Сущность и виды аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать сущность и роль аудита в условиях рыночных отношений.
В соответствии с этим задачи курсовой работы сформулированы так:
- исследовать теоретические основы аудиторской деятельности, цели и задачи аудита как независимого вида контроля.
- рассмотреть правовые и организационные принципы аудиторской деятельности, привести общую классификацию аудиторской деятельности.
- рассмотреть роль аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты аудиторской деятельности 5
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности 5
1.2 Виды аудита. Цели и задачи аудиторской деятельности 8
1.3 Квалификация видов и типов аудита 14
Глава 2 Принципы, этапы и последовательность проведения аудиторской проверки 17
2.1 Принципы проведения аудита 17
2.2 Общее, предварительное ознакомление и планирование аудита 19
2.3 Системное изучение, выполнение аудита и составление аудиторского заключения 23
Глава 3. Аудит расходов периода 26
3.1 Планирование, определение целей и задач аудита расходов периода 26
3.2 Аудит общих и административных расходов и расходов по процентам 34
3.3 Аудит расходов периода по реализации товарно-материальных ценностей 36
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_аудит его сущность и роль..doc

— 189.50 Кб (Скачать)
  1. Операции в учете правильно отражают временной период их осуществления.
  2. Операции в учете зафиксированы в правильных суммах.
  3. Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета.
  4. Зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности.
  5. Ограничена возможность появления злоупотреблений.

В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства принимается решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке, не стоит.

Далее аудит планируется таким  образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Надежность системы внутреннего  контроля оценивается как «низкая» и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему. Расчет уровня существенности, используемого в ходе аудиторской проверки, представлен в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1 - Расчет базовых показателей

Показатель

Предыдущий год / на начало года, тыс. тенге (1)

Отчетный год / на конец года, тыс. тенге (2)

Значение базового показа-теля, тыс. тенге

((1) + (2)) / 2

Чистая прибыль

136

770

453

Выручка от реализации

1177

2927

2052

Капитал и резервы

544

1290

917

Сумма активов

1307

3453

2380

Произведенные расходы

2482

4395

3438,5


Таблица 2 - Определение уровня существенности

Показатель

Значение базового показателя, тыс. тенге

(1)

Критерии, %

(2)

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. тенге.

(1) * (2) / 100

Чистая прибыль

453

5

22,65

Выручка от реализации

2052

2

41,04

Капитал и резервы

917

10

91.7

Сумма активов

2380

2

47,6

Произведенные расходы

3438,5

2

68,77


 

Среднее арифметическое графы 4:

(22.65+41,04+91,7+47,6+68,77)/5=45,015

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(45,015-22,65)/45,015*100% = 49,68%.

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(91,7-45,015) / 45,015* 100% = 103,709874%.

Поскольку и в том, и в другом случае отклонение наибольшего и  наименьшего показателей от среднего является значительным, отбрасываются значения 22,65 тыс.тг. и 91,7 тыс.тг., и они не используются при дальнейшем усреднении. Новая средняя величина равна:

(41,04+47,6+68,77) / 3 = 52.47 тыс.тг.

Полученная величина округляется  до 52 тыс.тенге. Различие до и после  округления составляет:

(52.47-52) /52,47* 100% = 0,8957%.

Следовательно, в качестве значения уровня существенности принимается 52 тыс.тенге.

При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее:

  1. Все учитываемые операции действительно имели место.
  2. Хозяйственные операции были соответственным образом разрешены.
  3. Совершенные операции учитываются и отражаются в учете должным образом.
  4. Операции в основном правильно разнесены по счетам.
  5. Не все операции регистрируются своевременно.
  6. Операции должным образом отражены в учетных регистрах и правильно перенесены в Главную книгу.
  7. Бухгалтерская отчетность заполнена соответствующим образом.

Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и  текущего экономического положения  отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету 70%.

При общем знакомстве с системой внутреннего контроля предприятия не было выявлено практически никаких средств контроля, также отсутствует схема документооборота, объем хозяйственных операций достаточно невелик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как низкая. Следовательно, ей соответствует высокий риск, равный 85%.

Риск аудита принимается равным 7%, т.к. именно эта величина является наиболее часто употребляемой при  аудите расходов предприятия.

Риск необнаружения равен:

7% / (70% * 85%) = 12%.

Общие и детальные процедуры аудита расходов периода

Проводя аудит расходов периода предприятия, необходимо проверить  правильность отнесения расходов предприятия  на расходы периода и отражение  их в полном объеме в соответствии с учетной политикой.

В связи с этим существуют общие процедуры аудита расходов.

  1. Получение в ходе устной беседы с персоналом клиента сведений об организации учета расходов периода на предприятии:
  • применяемые методы учета расходов периода;
  • используемые счета бухгалтерского учета и порядок отнесения на них тех или иных расходов периода;
  • применяемые учетные регистры;
  • распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии «ведущими» синтетические счета расходов периода;
  • процедуры контроля в цикле расходов периода;
  • основные статьи расходов (т.е. имеющие наибольший удельный вес в общем объеме расходов периода);
  1. Получение учетных регистров, содержащих записи по каждой хозяйственной операции; проверка правильности подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу;
  1. Выборка расходов, понесенных в периоде, с включением в нее крупных сумм, выраженных в тенге и валюте, необычных операций и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий приведенных ниже, применительно к операциям, вошедшим в выборку;
  2. Сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами — счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными и пр.
  3. Проверка наличия у документов всех необходимых реквизитов: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц и их личные подписи;
  4. Сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры;
  5. Проверка отнесения расходов к тому периоду, в котором они реально понесены (т. е. к периоду, к которому относится связанная с ними деятельность), путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями;
  6. Проверка санкционирования всех расходов периода путем ознакомления с внутренними документами организации за подписью генерального директора, финансового директора или прочих уполномоченных сотрудников, регламентирующими политику организации по утверждению расходов;
  7. Изучение результатов перечисленных процедур на предмет соответствия ведения учета клиентом по установленным методикам. Определение с учетом полученных данных объема дополнительных детальных тестов.

Детальные тесты по составу  расходов периода

  1. проверка того, что расходы периода на затратные счета не относятся и в себестоимость продукции не включаются.
  2. проверка аккуратности записи (наличие случайных арифметических и прочих ошибок);
  3. проверка необычных операций, проводок с нестандартной корреспонденцией счетов;
  4. проверка документального обоснования указанных расходов.

Далее, в соответствии с тем, что  расходы периода представляют собой  совокупность общих и административных расходов, расходов по процентам, расходов по реализации ТМЦ, детально рассмотрим особенности аудита всех вышеперечисленных видов расходов периода. Группировка всех процедур аудита расходов периода и определение сроков проведения их представляет собой программу аудиторской проверки расходов периода.

Программа аудиторской проверки представлена в Приложении.

3.2 Аудит общих и административных расходов и расходов по процентам

Аудиторская проверка операций, связанных  с обслуживанием предприятия  в целом и управлением всей его производственно-хозяйственной  деятельностью, начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета, занимающегося учетом этих операций. На этом этапе устанавливается, кто ведет бухгалтерский учет по административным расходам (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кому подотчетен данный бухгалтер; кто его проверяет по исполняемой работе; наличие плана-схемы документооборота и альбома с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов; обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; какие методы внутреннего контроля используются (ревизия, документирование); следует убедиться в правильности оформления договоров о материальной ответственности ответственных лиц, которым переданы в подотчет ценности, наличие журналов регистрации документов (журнал регистрации счетов-фактур.

Далее необходимо детализировать процедуры  аудита и включить их в программу  аудиторской проверки. В полномасштабном  аудите общих и административных расходов на предприятии необходимо проверить следующие аспекты:

  • правильность начисления оплаты труда административному персоналу, персоналу, занятому в обслуживающих производствах;
  • своевременное и правильное отнесение расходов на содержание служебного легкового транспорта и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.
  • учет расходов на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, вычислительных центров и других технических средств управления, не относящихся к производству;
  • правильность отражения на корреспондирующих счетах и регистрах аналитического учета расходов на командировки административного персонала управления;
  • канцелярские, типографские, почтово-телеграфные, телефонные и представительские расходы;
  • правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете расчетов по налогам и сборам;
  • расходы на коммунальные услуги, охрану труда работников, расходы на охрану субъекта, противопожарную охрану, расходы по проведению оздоровительных мероприятий, на содержание совета директоров и другие расходы общехозяйственного характера;
  • ведение и отнесение прочих административных расходов: оплата консультационных (аудиторских) и информационных услуг, расходы на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, объектов жилищного фонда, судебные издержки, убытки от хищений, виновники которых не установлены, или в случае, если невозможно возместить необходимые суммы за счет виновной стороны и другие;
  • правильность начисления процентов по кредитам банков, поставщиков, по аренде имущества и др.;
  • своевременность и правильность отражения операций начисления, выплаты  процентов по кредитам на синтетическом

 

3.3 Аудит расходов периода по  реализации товарно-материальных  ценностей

В полномасштабном аудите общих  и административных расходов на предприятии  необходимо проверить следующие  аспекты:

- исследовать формы и системы  начисления заработной платы работников, связанных с процессом реализации ТМЦ, соответствие принципов отчисления от заработной платы работников торговли установленным законодательством нормам;

- правильность отнесения расходов  по страхованию имущества предприятия,  обслуживающего процесс сбыта товаров и сами товары на расходы периода;

- правильность и своевременность  ведения документации и отнесения  на расходы периода командировочных  расходов работников, связанных  с процессом реализации;

- правильность ведения учета  основных средств, методы начисления амортизации на основные средства, обслуживающие процесс реализации товаров;

- проверить документацию, сопровождающую  транспортировку грузов до пункта, обусловленного договором, погрузочно-разгрузочные  работы, правильность отнесения  расходов по этим операциям на расходы периода;

- другие операции (расходы по  изучению рынков сбыта и продвижению  товара на рынок, расходы по  рекламе (на разработку и издание  рекламных изданий, участие в  выставках, ярмарках, стоимость образцов  товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организация бесплатно и не подлежащих возврату, другие аналогичные затраты);

- учет затрат на тару и упаковку продукции на складах предприятия (за исключением случаев, когда условиями договора предусмотрен отпуск продукции без затаривания и упаковки или когда стоимость тары включена в состав себестоимости продукции, оприходованной на склад; если затаривание осуществляются в соответствии с технологией производства до передачи продукции на склад, то стоимость тары включают в производственную себестоимость продукции);

По данному виду расходов на предприятии  существенных нарушений в выявлено не было. Среди незначительных нарушений  можно отметить несвоевременность отчета по авансам, выданным на командировочные расходы работников, связанных с процессов реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В качестве выводов можно сформулировать следующее:

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Информация о работе Сущность и виды аудита