Сущность аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в данной работе является повышение уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
- изучить сущность и цели аудита;
- проанализировать законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности;
- изучить федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- рассмотреть программу аудиторской проверки;
- проанализировать методы сбора аудиторских доказательств и аналитические процедуры;
- дать оценку результатов аудиторской проверки;
Методами исследования являются:
- изучение действующей нормативной базы, регулирующей аудиторскую деятельность;
- изучение и обобщение научной литературы;
- анализ практических материалов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА 6
1.1 Сущность, роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия 6
1.2 Регламентация аудиторской деятельности 8
1.3. Цели и задачи видов работ в аудиторской деятельности 12
1.4. История возникновения и развития аудита в России 15
2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ 19
2.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств 19
2.2 Проведение процедур средств контроля и их документирование 22
2.3 Аудиторское заключение 28
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

курсовая БФО сущность аудиторской деятельности.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Аналитическая проверка — это использование различных  методов и приемов анализа  хозяйственной деятельности, математики, статистики для выявления проблем  и противоречий в учете и отчетности клиента, с тем чтобы уделить  этим вопросам внимание в ходе аудита. В некоторых случаях (длительное сотрудничество аудиторов с данным клиентом, доверие к руководству проверяемой компании и т.д.) аудит может быть ограничен только аналитической проверкой.

Комбинированная проверка — это сочетание различных  методов организации аудита.

Конкретные методы проверки операций, счетов, документов.

Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» предусматривается  перечень основных конкретных методов  и процедур получения аудиторских  доказательств, методов проверки операций, счетов, документов.

Аудит, проводимый аудиторской  организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в  рабочей документации аудита, оформленной  в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2. [3, стр. 54-64]

Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все  сведения, которые важны с точки  зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Под термином «документация» понимаются рабочие документы и  материалы, подготавливаемые аудитором  и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Рабочие документы используются:

  • при планировании и проведении аудита;
  • при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
  • для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. [4, стр. 26-30]

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Документирование  аудита» устанавливает единые требования по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно.

Форма и содержание рабочих  документов определяются следующими факторами:

  • характером аудиторского задания;
  • требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;
  • характером и сложностью деятельности аудируемого лица;
  • характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
  • необходимостью давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
  • конкретными методами и приемами, применяемыми в процессе проведения аудита [12, стр. 78-89].

Для повышения эффективности  аудита допускается использовать в  ходе проверки графики, аналитическую  и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях  аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

Рабочие документы обычно содержат:

  • информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
  • выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
  • информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
  • доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
  • анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
  • сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
  • сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
  • подробную информацию о процедурах, которые применялись в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
  • копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
  • письменные заявления, полученные от аудируемого лица; выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
  • копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения [14, стр. 56-60].

Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

Рабочая документация может  создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

Записи в документах должны производиться средствами, обеспечивающими  сохранность записей в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

Если в рабочей документации используются условные обозначения (символы), то такие обозначения (символы) должны быть объяснены.

По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудиторской организации для обязательного хранения.

 

2.3 Аудиторское заключение

 

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный  для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленных в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствия порядка ведения его бухгалтерскому учета законодательству РФ. [7, стр. 64-72]

Основными элементами аудиторского заключения являются: наименование; адресат; сведения об аудиторе; сведения об аудируемом лице; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; часть, содержащую мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора.

Аудиторское заключение содержат три части: вводную, аналитическую  и итоговую. [17, стр. 58-60]

Вводная часть  включает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно.

Аналитическая часть представляет отчет аудиторской  фирмы экономическому субъекту об общих  результатах проверки состояния  внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим  субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Аналитическая часть должна быть адресована администрации экономического субъекта.

Итоговая часть  – мнение аудиторской фирмы о  достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности.

Согласно правилу (стандарту) № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" аудиторское заключение может иметь семь видов.[7, стр. 47-55]

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении  которой выражается мнение, которая  дотирована, подписана и скреплена  печатью проверяемого экономического субъекта.

В процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности могут быть выявлены некоторые ошибки (непреднамеренное искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в т.ч. неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации):

- в незаполненных строках  могут отсутствовать прочерки;

- отсутствовать подтверждения некоторых показателей результатами инвентаризации;

- недостаточные пояснения к бухгалтерской отчетности [8, стр. 12-20].

Таким образом, в результате аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности выявленные нарушения были незначительны, аудитор вправе выдать положительное аудиторское заключение.

Данные нарушения можно устранить, используя следующие рекомендации:  

1) В связи с постоянными изменениями  в законодательстве, предприятию необходимо ежемесячно выписывать специализированные журналы (Главбух, Бухгалтерский учет) либо установить программу КонсультантПлюс.

2) Включить в учетную политику  раздел, который непосредственно  будет касаться бухгалтерской  (финансовой) отчетности. Указать в данном разделе состав годовой и промежуточной отчетности, и сроки предоставления отчетности.

3) Заполнять все обязательные  реквизиты в соответствии с  Законом и ПБУ, в том числе  ставить прочерки в незаполненных  строках.

4) В целях совершенствования системы внутреннего контроля необходимо увеличить количество инвентаризаций, составить график проведения инвентаризаций и оформлять результаты инвентаризации в соответствующих актах.

5) В пояснительной записки наиболее  подробно раскрывать информацию, которая может быть необходима пользователям отчетности [11, стр. 23-45].

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

На основании данных формы № 1 «Бухгалтерский баланс»  проведите анализ структуры актива баланса. Сделайте выводы.

 

Таблица № 1

Анализ направлений использования  финансовых ресурсов ОАО «Крыммебель»

Проанализировав направления использования  финансовых ресурсов ОАО «Крыммебель» можно сказать следующее:

  • Имущество предприятия увеличилось на 27,90 % или на 27993,30 т.грн и наконец года составило 128321,00 т.грн.
  • На увеличение активов предприятия повлиял как рост необоротных так и оборотных активов.
  • Необоротные активы на конец года составили 56032,10 т.грн, что больше показателя на начало года на 2984,80 т.грн или на 5,63 5.
  • На увеличение необоротных активов в большей степени повлиял рост: долгосрочной дебиторской задолженности (на 574,97 % или на 1410,40 т.грн), которая на конец года составила 1655,70 т.грн.
  • Отрицательно на необоротные активы повлияли нематериальные активы. Они уменьшились на 45,22 % или на 17,50 т.грн. на конец года они составили 21,20 т.грн.
  • Оборотные активы на конец года составили 72288,90 т.грн, что на 25008,50 т.грн или на 52,89% больше показателя на начало года.
  • Положительно на увеличение оборотных активов повлияли статьи: рост запасов на 39,75%; рост дебиторской задолженности за товары, работы, услуги на 30,91%; рост дебиторской задолженности по расчетам на 141,28 5; рост другой текущей дебиторской задолженности на 118,39%; рост денежных средств и их эквивалентов на 88,32 %; и увеличение других оборотных активов на 17,62 %.
  • Отрицательно – векселя полученные (- 39,75%); текущие финансовые инвестиции (- 52,31% ); расходы будущих периодов (- 14,62%)
  • В общей структуре источников финансовых ресурсов предприятия преобладают основные средства, которые составили 42,60% и 34,44 % на начало и на конец года соответственно и другая текущая дебиторская задолженность (13,72 и 23,42 %).
  • Наименьший удельный вес занимают: нематериальные активы (0,04% и 0,02% на начало и на конец года соответственно); долгосрочная дебиторская задолженность (0,24 и 1,29%); другие необоротные активы (0,39 и 0,36%); расходы будущих периодов (0,03 и 0,02%).
  • В общей структуре источников финансовых ресурсов необоротные активы составляют 52,87 % на начало и 43,67% на конец года; оборотные – 47,13 и 56,33% соответственно.

В целом можно сказать, что ОАО  «Крыммебель» имеет «тяжелую» структуру  активов предприятия, так как  необоротные активы занимают более  половины всего имущества предприятия, несмотря на  небольшое снижение их доли.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Аудит – одна из форм финансового  контроля, потребность в котором  возникла одновременно с зарождением  и развитием товарообменных и  денежных отношений. Первой страной, создавшей  систему финансового контроля, был  Китай. Древние китайские записи указывают, что уже в 7000 г. до н.э. в Китае существовал пост генерального аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

Информация о работе Сущность аудиторской деятельности