Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть назначение, цели, задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
- описать порядок составления, предоставления, утверждения отчетности;
- раскрыть информационное содержание бухгалтерской отчетности.
- подтверждение всех статей
годового баланса и других
форм годовой отчетности
Бухгалтерская отчетность должна отвечать следующим требованиям: достоверность и полнота, нейтральность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. Если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в РФ принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте РФ (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
Бухгалтерская отчетность составляется предприятиями и организациями периодически (в установленные сроки).
Период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность, называется отчетным. Именно по этой причине бухгалтерская (финансовая) отчетность является завершающим этапом учетного процесса.
В ней отражаются итоговые данные системного бухгалтерского учета, на основе которых можно судить не только о работе самого предприятия, но и о его положении в сегменте рынка, в котором он работает, о его конкурентоспособности.
Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.[3;102]
Достоверная отчетность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.
Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.
Своевременность предполагает
представление необходимой
Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.
Проверяемость отчетности предполагает
возможность подтверждения
Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.
Цель такого сравнения выявить тенденции развития фирмы.
Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета.
Оформление означает, что составление отчетности равно как и ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке и в валюте РФ.
Публичность предполагает публикацию
годовой бухгалтерской
3 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТЧЕТНОСТИ
Отчетность организаций классифицируют: по видам, экономическому содержанию, по назначению, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.[1;20]
По экономическому содержанию отчетность бывает бухгалтерская, статистическая, налоговая, внутрихозяйственная и специализированная.
Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей, необходимых для определения величины налоговых платежей. Единственный пользователь - налоговые органы.
Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри организации. Состав показателей, порядок их формирования и иные особенности могут варьироваться в зависимости от информационных потребностей руководства организации, а также отраслевой специфики масштабов деятельности и иных индивидуальных особенностей конкретной организации.
Специализированная отчетность - система показателей, необходимых для принятия решений конкретным пользователям отчетности.
По длительности охватываемого периода отчетность делится на годовую и текущую. Для бухгалтерской отчетности текущая отчетность называется промежуточной.
По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя бухгалтерская отчетность (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.).
В отдельных случаях
Внутренняя отчетность разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами для собственных целей и утверждается по согласованию с Министерством финансов РФ. Она не полежит публикации и не представляется внешним пользователям.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность - это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.[7;118]
В настоящее время организации
представляют в обязательном порядке
промежуточную и годовую
В настоящее время в
состав годовой бухгалтерской
- баланс организации (ф. № 1);
- отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
- отчет о движении источников собственных средств (ф. № 3);
- отчет о движении денежных средств (ф. № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);
- отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6);
- пояснительная записка и аудиторское заключение, если организация в соответствии с законодательством РФ подлежит обязательному аудиту.
Существуют также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.
Составление годовой отчетности
требует большой
1 на предприятии объявляется инвентаризация;
2 выравниваются остатки на все счетах бухгалтерского учета;
3 проводится аудиторская проверка при необходимости;
4 рассчитывается соотношение фактических командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу, расходов на содержание личных автомобилей для служебного пользования с действующими нормами, которые можно относить на себестоимость;
5 определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль и уточняется схема уплаты налогов за год;
6 реформируется баланс;
7 готовятся расчетные показатели для заполнения форм годовой отчетности и утверждается годовой отчет;
9 пишется пояснительная записка к балансу;
10 готовится приказ об учетной политике на следующий хозяйственный период;
11 открываются счета, с которых начинается новый учетный цикл.
Промежуточной месячной бухгалтерской отчетностью является бухгалтерский баланс. Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (при получении дивидендов предоставляют в обслуживающий банк).
Бухгалтерский учет на предприятиях ведется путем использования разнообразных учетных регистров и в разных сочетаниях – книги, карточки, ведомости, записи в которых производятся в различной последовательности. В зависимости от способов учетной регистрации применяются как ручные записи, так и на вычислительных машинах. Различное сочетание учетных регистров, их структура и взаимосвязь, способы записей определяют применяемую форму бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимается сочетание различных учетных регистров (аналитического и синтетического учета), их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей (ручной, автоматизированный).[2;39]
В современном бухгалтерском
учете применяются следующие
формы бухгалтерского учета:
Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: внешний вид, назначение и содержание учетных регистров, взаимосвязь и сочетание хронологических и систематических записей, регистров синтетического и аналитического учета, их количество, последовательность учетных записей, степень использования вычислительных машин для учетной регистрации.
1. Мемориально-ордерная форма
в настоящее время имеет
Основной недостаток этой
формы учета – это
2. В журнально-ордерной
форме бухгалтерского учета
Аналитический учет ведется либо в журналах-ордерах (путем совмещения с синтетическим), либо в отдельных учетных регистрах.
3. Автоматизированная форма учета появилась на основе использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Она позволяет осуществлять комплексную обработку учетной информации на основе пакетов прикладных программ.
Информация о работе Сущность и значение бухгалтерской отчетности