Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа
1. Происхождение финансов
2. Необходимость и сущность финансов
3. Функции финансов
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Стратегическое управление государственными финансами в развитых странах осуществляется высшими законодательными органами. Оперативное управление осуществляют органы управления финансами, структура которых зависит от государственного устройства.
В Украине стратегическое управление финансами государства возложено на высшие органы государственной власти – Верховную Раду, аппарат Президента, Кабинет Министров, оперативное управление осуществляет Минфин – центральный финансовый орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственными финансами. Основные задачи Минфина: разработка и реализация финансовой политики государства; составление проекта государственного бюджета и его исполнение; осуществление финансового контроля за рациональным использованием финансовых ресурсов; совершенствование финансового механизма, методов финансового планирования, системы финансового контроля.
Управление финансами предприятий осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств.
Функции финансовой службы предприятия: обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия, разработка инвестиционной политики, разработка кредитной политики, составление финансового плана предприятия, осуществление расчетов с поставщиками, банками, бюджетом, работниками. В современных условиях главной задачей финансовой службы предприятия является финансовый менеджмент.
Правильное управление финансами имеет первостепенное значение для их использования.
Финансовое планирование – один из важнейших элементов процесса управления финансами. Оно имеет краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. В условиях рыночных отношений планирование не может охватывать все стороны экономической и социальной деятельности. Рыночная экономика не отвергает планирование, но по сравнению с плановой экономикой она более гибкая. Рыночный механизм предполагает прогнозный метод определения результатов производства и обмена. Поэтому необходимо взаимоувязывать прогнозирование и планирование.
И прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании метода экстраполяции, нормативного метода, метода математического моделирования, балансового метода.
В условиях плановой экономики прогнозирование не отвергалось. В бывшем СССР в первую очередь прогнозы касались пятилетнего планирования. Пятилетние планы дополнялись различными программами развития. Однако и прогнозы, и программы лишь дополняли план. В условиях рыночных отношений программный метод преобладает над планированием.
Основная задача финансового планирования – это выявление возможности увеличения финансовых ресурсов в будущем периоде.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом – составление финансовых планов. Финансовые планы отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.
Финансовый контроль – это проверка финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования с помощью специфических форм и методов. Назначение финансового контроля – это успешная реализация финансовой политики государства.
Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Предметом финансового контроля выступают финансовые показатели. Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них.
Условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения стоимостных показателей. Контролю подлежат предприятия всех форм собственности как прибыльные, так и убыточные.
К задачам финансового контроля относят: обеспечение полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств; выявление резервов роста финансовых ресурсов; правильное ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности; соблюдение финансового законодательства.
Финансовый контроль предполагает ответственность субъектов хозяйствования за нарушение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть как административной, экономической, так и уголовной.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть государственный, внутрихозяйственный, независимый.
Государственный финансовый контроль может быть общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль – осуществляется органами государственной власти и управления. Субъектами такого контроля являются особые органы, наделенные контрольными функциями. К таким органам относят Президента Украины, Парламент (Счетную палату), Государственную налоговую администрацию (ГНА), Государственную контрольно-ревизионную службу (ГКРС), Государственное казначейство. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные органы министерств и ведомств, местных органов власти.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами субъектов хозяйствования.
Независимый финансовый контроль осуществляется специализированными аудиторскими фирмами. Его основное назначение – предотвращение каких-либо финансово-хозяйственных нарушений. Исходя из результатов проверки, составляется заключение о надежности проверяемого субъекта.
По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль – осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансового плана. Текущий финансовый контроль – проводится в процессе исполнения финансовых планов. Последующий финансовый контроль – осуществляется после завершения отчетного периода.
По методам проведения финансового контроля различают проверки, обследования, анализ, ревизии.
Проверки – производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Обследование – охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, но по более широкому кругу показателей. Анализ – проводится по периодической или годовой отчетности. Ревизия – это проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
Тема 5. Бюджет и бюджетная система
План темы:
1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства
2. Доходы и расходы местных бюджетов
3. Бюджетный процесс, его этапы
1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства
Бюджетная система – это совокупность отдельных бюджетов, юридически связанных между собой, которая основывается на общепринятых принципах, отвечающих международным стандартам. Бюджетная система Украины строится на основе бюджетного устройства. Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь между отдельными
бюджетами. Бюджетное устройство определяется: во-первых, государственным устройством; во-вторых, административно-
Бюджетная система Украины строится на таких принципах: принципа единства, принципа сбалансированности, принципа самостоятельности, принципа полноты, принципа обоснованности, принципа эффективности предполагает достижение целей при минимуме бюджетных средств, принципа субсидиарности, принципа целевого использования бюджетных средств, принципа справедливости, принципа публичности и прозрачности, принцип ответственности участников бюджетного процесса.
2. Доходы и расходы местных бюджетов
Доходы бюджетов распределяются между звеньями бюджетной системы. В соответствии с этим они делятся на собственные доходы и закрепленные доходы. К собственным доходам относят доходы, которые формируются на территории, подведомственной данному местному органу власти и в соответствии с его решениями. К ним относят: местные налоги и сборы; платежи, которые устанавливаются местным органом власти; доходы коммунальных предприятий; доходы от имущества, принадлежащего местной территориальной громаде.
Закрепленные доходы – это доходы, которые законодательно закрепляются за определенным бюджетом. В местные бюджеты поступают такие закрепленные доходы: налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, плата за лицензии, плата за государственную регистрацию субъектов предпринимательства, плата за торговый патент (кроме патентов на торговлю нефтепродуктами), административные штрафы, единый налог для субъектов малого предпринимательства.
Кроме собственных и закрепленных доходов в местные бюджеты поступают межбюджетные трансферты. Под межбюджетными трансфертами понимают средства, которые бесплатно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой. К ним относят дотации выравнивания и субвенции. Дотации выравнивания предоставляются для выравнивания доходной части бюджета. Субвенции предоставляются на определенные цели.
Разделение расходов между звеньями бюджетной системы регламентируется Бюджетным кодексом Украины, а также Законом о Государственном бюджете. Бюджетный кодекс делит расходы бюджетов в соответствии с полномочиями органов власти (государственной и местной) на такие виды: расходы на обеспечение конституционного единства государства, государственной целостности и суверенитета; расходы, которые относятся к функциям государства, но передаются местной власти для эффективности их исполнения; расходы для реализации функций местной власти.
3. Бюджетный процесс, его этапы
Бюджетный процесс – это установленный законом порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
В Украине бюджетный процесс начинается с 1 июня, когда верховная Рада рассматривает бюджетную политику на будущий год. В ее основе лежат прогнозные макроэкономические показатели. Далее Минфин готовит проект Закона о Государственном бюджете. Он передается на рассмотрение в Кабмин. Кабмин утверждает этот проект и передает на рассмотрение в Верховную Раду не позднее 15 сентября.
В Верховной раде проект бюджета рассматривают и голосуют в трех чтениях. В первом чтении проект бюджета должен быть принят не позднее 20 октября. Во втором чтении проект бюджета должен быть принят не позднее 20 ноября. В третьем чтении Закон о Государственном бюджете Украины должен быть принят не позднее 1 декабря.
Исполнение Закона о Государственном бюджете осуществляет Кабмин. В Украине используется казначейская форма кассового исполнения государственного бюджета.
Годовой отчет о выполнении Закона о Государственном бюджете готовит Кабмин и предоставляет Верховной Раде не позднее 1 мая следующего года.
Тема 6. Доходы и расходы государственного бюджета
(Тема на самостоятельное изучение)
План темы:
1. Сущность государственного бюджета и его функции
2. Доходы государственного бюджета
3. Расходы государственного бюджета
3. Бюджетный дефицит
Тема 7. Специальные (целевые) фонды
План темы:
1. Сущность и назначение целевых фондов (фондов целевого назначения)
2. Классификация целевых фондов и источники их формирования
3. Государственные внебюджетные фонды в Украине
4. Специальные фонды в развитых странах
Целевые фонды – одно из звеньев государственных финансов. Необходимость создания внебюджетных фондов вызвана тем, что ограниченность финансовых ресурсов государства требует их перераспределения. Сущность внебюджетных фондов проявляется в том, что это: форма перераспределения и использования финансовых ресурсов государства, привлекаемых для финансирования общегосударственных потребностей; совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства и имеющих целевое назначение; один из методов перераспределения национального дохода государства.
Принципы организации целевых государственных фондов можно сформулировать таким образом: отчисления в фонды централизовано определяются государством в соответствии с законами и являются ее собственностью; отчисления в фонды являются обязательными платежами и могут взыскиваться принудительно; расходы из фондов осуществляются только на определенные потребности, предусмотренные законами Украины.
2. Классификация целевых фондов и источники их формирования