуществляются одновременно со списанием с баланса банка суммы основного долга и отражением его на внебалансовых счетах

Поступление денежных средств от должников по безнадежной ссудной задолженности

Отражение доходов

40817

70601

на сумму задолженности

Внебалонсовый учет, если объявился заемщик в течение 5лет

99999

91802

 

По истечению 5 лет

99999

91704

одновременно закрываются внебалансовые счета

Отражение доходов при получении штрафа за несвоевременный возврат кредита

40817

70601

на сумму полученного штрафа


 

 

 

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

3.1. Тенденции развития образовательного кредитования в российских банках

 

Приемлемые для современного этапа модели образовательного кредитования основываются на государственном субсидировании и участии частного и корпоративного капитала.

В Российской Федерации накоплен определенный опыт предоставления кредитов по государственным и корпоративным программам на льготных условиях. Получило развитие и коммерческое кредитование участников образовательного сектора банками и НКФО на общих основаниях.

С целью выявления особенностей кредитных образовательных программ, получивших развитие в российской практике, обобщенно деятельность банков на образовательном рынке представим в трех периодах:

  • 2004-2008 гг., когда был проведен эксперимент по льготному кредитованию студентов, и открылась кредитная программа «Кредо»;
  • 2009-2013 гг., когда произведено совершенствование действующего порядка государственного льготного студенческого кредитования при одновременном развитии коммерческих программ банковского образовательного кредита на общих основаниях;
  • 2014 и далее, когда  введен новый порядок предоставления образовательных кредитов с государственной поддержкой, развиваются online-технологии кредитования и вовлекаются альтернативные финансовые сервисы в сферу образования.

Первый эксперимент по льготному образовательному кредитованию - программа «Кредо» начала действовать в 2004 году. Концепция, совместно разработанная Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова и компанией «Крэйн», предполагала предоставление кредитов студентам, обучающимся в восьми престижных вузах Москвы. Партнером компании «Крэйн» выступил банк «Союз». Кредит предусмотрен в сумме 25 тыс. долл. США под 10 % годовых, сроком на 10 лет. Денежные средства выдаются без залога и поручительства непосредственно абитуриенту по результатам вступительных экзаменов.

За время действия программы кредитами воспользоваться около 4 тыс.  студентов, получающих образование в ведущих вузах страны. Банк "Союз" и компания "Крэйн" являлись единственными участниками эксперимента. Программа "Кредо" не получила массового развития и в период финансового кризиса предоставление кредитов «Кредо» было прекращено. Государство гарантировало поддержку образовательных кредитов в объеме 10% от размера выданных кредитов. Федеральным бюджетом в 2007 г. на эти цели было предусмотрено 63,6 млн. рублей.

Аналогичные условия содержала государственная льготная кредитная программа, введенная в 2008 г. В рамках данного проекта предполагалось, что кредиты будут выдаваться по ставке не выше 10% годовых, с условием возврата основного долга после окончания университета заемщиком. Поручителями должны были стать участники эксперимента, которым предусматривалось возмещение суммы невозвращенного кредита за счет бюджетных средств в размере до 10% от объема выданных кредитов.

Программа получила развитие не в полной мере. За период 2008-2013 гг. льготные кредиты получили не более 1 тыс. человек при общем количестве абитуриентов 700-800 тыс. человек ежегодно. Субсидий из федерального бюджета на компенсацию части процентов по кредиту предоставлено всего на сумму 11,65 млн руб. Общая сумма выданных образовательных кредитов по программе составила 230 млн руб.22

В 2009 году программа льготного кредитования студентов была усовершенствована: предусмотрена компенсация банкам процентной ставки по образовательным кредитам в размере ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Максимальная ставка для заемщика не может превышать ¼ ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3% годовых. Кредиты предназначены для оплаты обучения в специально отобранных вузах по ограниченному списку специальностей. В 2013 году в программе участвовало 56 учебных заведений страны по 300 специальностям, в большей степени по естественным наукам. Государство гарантирует поддержку образовательных кредитов в объеме 10% от размера выданных кредитов. Федеральным бюджетом на период до 2010 года были запланированы следующие бюджетные расходы: на 2008 г - 129,8 млн. рублей, на 2009 и 2010 годы – по 198,7 млн. рублей. В 2012 году при господдержке было выдано лишь 838 образовательных кредитов, или 1,9% запланированного объема. Программа рассчитана по кредитам на получение первого высшего образования, выданным до 31 декабря 2013 года.

Принимая во внимание результаты проведения предыдущих кредитных экспериментов, Правительство Российской Федерации приняло решение о введении с 1 января 2014 года новых правил предоставления образовательного кредита с государственной поддержкой.

В качестве цели новой программы предусмотрено расширение круга возможных заемщиков за счет кредитования второго и дополнительного кредитования, либо выдачи кредита на сопутствующие цели. Такие изменения, по оценкам государственных органов, должны увеличить число получателей кредитов более чем в 10 раз.

По данным Минобрнауки, за 11 месяцев 2014 года было выдано всего 16 образовательных кредитов с государственной поддержкой. Все их предоставил Сбербанк. Ежегодное финансирование программы составляет 502 млн руб., и эти средства уже предусмотрены в федеральном бюджете на 2013 год и плановые 2014 и 2015 годы. Из них ежегодный объем субсидии, запланированный на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, составляет менее 113 млн руб. Остальной объем финансирования (390 млн руб.) зарезервирован на возмещение части затрат по невозвращенным кредитам. Точно такая же мера действовала и во время экспериментальной программы. То есть банк, выдающий кредит, может возместить из средств федерального бюджета до 20% затрат на невозвращенные образовательные кредиты.

Отсутствие рыночного ценообразования в сфере высшего образования является одним из факторов повышения стоимости обучения в университетах и увеличения долгового бремени по студенческим кредитам. Приоритетным становится частный капитал в сфере высшего образования. На рынке появляются альтернативные привлекательные финансовые сервисы.

Основными механизмами альтернативного финансирования в образовании являются краудсорсинг (краудфандинг и краудинвестинг) и модели Р2Р–кредитования и микрозаймов.

В Российской Федерации сервисы Р2Р-кредитования появились в 2010 году. Первой подобной службой стал «Вдолг.ру». Посредством данного портала можно взять кредит на сумму до 50000 рублей. Количество одновременно действующих договоров займов и размещенных заявок одним заемщиком не может быть более 7. На данный момент в системе Вдолг.ру зарегистрировано 63 455 пользователей, среди которых доля мужчин-56%, женщин - 44%,соответственно.

 

3.2. Проблемы и приоритетные направления развития рынка образовательного кредитования

 

Система образовательного кредитования представляет собой финансовый механизм роста уровня доступности высшего образования, что позволяет более активно привлекать дополнительные инвестиционные средства, эффективное использование которых обеспечит соответствие профессиональных вузовских компетенций требованиям рынка труда, а также будет способствовать повышению качества образовательных услуг страны. Образовательное кредитование в России внедрялось очень медленно, до сих пор его механизмы до конца не отработаны и охват подобных программ остается достаточно низким. Первой перспективной программой образовательного кредитования стала программа «Кредо» созданная в 2003, по которой в счет будущих доходов финансировалось обучение талантливых студентов, демонстрирующих высокие показатели обучения, в ряде престижных вузов страны. Но данная программа не выдержала испытания мировым финансовым кризисом. Государство пыталось обязать банки выплачивать вузам взносы за дальнейшее обучение студентов, участвующих в программе, но в условиях финансового кризиса привлекательность программы для банков резко упала, что связывают с ее возросшими рисками. Дальнейшая эксплуатация программы была приостановлена.

В России создавались и другие системы образовательного кредитования. Сейчас программы кредитования реализует ОАО «Сбербанк России», «Газпромбанк», «Российский сельскохозяйственный банк» и другие коммерческие банки.23

Только в 2012 году был принят государственный закон об образовательном кредитовании, который законодательно закрепил ответственность сторон и регламентировал правила выдачи образовательных кредитов. В соответствии с этим законом, на сегодняшний день в России предоставляются два вида образовательных кредитов:

  • кредит на образовательные цели, который выдается коммерческими банками без ограничений для кредитных организаций;
  • льготный образовательный кредит с государственной поддержкой по приоритетным профессиональным направлениям.

Механизм получения образовательных кредитов в настоящее время далёк от совершенства, поэтому часто возникают следующие проблемы у заемщиков:

  • взять кредит на образование можно только в том банке, который имеет договор о кредитовании обучения в конкретном учебном заведении, что не всегда выгодно заёмщику. Кроме того, конкурс, при поступлении в такие учебные заведения (имеющие договор с банком), всегда гораздо выше;
  • требуются поручители или имущество в качестве залога. Для получения образовательного кредита чаще всего требуется наличие одного или двух поручителей, достаточно платёжеспособных граждан. Родители, старшие сестры и братья могут стать поручителями, но только по их личному согласию. В качестве залога банки могут принимать недвижимость, автомобили, драгоценные металлы, ценные бумаги, но данные материальные ценности не всегда имеются в наличии у студента, который хочет повысить свой уровень образования;
  • расторжение или изменение условий договора образовательного кредита, а также перевод заёмщика в другое образовательное учреждение всегда влечёт за собой существенные финансовые траты для заемщика;
  • заёмщик должен иметь гражданство России, в большинстве случаев, требуется наличие постоянной регистрации в районе, где расположен банк-кредитор;
  • в большинстве случаев банки обговаривают в договоре такое условие, что если студент-заёмщик неуспешно сдал сессию – выплаты прекращаются и договор считается расторгнутым;
  • если стоимость обучения выше максимального размера кредита – приходится либо брать дополнительный потребительский кредит, либо искать более дешёвое учебное заведение;
  • обязательное страхование заёмщика проводится только в компаниях, аккредитованных банком, что не всегда удобно;
  • существенная переплата за обучение, в том числе и за ведение счёта в банке24.

Главными опасностями для банка в предоставлении образовательных кредитов является отсутствие обеспечения и невозвратности образовательных кредитов. Банк потенциально несет высокие риски, поэтому очень придирчиво относится к оценке клиентов. Размер подобных кредитов достаточно весомый – 300 – 400 тысяч рублей. Банк опасается, что заемщик не сможет вовремя погашать кредит. В подобных случаях банк предлагает схему кредитной линии, когда кредит предоставляется не сразу, а ежегодными платежами на расчетный счет учебного учреждения. В этом случае клиент как бы «страхуется» от инфляции, которая неминуемо отразится на сумме кредита за 5 лет обучения, если он будет выдан единовременно. А банк - от ситуации, при которой клиент перестает быть студентом вуза раньше срока, а деньги вернуть уже не может. Также банки не готовы предоставлять кредиты под будущие доходы студента-заемщика, поскольку не рассматривают эти доходы в качестве достаточной гарантии обеспечения возвратности кредита.

Информация о работе Тенденции развития образовательного кредитования в российских банках