Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:51, курсовая работа
Актуальность темы, очевидна: в управленческом учете целью любой классификации затрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Суть процесса классификации затрат — выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.
Целью работы является комплексное исследование сущности затрат и способов их классификации в разрезе требований бухгалтерского управленческого учета.
Введение 3
1. Понятие и сущность затрат в бухгалтерском управленческом учете. 5
2. Классификация затрат в бухгалтерском управленческом учете. 9
2.1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли. 12
2.2. Классификация затрат для принятия управленческих решений и планирования. 17
2.3 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности. 26
3. Практическая часть 28
Заключение 31
Список литературы. 33
Пример:
Из расчетов можно сделать вывод, что компании выгодно производить компонент самой, т.к. будущие затраты станут меньше на 15 000 руб.
Релевантные и нерелевантные затраты.
Процесс принятия управленческих решений предполагает сравнение нескольких альтернативных вариантов. Сравниваемые при этом затраты можно разбить на две группы: неизменные при все альтернативных вариантах и меняющиеся в зависимости от принятого решения. Затраты, имеющие отношение только к данной проблеме (отличающие одну альтернативу от другой), называют релевантными затратами. Это затраты, величина которых будет зависеть от принятого решения.
Нерелевантные затраты – те, которые от принятого решения не зависят. Бухгалтер-аналитик, представляет руководству предприятия исходную информацию для выбора оптимального решения, готовит свои отчеты таким образом, чтобы они содержали только релевантную информацию (рисунок 7).
Затраты и поступления |
Релевантные |
Нерелевантные |
Принимаемые в расчет, значимые затраты и поступления |
Не оказывают влияния на принимаемое решение (игнорируются) |
Изменяются в результате принятия решения |
Не изменяются в результате принятия решения |
Рис. 7. Разделение затрат на релевантные и нерелевантные.
Область релевантности – это диапазон, в пределах которого сохраняется определенная модель поведения затрат.
Примерами релевантных затрат могут быть:
Безвозвратные затраты – это истекшие затраты, которые не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Обычно они не учитываются при принятии управленческих решений. Распространенными примерами необратимых затрат являются затраты по исследованию рынка и расходы на разработку, понесенные предприятием в процессе подготовки товара или услуги к реализации.
Вмененные (воображаемые) затраты присутствуют лишь в управленческом учете. Их добавляют при принятии решений в случае ограниченности ресурсов, но в реальности их может и не быть. По существу – это упущенная выгода предприятия. Они характеризуют возможности по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения, если ресурсы не ограничены, вмененные затраты равны нулю.
Пример: Печь хлебопекарни работает на полную мощность в три смены и за неделю выпускает батонов нарезных на 10 тыс. руб. Оптовый покупатель предлагает пекарне новый недельный заказ по выпечке сдобы, что повлечет за собой дополнительные переменные затраты на сумму 3 тыс. руб. Какой должна быть минимальная цена договора?
Приняв заказ, пекарня откажется от дохода в 10 тыс. руб., получаемого ранее от выпечки батонов, т.е. по существу понесет убытки на 10 тыс. руб. Эту сумму предприятию необходимо учесть при обсуждении условий договора. Цена договора не может опуститься ниже 13 тыс. руб. (10 + 3). При этом 10 тыс. руб. — вмененные (воображаемые) затраты, или упущенная выгода предприятия.
Приростные затраты – являются дополнительными и возникают в результате изготовления и продажи дополнительной партии продукции. Правило принятия решения по приростным затратам/доходам следующее: если дополнительные доходы превышают дополнительные расходы, то следует принять решение, в противном случае – отклонить.
Предельные (маржинальные) затраты и доходы представляют собой дополнительные расходы/поступления только на одну дополнительную единицу выпускаемой продукции, в то время как приростные затраты/поступления отражают дополнительные расходы/поступления в результате выпуска некоторого количества добавочных единиц продукции.
Следует отметить, что приростные и маржинальные (предельные) издержки и доходы всегда являются релевантными, так как они и есть результат принятия решения.
Пример: Руководство рассматривает вопрос о создании в следующем году новой территории сбыта на севере страны. Предусматривается увеличить расходы на рекламу на 15 000 д.е. и ввести в штат дополнительную должность продавца - коммивояжера с жалованьем в 15 000 д.е. в год. Ожидается повышение проездных (командировочных) расходов на 1 200 д.е. в год. Объем годового планового задания по реализации продукции по существующей цене для новой территории сбыта составляет 10 000 ед. Ориентировочная стоимость переменных издержек производства составляет 5 д.е. на единицу продукции. Следует ли компании исходя из этого создавать новый район сбыта? На старом месте объем реализации составляет не менее 1 млн. д.е. а издержки не превышают 250 тыс. д.е. ?
Данное решение требует анализа только приростных доходов и затрат, которые могут появиться в результате создания новой территории сбыта, так как имеющийся объем доходов и связанных с ним затрат останется неизменным:
Приростные расх.=15000+15000+1200=32200 д.е.
Приростные доходы = 5*10000=50000 д.е.
Прибыль = Доходы – Расходы = 50 000 – 32 200 = 18 800 д.е.
Вывод – данный проект следует принять, т.к. н будет приносить прибыль.
Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. К ним относятся все производственные затраты организации.
Не планируемые – это затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции (потери от брака, простоев и т.п.). При использовании метода фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.
Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности, он реализуется на практике при делении затрат на следующие группы.
Эти затраты зависят от влияния менеджера центра ответственности.
Регулируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые затраты он воздействовать не может. Например, затраты, связанные с нарушением технологической дисциплины в цехе, находятся в ведении начальника цеха, однако на общехозяйственные расходы он влиять не может, поскольку это прерогатива руководителей высшего звена, для него это нерегулируемые затраты.
Контролируемые
затраты поддаются контролю со стороны
субъектов управления, а неконтролируемые
не зависят от деятельности управленческого
персонала (например, повышение цен на
ресурсы).
Эффективные и неэффективные затраты.
Эффективные затраты – в результате
этих затрат получают доходы от реализации
тех видов продукции, для выпуска которых
были произведены эти затраты. Неэффективные
затраты – расходы непроизводительного
характера, в результате которых не будут
получены доходы, т. к. не будет произведен
продукт. Другими словами, неэффективные
затраты – это потери в производстве (от
брака, простоев, недостач, порч ценностей).
Нормируемые и ненормируемые затраты.
Нормируемые затраты – те, которые рассчитываются на основе заранее установленных норм расхода материалов, трудозатрат на изделие, вид работ (услуг) или МВЗ по всем или важнейшим слагаемым себестоимости. Нормы прямых затрат разрабатываются на детали, узлы, полуфабрикаты, изделия, технологические операции обработки или переработки. Нормируемые затраты могут контролироваться по отклонениям от норм.
Ненормируемые
затраты – те, для которых нормы заранее
не определены.
Компания «Сирень» занимается производством мыла. Продукция проходит обработку в двух подразделениях – мыловаренном цехе (А) и цехе брикетирования (Б). Данные по мыловаренному цеху представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Информация о затратах мыловаренного цеха
Вид затрат | Величина затрат |
1.Незавершенное производство на 01.06.2010г., ед. | 10 000 |
2.Прямые
затраты на материалы:
100% готовности, тыс. руб. |
22 000 |
3.Добавленные
затраты (прямые затраты на
оплату труда и 20% готовности, тыс. руб. |
4 500 |
4. Итого на 01.06.2010г., тыс. руб. | 26 500 |
5. Изделия, начатые в июне, ед. | 100 000 |
6. Изделия, законченные в течение июня и оформленные как готовые, ед. | 80 000 |
7. Незавершенное производство на 30.06.2010г. (определить) | 30 000 |
8. Прямые
затраты на материалы:
100% готовности, тыс. руб. |
30 000 |
9. Добавленные
затраты:
33,3% готовности, тыс. руб. |
9 990 |
10. Затраты, произведенные в течение июня: | |
Прямые затраты на материалы, тыс. руб. | 198 000 |
Добавленные затраты, тыс. руб. | 158 400 |
Необходимо найти:
Решение:
1.
Рассчитать количество
Рассчитаем величину незавершенного производства на конец периода:
Информация о работе Сущность затрат и их классификация в бухгалтерском управленческом учете