Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:45, контрольная работа
Контроль выявляет слабые стороны финансовой деятельности предприятия, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций и снижать риски.
Цель данной работы рассмотреть содержание и значимость методов и приемов документального и фактического контроля.
Основными задачами в данной работе является раскрытие сущности и значения ревизии и контроля, виды методов контроля, какие применяются приемы и методы документального и фактического контроля при ревизии, характеристика этих методов и приемов.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Теоритическая часть
Сущность и значение ревизии и контроля…………………………… 4
Методы контроля ……………………………………………………….. 7
Приемы и способы документального и фактического контроля…… 9
Характеристика приемов и способов документального контроля….....12
Характеристика приемов и способов фактического контроля……….. 17
Аналитические процедуры ревизионной проверки……………….... 22
Практическая часть
Задача 6 (Вариант II)………………………………………………………….... 25
Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы……………………………………….......31
Документальный и фактический виды контроля существуют не изолированно, а дополняя друг друга.
Полноценность
и неопровержимая доказательность
первичных документов и учетных
записей при необходимости
Правильный выбор приемов контроля в значительной мере предопределяет качество и эффективность его результатов. При недостаточно тщательном подходе к выбору методических приемов возможно неполное выявление нарушений и злоупотреблений, что приводит к необходимости повторения проверки. Прежде чем определиться с приемом контроля, следует убедиться, что он отвечает данным условиям и соответствует задачам, стоящим перед специалистом, осуществляющим проверку.
Документальный контроль – это контроль, за правильностью ведения бухгалтерского учета, составления и заполнения форм бухгалтерской (финансовой) документации и отчетности. В процессе такого контроля устанавливается достоверность представленной в документах финансовой информации, соответствие выполненных операций требованиям законов и других нормативных актов, а также оценивается система внутреннего контроля проверяемого объекта [4,стр.33]
Источниками информации являются:
- первичные
документы, включая
- регистры бухгалтерского учета (компьютерные распечатки, накопительные и разработочные таблицы, журналы-ордера, вспомогательные ведомости к ним и др.);
- данные управленческого (оперативного) учета;
- бухгалтерская, статистическая и оперативно – техническая отчетность;
- плановая, нормативная и
проектно-конструкторская,
В зависимости от полноты проверки первичных документов, записей в учетных регистрах, бухгалтерской и статистической отчетности, данных другой документации различают сплошной и выборочный способы документального контроля
При сплошном способе за проверяемый период изучается содержание всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчетах и правильное отражение на счетах бухгалтерского учета. Способ этот весьма трудоемкий и применяется на тех участках деятельности организации, где вскрыты злоупотребления и необходимо установить полную сумму нанесенного материального ущерба, а также на некоторых участках деятельности, связанных с движением денежных средств, основных средств и др. активов и пассивов в соответствии с заданием указанным в программе ревизии.[7,стр.16]
При выборочном способе проверяется содержание части операций, отраженных в первичных документах и отчетах проверяемого периода, по усмотрению ревизора. Если будут выявлены злоупотребления, то на этом участке следует перейти на сплошной метод проверки, который обеспечит выявление полного размера нанесенного ущерба.
Изучение операций в систематизированном порядке является рациональным и экономичным. При нем проверяются однородные операции за определенный период, это дает возможность ревизору глубоко изучить взаимосвязь проверяемых операций. Например, так проверяются кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами операции по счетам в банках, движение товарно-материальных ценностей и основных средств, издержки производства и обращения.
При документальной проверке ревизор устанавливает законность, целесообразность и достоверность операций, отраженных в документах;
- операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству и нормативным документам;
- целесообразность
операции определяется ее
В зависимости от последовательности контрольных действий и их логической взаимосвязи выделяют следующие методические приемы документального контроля: [7, стр.33]
Технико- экономические расчеты, проводятся в целях установления правильности составления смет общехозяйственных (накладных) расходов капитального и текущего ремонта основных средств, списания строительных материалов на объем произведенной продукции, исчисление себестоимости выполненных строительно- монтажных работ, готовой продукции и оказания услуг и д.;[7,стр.15]
Нормативная проверка, заключается в сопоставление фактических данных с установленными сметными нормативами и нормами, что позволяет определить их соблюдение;
Документальная проверка содержания операций и процессов проводится с целью установления законности, целесообразности и достоверности совершенных хозяйственных операций и процессов. Вырабатываются конкретные мероприятия по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных, с возмещением ущерба.[11]
Встречная проверка данных отраженных в документах
Это способ, прием проверки, заключающийся в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операции и находящихся в различных организациях или в разных подразделениях одной организации.
Например, этот прием является одним из лучших для установления достоверности сумм, указанных в выписках из лицевых счетов банков. В результате сопоставления банковских выписок из лицевых счетов с приложенными к ним платежными документами, хранящимися в проверяемой организации, с подлинниками лицевых счетов и первых экземпляров платежных документов устанавливаются хищения денежных средств или другие злоупотребления.[8, стр.17]
Хронологическая проверка движения товарно- материальных ценностей и денежных средств применяется в случаях, когда имеются данные о хищениях материальных ценностей и денежных средств, а проведенные инвентаризации не установили расхождений (недостач или излишков).
Проверка правильности хозяйственных операций с подтверждением данных о выполнении других операций, связанных с ней состоит в выявлении и сопоставлении соответствующих данных по документам из разных источников. Например, данные по поступлению материалов
сопоставляются с данными имеющимися в документах по их перевозке; списание спецодежды, постельных принадлежностей инструмента сопоставляется с данными накладной об оприходовании. [9,стр.86]
Проверка полноты отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета осуществляется в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности отражения в документах объема выполненных и оплаченных работ.
Проверка правильности отражения хозяйственных операций по данным документов бухгалтерского учета содействует вскрытию хищений по правильно оформленным, но не правильно отраженным в бухгалтерском учете документам.
Проверка полноты
Для уверенности
в полноте оприходования
-материалы списаны, а продукция не производилась, объем работ не выполнялся;
- допущена приписка
в изготовлении продукции (
В процессе ревизии различных разделов учета, видов хозяйственной деятельности применяются те или иные приемы.[8,стр.1]
Использование только приемов и способов документального контроля по существу свело бы последний к проверке бухгалтерских документов и учетных регистров, не предполагая всестороннее изучение всей производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций. Поэтому одним из этапов контроля является определение фактического состояния контролируемого объекта, которое невозможно осуществить без использования приемов фактического контроля. Однако было бы неправильно ограничиваться исключительно фактическим контролем, особенно последующим. Он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывного характера производственных процессов и быстро меняющихся хозяйственных ситуаций. Документальный и фактический контроль дополняют друг друга, поэтому, как отмечалось ранее, их приемы используются в комплексе при осуществлении контрольных процедур.[9, стр.93]
Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов на основе осмотра их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.)
Методические приемы фактического контроля служат для установления реального состояния контролируемых объектов, объема и качества выполняемых работ, действительного совершения хозяйственных операций отраженных в документах.
Приемы фактического контроля подразделяют на:[8,стр.19]
- инвентаризация;
-контрольный обмер;
- обследование на месте;
-контрольный запуск;
-проверка качества сырья и материалов;
- экспертная оценка.
Самый распространенный из приемов фактического контроля - инвентаризация, которую можно классифицировать по следующим признакам:
а) по характеру или периодичности - на плановую и внеплановую;
б) по полноте охвата средств и операций - на полную и частичную.
Инвентаризация - проверка наличия и состояния материальных ценностей, финансовых ресурсов и расчетно-кредитных отношений и сопоставление полученных результатов с данными бухгалтерского и (или) налогового учета.
В процессе инвентаризации, выявленные фактические остатки материальных ценностей отражаются в инвентарных описях на основе которых составляются сличительные ведомости.[8,стр.20]
В процессе ревизии должна быть проведена полная инвентаризация денежных средств, товаров, сырья, материалов, инвентаря и др. ценностей находящихся под отчетом у всех материально ответственных лиц.
Основными нормативными документами при проведении инвентаризации являются: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. № 49 и Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке утвержденное приказом Минфина РФ и Министерством РФ по налогам и сборам от 10.03.1999г. № 20Н/ГБ-3-04/39.[11]
Основными целями инвентаризации являются:
- Выявление
фактического наличия
- Сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
- Проверка полноты
отражения в учете
Работа по инвентаризации ценностей является наиболее ответственной и трудоемкой частью ревизии и должна постоянно находится под контролем ревизующих. Результаты инвентаризации должны быть отражены в справке, прилагаемой к акту ревизии.
Инвентаризации подлежат также расчеты с дебиторами и кредиторами, товары находящиеся на ответственном хранении у покупателей, товары принятые на ответственное хранение от поставщика, выданные организацией исполнительные листы, бланки строгой отчетности.[8]
Контрольный обмер - это инструментальный обмер (с помощью инструментов, приборов, оборудования) и (или) сопоставление объемов работ и израсходованных в связи с их выполнением денежных, материальных и других средств с объемами (суммой, размером), предусмотренными (отраженными) в проектно-сметной документации, договорах строительного подряда, документах бухгалтерского учета и других документах, являющихся основанием для получения денежных средств.
Для проведения контрольного обмера выполненных строительных работ создается комиссия, в состав которой включаются представители застройщика, организации — заказчика строительства (технического надзора), подрядной и проектной организаций. При проведении контрольного обмера обязаны присутствовать также материально ответственные лица проверяемого субъекта, которых непосредственно касается контрольный обмер. Проверяющие должны руководствоваться Инструкцией о порядке проведения проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ.[5,стр.40]