Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать сущность и роль аудита в условиях рыночных отношений.
В соответствии с этим задачи курсовой работы сформулированы так:
- исследовать теоретические основы аудиторской деятельности, цели и задачи аудита как независимого вида контроля.
- рассмотреть правовые и организационные принципы аудиторской деятельности, привести общую классификацию аудиторской деятельности.
- рассмотреть роль аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты аудиторской деятельности 5
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности 5
1.2 Виды аудита. Цели и задачи аудиторской деятельности 8
1.3 Квалификация видов и типов аудита 14
Глава 2 Принципы, этапы и последовательность проведения аудиторской проверки 17
2.1 Принципы проведения аудита 17
2.2 Общее, предварительное ознакомление и планирование аудита 19
2.3 Системное изучение, выполнение аудита и составление аудиторского заключения 23
Глава 3. Аудит расходов периода 26
3.1 Планирование, определение целей и задач аудита расходов периода 26
3.2 Аудит общих и административных расходов и расходов по процентам 34
3.3 Аудит расходов периода по реализации товарно-материальных ценностей 36
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 42
Далее
необходимо изучать основные показатели
и отчетность предприятия, характер
его деятельности, масштабы его производства,
наличие производственных ресурсов, результаты
его деятельности за исследуемый период
и перспективное развитие предприятий.
При ознакомлении с предприятием следует
определить объем хозяйственных операций
и обусловленное им количество выписываемых
первичных документов, в первую очередь
по денежным и расчетным операциям, поскольку
именно последние документы, как правило,
подвергаются сплошной проверке.
Необходимо осмотреть предприятие, места хранения материальных ценностей.
Только в результате проведенного первоначального изучения предприятия можно определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность. В соответствии с объемом работы и ее сложностью определяется стоимость аудита и эта сумма согласовывается с клиентом. Согласованная сумма, включая НДС, указывается в договоре на время проведения аудиторской проверки. После сбора информации о деятельности предприятия и изучения аудитор составляет план работы и знакомит с ним руководство предприятия.
Планирование аудита. Любая эффективная работа требует предварительного составления четкого плана или программы, в казахстанском стандарте по аудиту 7 подчеркивается необходимость планирования аудитором своей работы по проверке таким образом, чтобы была эффективна, качественна и выполнена к помеченному сроку.
Общий план проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал: приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике и системе внутреннего контроля; установление ожидаемого доверия внутреннему аудиту; определение и программирование содержания, времени проведения и объема аудиторских процедур, подлежащих выполнению; координацию выполняемой работы.
Чтобы получить знания о деятельности клиента, аудитору необходимо предусмотреть изучение годовых отчетов клиента на собраниях и заседаниях совета директоров, внутренних финансовых отчетов руководства за текущий и препятствующий период, рабочих аудиторских бумаг предшествующего года, обзорных материалов о состоянии экономики и ее воздействии на деятельность клиента, особенностей хозяйственного субъекта, его хозяйственной и финансовой деятельности.
При составлении общего плана ожидаемого
масштаба работ по проведению аудита
аудитору целесообразно также
Наряду с составлением общего плана работы аудитор должен разработать и документационно оформить программу, определить характер, сроки и объем запланированных процедур аудита, необходимых для выполнения полного плана.
Содержание программы аудита. Специфика предприятия, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. С этой целью руководителем бригады составляется программа проверки, в которой указывается:
- цель аудита. Целями аудита могут быть: экспертиза оценки состояния учета, проверка достоверности показателей годовой финансовой отчетности, разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости предприятия и т.д.;
- основные участки работы
- характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);
- закрепление обязанностей за
членами бригады. Если
- предполагаемая
Системное изучение. Оно позволяет
определить потоки и объемы информации,
пункт наибольшей загруженности
сбором и обработанной информацией
и на этой основе сделать вывод: кому
предоставлены право принятия решения
и ответственность за реализацию
этих решений по интересующим аудитора
аспектам деятельности предприятия, т.е.
кто является центром ответственности;
по каким направлениям идет поток указаний
от центра ответственности, не искажается
ли они в пути, как распределены основные
функции между исполнителями приказов
и решений, исходящих от центра ответственности,
какова их ответственность за исполнение
и указания руководства. Приведенные положения
можно отнести к системе изучения исходящего
(сверху вниз) потока информации.
Другой поток информации идет "снизу
вверх" и на своем пути подвержен деформации,
т.к. подлежит обработке и переработке.
Программа аудита описывает в логической
последовательности характеристику и
степень работы, которая должна быть выполнена
и, следовательно, служит для работы, которая
завершается выводами аудиторской проверки,
облегчает контроль за выполнением работы;
организует работу аудиторов наиболее
эффективным образом.
Выполнение аудита. В целях наиболее эффективного способа проведения аудита финансовой отчетности необходимо тематику ауди та составить в следующей последовательности:
- аудит основных средств,
- аудит материальных ценностей;
- аудит издержек производства;
- аудит готовой продукции и ее реализации;
- аудит денежных средств, финансовых инвестиций и расчетов;
- аудит фондов, резервов и финансовых результатов.
По каждой теме необходимо составить
программу аудиторской
Составление отчета по результатам аудита. Аудитор по результатом аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором.
Форма и содержание отчета основываются на следующих принципах:
Основные элементы аудиторского заключения. Аудиторская проверка завершается составлением заключения, в котором указывается, где и кем проводилась проверка, когда и за какой период, место проведения проверки и дата составления акта. Далее аудиторы отмечают, какие участки учетной работы проверены полностью, т.е. подвергнуты сплошной проверке, а какие выборочно. Заключение является конфиденциальным документом, составленным в 2-х экземплярах, один из которых передается клиенту, а второй остается в аудиторской организации с целью последовательного контроля. Таким образом, аудиторское заключение может быть (без замечаний и оговорок, с замечаниями и оговорками несущественными) отказным и отрицательным, в котором аудитор подтверждает, что на предприятии учет ведется с грубыми нарушениями общеустановленных принципов и что отчетность недостоверна. Составленное заключение подтверждается подписью и личной печатью аудитора и отдается руководству проверяемого объекта.
Целью аудита является подтверждение достоверности информации бухгалтерской отчетности, которая является одним из главных критериев качественности информации. Цель аудита расходов периода достигается путем решения в ходе аудита следующих основополагающих задач по проверке:
Расходы периода, в отличие от затрат на производство продукции, не зависят от объема производства и являются постоянным расходами, не связанными с конкретными видами реализованной продукции или услуг. Хозяйствующие субъекты несут расходы периода даже в том случае, если в течение определенного периода они ничего не производят. К расходам периода относят: общие и административные расходы; расходы по процентам; расходы по реализации товарно-материальных запасов.
К общим и административным расходам относятся такие расходы периода, которые связанны с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно-хозяйственной деятельностью. Синтетический учет этих расходов ведется на активном счете 821 «Общие и административные расходы».
Расходы по процентам – к ним относят оплату процентов по кредитам банка банков, по кредитам поставщиков, по аренде имущества и другие.
Процент (вознаграждение) – часть дохода, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежный капитал. Источником погашения процентов является стоимость, создаваемая в процессе использования ссудного капитала.
Для учета расходов по процентам предназначен счет 831 «Расходы по процентам». Аналитический учет расходов по процентам ведется в ведомости по видам процентов.
Для учета расходов, связанных с реализацией товарно-материальных ценностей, предназначен активный, собирательно-распределительный счет 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)». Этот счет применяют торговые и другие предприятия, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг).
Учет расходов периода
основывается на составляемой в установленном
порядке первичной документации
(со всеми обязательными
На этапе планирования аудитор
разрабатывает как общую
Для успешного планирования аудита в области расходов периода необходимо:
- четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора в рамках общих результатов;
- обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;
Знакомство с системой бухгалтерского учета ОАО «Сары-Арка» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:
В ходе планирования аудиторской проверки было проверено соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам, случаи нарушений выявлены не были. Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, т.к. в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования: