Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 08:28, реферат
В своей работе я хочу подробно рассмотреть основной элемент метода бухучета: систему счетов и двойной записи. Путем его применения на предприятии осуществляется запись данных о наличии средств у предприятия, их принадлежности, запись всех изменений в составе этих средств и источников под влиянием деятельности коллектива.
Введение 3
Глава 1. Система счетов бухучета, их назначение и внутреннее строение 5
Глава 2. Характеристика активных, пассивных и активно-пассивных счетов 8
Глава 3. Синтетический и аналитический учет на счетах 12
Заключение 14
Список литературы 15
Оглавление
Движение
хозяйственных средств
Систему приемов, обеспечивающую сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение и обобщение в денежном выражении объектов бухучета с целью получения требующейся бухгалтерской информации, называют методом бухучета. В систему приемов (элементов метода) входят:
- первичное наблюдение,
- стоимостное измерение,
- текущая группировка результатов хозяйственной деятельности,
- итоговое обобщение учетной информации.
Первичное
наблюдение в бухучете осуществляется
с помощью первичной
Стоимостное измерение осуществляется с помощью следующих приемов: оценка (пересчет трудовых и натуральных показателей операции в стоимостной) и калькуляция (подсчет всех затрат на осуществление какого-либо процесса и на единицу его результата).
Первичное наблюдение и стоимостное измерение обеспечивают только регистрацию разрозненных фактов. Их нужно классифицировать, обобщить и соизмерить, т.е. получить обобщающие показатели, характеризующие состояние и движение объектов бухучета. Это предполагает применение взаимосвязанных информационных элементов — счетов, которые служат для получения показателей бухучета, являются признаками классификации информации в его системе, с их помощью осуществляется текущая группировка всей информации. Прием двойственного отражения информации (двойная запись) обеспечивает соблюдение последовательной системности в отражении информации бухучета. Итоговое обобщение учетной информации на практике осуществляется путем составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.
В своей работе я хочу подробно рассмотреть основной элемент метода бухучета: систему счетов и двойной записи. Путем его применения на предприятии осуществляется запись данных о наличии средств у предприятия, их принадлежности, запись всех изменений в составе этих средств и источников под влиянием деятельности коллектива.
Следует отметить, что последних два элемента бухучета, из выше перечисленных (счета и двойная запись; составление бухгалтерского баланса и других форм отчетности) являются специфическими приемами, присущими только ему.
Бухгалтерский
баланс представляет собой заключительный
прием учета, который позволяет
в обобщенном стоимостном виде представить
данные о предмете учета — имуществе
предприятия, находящемся в его
распоряжении на определенную дату, как
правило, на первое число каждого месяца
(квартал, года). Проще говоря, баланс —
это как бы моментальная фотография состояния,
расположения средств в стоимостном выражении
на определенный момент времени. Однако
каждая последующая операция хозяйственного
процесса вызовет изменения в составе
и сумме каких-либо средств и (или) их источников,
что повлечет за собой изменения в балансе
предприятия. Теоретически возможно вести
бухучет, внося изменения в баланс после
каждой хозоперации. Но на практике это
чрезвычайно сложно, т.к. Внести в таблицу
баланса несколько тысяч изменений, т.е.
По количеству операций за месяц, невозможно.
Также невозможно будет наглядно представить,
осмыслить и понять эти изменения, получить
по ним отдельные показатели, обобщить
их, сделать определенные выводы и т.д.
Поэтому, в дополнение к балансу, в бухучете
применяют систему счетов и двойной записи.
Применение счетов является одним из специфических приемов бухучета. В экономической литературе бухгалтерские счета обычно определяют как способ группировки, текущего контроля и отражения в денежной оценке движения средств, их источников и хозяйственных процессов. Это определение не вполне отражает характеристику счетов бухучета. При определении характеристики счетов необходимо видеть различие между системой счетов и отдельным счетом как элементом этой системы. Независимо от техники регистрации и отражения данных счета бухучета являются способом классификации, отражения и соизмерения показателей о хозяйственной деятельности./1, с.88-89/
По
форме счет можно представить
как лист бумаги или таблицу, в
заглавную часть которой
В
каждом
счете отражаются данные о
Д-т Название счета
К-т
хозяйственных фактах, характерные
положительным или отрицательным
влиянием на величину общего
показателя данного счета. В связи с Схема 1.1.
этим таблицу счета делят на две части,
из которых одна предназначена для отражения увеличения, а другая — уменьшения. Эти части счета называют: левую — дебет(от лат. debet - быть должным); правую — кредит(от лат. credit - оказывать доверие, верить). Данные о хозоперациях, отражаемых на счете, представляют собой вектор числовых показателей со знаками плюс или минус, которые и определяют в какой части счета (дебет - кредит) они будут зафиксированы. Если на дебете счета отражаются хозяйственные факты, характеризующие увеличение того объекта учета, для которого открыт данный счет, то на его кредите - факты, уменьшающие этот объект. Или, наоборот, на дебете - уменьшение, а на кредите - увеличение объекта учета/1, с.87/. Любой хозяйственный факт получает отражение по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Двойственное отражение информации, как и балансовый метод ее обобщения, является универсальным приемом, позволяющим строить информационную систему. Подсчет всех данных, зарегистрированных по счету, называется его оборотом. Оборот отражает движение хозяйственных средств и их источников. Итог записей по дебету счета - дебетовый оборот, итог по кредиту - кредитовый оборот. Разность между суммами, проставленными на одной стороне счета, и суммами, указанными на другой его стороне, называется остаток по счету или сальдо. Эта сумма отражает величину остатка, наличия определенного вида средств или источника на дату составления баланса, обычно на первое число месяца. Сальдо на начало отчетного месяца называют начальным сальдо, а на конец - конечным, полученным за данный отрезок времени. Сальдо может быть дебетовым, либо кредитовым, либо нулевым. Счет, не имеющий сальдо (оно равно нулю), называется закрытым счетом. Открыть счет - значит отразить на нем данные хотя бы об одной хозоперации, закрыть счет - свести его сальдо к нулю.
Внутреннее строение счета бухучета представлено на схеме "Внутреннее строение счета бухгалтерского учета", /приложение А/. Здесь показаны все три уровня отражения данных и алгоритм определения сальдо по счету. Бухгалтерские проводки объединяются в группы по корреспондирующим счетам, из которых потом получают оборот по счету. На практике иногда не получают оборотов по отдельным корреспондирующим счетам и тем самым снижают аналитическую ценность создаваемой на счете информации.
Отражение
количественных данных на всех информационных
уровнях предполагает наличие двух
матриц(одной по дебету, другой по кредиту;
см. схему "Матрицы внутреннего
учетного поля счета бухгалтерского учета",
/приложение Б/), в которых накапливаются
данные по каждой проводке, выявляются
обороты по корреспондирующим счетам
и в целом по дебету и кредиту счета, определяется
результат соизмерения оборотов — сальдо
по счету. Здесь показаны те же проводки
и корреспондирующие счета, что и на схеме
"Внутреннее строение счета бухучета",
/приложение А/. Однако для наглядности
указано количественное содержание проводок,
вычислены обороты(Об) и сальдо(С), представлен
счет, начальное дебетовое сальдо(Сн) которого
составляет 245 руб., отражены следующие
бухгалтерские проводки(х):
По дебету счета
Номер Сумма Корреспондир. Номер Сумма Корреспондир.
проводки руб. счета проводки руб. счета
4) | 250 | К1 | 1) | 150 | Д1,Дm | |
9) | 340 | К1 | 5) | 100 | Д1 | |
12) | 130 | К2,Кn | 17) | 50 | Д1 | |
14) | 50 | К1 | 18) | 250 | Д1,Д2 | |
16) | 200 | К2,Кn | 19) | 50 | Д1 | |
22) | 40 | К2 | 21) | 180 | Дm | |
25) | 400 | Д2,Дm |
Оборот
1010
Схема 1.2.
Счета бухучета делятся на активные и пассивные. Активные счета предназначены для отражения средств предприятий, показываемых в активе баланса. Они дают показатели о наличии, составе и размещении средств. Пассивные счета — для отражения источников собственных и заемных средств, показываемых в пассиве баланса.
На счета переносят не только названия определенного вида средств или источника, взятых с соответствующей статьи баланса, но и сумму, которая отражает величину остатка, наличия определенного вида средств или источника на дату составления баланса. В активных счетах сальдо на начало месяца берется из соответствующей статьи актива баланса и отражается по дебету счета, а в пассивных счетах — из пассива баланса, отражается по кредиту счета.
В активных счетах операции по увеличению объекта учета отражаются по дебету, под начальным сальдо, которое, как правило, отделяется от остальной части счета чертой, а операции по уменьшению — на кредите счета. В пассивных счетах, наоборот, операции по увеличению объекта учета отражаются на кредите, а операции по уменьшению — на дебете.
Можно сделать обобщение отражения различных операций на счетах: если хозоперация вызывает увеличение какого-либо вида средств или источника, то сумму этой операции следует отражать на соответствующем счете, на той его стороне, где записано начальное сальдо; если операция вызывает уменьшение какого-либо вида средств или источника, то сумму этой операции следует отражать на стороне, которая противоположна той, на которой отражено начальное сальдо. (Схема 1.3.)
Д-т Активный счет К-т Д-т Пассивный счет К-т
Сн 300 7) 650 11) 475 Сн 250
2)
350
3) 230