Сущность финансов, их функции и роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

1. Происхождение финансов
2. Необходимость и сущность финансов
3. Функции финансов
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Файлы: 1 файл

конспект лекцій з фінансів.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

В Украине целевые фонды делятся на две группы государственные и местные. Государственные – это фонды, которые создаются на общегосударственном уровне с целью финансирования государственных программ. Местные – формируются местными органами самоуправления для обеспечения реализации программ местного значения. Государственные целевые фонды делятся на две группы:  постоянные фонды, которые создаются для реализации определенных функций государства; временные фонды, которые формируются с целью ускоренного решения актуальных проблем развития общества.

По отношению к государственному бюджету государственные целевые фонды делятся на бюджетные и внебюджетные. Целевые бюджетные фонды – это фонды, которые входят в состав государственного бюджета. Целевые внебюджетные фонды  – это фонды, которые не включаются в государственный бюджет. К целевым внебюджетным фондам Украины относятся: Пенсионный фонд Украины; Фонд стабилизации предприятий и организаций, внесенных в реестр неплатежеспособных;  Фонд гарантирования вкладов физических лиц; Фонд общеобязательного государственного социального страхования  на случай безработицы; Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности; Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Основная часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода при формировании фондов выступают: специальные налоги и сборы; субсидии из государственного бюджета;  займы.

Направления расходования средств, поступающих в фонды, обусловлены назначением фонда.

 

3. Государственные внебюджетные фонды в Украине

С целью финансового обеспечения социальной защиты населения в Украине созданы такие государственные фонды: Пенсионный фонд Украины; Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы; Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности; Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3.1Пенсионный фонд Украины

Пенсионный фонд является центральным органом исполнительной власти, который осуществляет управление солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования, сбор, аккумуляцию и учет страховых взносов, назначение  пенсий и подготовку документов для их выплаты, обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования и выплаты пенсий, помощи на погребение, осуществление контроля за целевым использованием средств.

Фонд имеет право заниматься коммерческой деятельностью, связанной с инвестициями в ценные бумаги и депозиты коммерческих банков. Ему разрешается принимать участие в создании предприятий и вложении финансовых ресурсов в их капиталы. Фонд может проводить денежно-вещевые лотереи и осуществлять благотворительную деятельность.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:

       страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование в соответствии с установленными тарифами.

       инвестиционный доход, полученный от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета фонда в будущем;

       средства государственного бюджета и государственных целевых фондов в соответствии с законодательством;

       суммы от финансовых санкций за нарушение порядка уплаты взносов в фонд, а также административных штрафов;

       благотворительные взносы юридических и физических лиц, а также добровольные взносы;

       другие взносы в соответствии с действующим законодательством.

              Средства Пенсионного фонда используются на финансирование таких мероприятий:

       выплату социальных и трудовых пенсий – по возрасту, инвалидности, потере кормильца, выслугу лет и др.;

       выплату помощи по уходу за ребенком и ежемесячную помощь на каждого ребенка при достижении им возраста, предусмотренного законодательством;

       повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и повышением заработной платы;

       реализацию государственных и региональных программ социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, детей и других категорий населения;

       финансирование текущей деятельности Пенсионного фонда и содержание органов управления фондом;

       оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

       формирование резерва средств Пенсионного фонда;

       организацию и проведение разъяснительно-массовых мероприятий.

 

3.2 Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы

              Фонд общеобязательного социального страхования на случай безработицы создан в 1996 г. для решения таких проблем как: осуществления страхования на случай потери места работы; аккумуляции страховых взносов; контроля за использованием средств для предоставления социальных услуг; финансирования программ занятости населения;

Основные источники финансирования Фонда следующие:

       взносы предприятий, организаций, учреждений на общеобязательное социальное страхование на случай безработицы.

       штрафные санкции вследствие нарушения нормативно-правовых актов;

       средства государственного и местных бюджетов;

       благотворительные и другие взносы;

       средства службы занятости за предоставление услуг предпринимательским структурам;

       отчисления предприятий в случае отказа принять на работу и в случаях нарушения сроков информирования службы занятости об увольнении работников.

Средства Фонда используются для содействия  занятости на государственном и местном уровнях. На государственном уровне основными направлениями использования средств являются:

       создание и развитие центров подготовки, обучения и профориентации высвободившихся работников;

       проведение научных исследований по проблемам равновесия на рынке труда и занятости населения;

       предоставление помощи государственным и местным центрам занятости;

       возмещение Пенсионному фонду расходов, связанных с досрочным выходом на пенсию;

       содержание информационных и вычислительных центров, предприятий службы занятости.

На местном уровне финансируются такие мероприятия:

       профессиональная ориентация населения, профессиональное обучение безработных, содействие их трудоустройству;

       выплата пособия по безработице лицам, которые состоят на учете в центре занятости;

       предоставление беспроцентных ссуд безработным для осуществления предпринимательской деятельности;

       предоставление материальной помощи членам семьи безработного, которые находятся на его содержании.

 

3.3 Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности

Социальное страхование по временной потере трудоспособности предусматривает необходимость материальной помощи членам общества, которые временно не могут из-за определенных обстоятельств принимать участие в общественно полезном труде (уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи, беременностью и родами, уход за малолетним ребенком).

Источниками формирования Фонда являются:

       страховые взносы;

       средства государственного бюджета;

       суммы от уплаченных штрафов и санкций;

       прибыль от размещения временно свободных денежных средств на депозитном счете.

Основными направлениями использования средств Фонда являются:

                   выплата помощи по временной потере трудоспособности;

                   финансирование затрат на санаторно-курортное лечение;

                   полное или частичное финансирование детских оздоровительных лагерей, студенческих лагерей, а также внешкольное обслуживание школьников;

                   обеспечение текущей деятельности фонда.

 

3.4 Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания является самостоятельным видом общеобязательного государственного социального страхования, с помощью которого осуществляется социальная защита охраны жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.

Основные задачи Фонда:

       проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и небезопасных производственных факторов;

       предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и другим случаям угрозы здоровья, вызванных условиями труда;

       восстановление здоровья и трудоспособности пострадавших на производстве  в результате несчастного случая или профессионального заболевания;

       компенсация материального и морального ущерба застрахованным и членам их семей.

Источниками формирования доходов фонда выступают:

       обязательные взносы работодателей в соответствии со страховыми тарифами. При этом страховые тарифы дифференцированы по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска и устанавливаются законодательством;

       штрафные санкции;

       доходы от размещения временно свободных средств;

       благотворительные и добровольные взносы.

 

4. Специальные фонды в развитых странах

(вопрос на самостоятельное изучение)

 

Тема 8. Государственный кредит

План темы:

1.       Сущность государственного кредита и его функции

2.       Классификация государственных займов

3.       Государственный долг и управление им

 

1. Сущность государственного кредита и его функции

              Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, при которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта.

Отличие государственного кредита от банковского кредита:

1.       При банковском кредите заемные средства используются на производственные цели. При государственном кредите заемные средства направляются на погашение бюджетного дефицита.

2. При банковском кредите в качестве обеспечения используются конкретные ценности. При государственном кредите обеспечением является все имущество, находящееся в собственности государства.

3. Банковский кредит предоставляется на конкретные цели хозяйствующего субъекта. Государственный кредит, как правило, не имеет конкретных целей.

              Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита и сочетает в себе особенности этих двух категорий. Единство государственного кредита и финансов состоит в распределительном характере экономических отношений. С другой стороны, отношения, возникающие в процессе государственного кредита, предполагают возвратность и платность средств. Поэтому единство государственного кредита и кредита вообще состоит в возвратности и платности движения средств.

              Объективная необходимость существования государственного кредита обусловлена постоянным противоречием между величиной общественных потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

              Возможность существования государственного кредита вытекает из того, что у населения и предприятий постоянно образуются свободные денежные средства.

              Основными формами кредитных отношений являются:

                   Государство в роли заемщика (главная форма кредитных отношений).

                   Государство в роли кредитора, когда оно кредитует отдельные отрасли, регионы, предприятия.

                   Когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или других обязательств, взятых физическими или юридическими лицами, оно является гарантом.

Функции государственного кредита:

1. Фискальная функция – с помощью этой функции происходит формирование централизованных денежных фондов. Доходы, полученные с помощью государственных займов – второй по значению метод финансирования расходов бюджета.

              Значение этой функции состоит в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.  Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Однако когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по ним. Следовательно, средства государственного кредита – это антиципированные, то есть вперед взятые (заранее взятые) налоги.

Информация о работе Сущность финансов, их функции и роль