Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:31, курсовая работа
Целью исследования в данной работе является повышение уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
- изучить сущность и цели аудита;
- проанализировать законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности;
- изучить федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- рассмотреть программу аудиторской проверки;
- проанализировать методы сбора аудиторских доказательств и аналитические процедуры;
- дать оценку результатов аудиторской проверки;
Методами исследования являются:
- изучение действующей нормативной базы, регулирующей аудиторскую деятельность;
- изучение и обобщение научной литературы;
- анализ практических материалов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА 6
1.1 Сущность, роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия 6
1.2 Регламентация аудиторской деятельности 8
1.3. Цели и задачи видов работ в аудиторской деятельности 12
1.4. История возникновения и развития аудита в России 15
2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ 19
2.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств 19
2.2 Проведение процедур средств контроля и их документирование 22
2.3 Аудиторское заключение 28
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 37
Некоторые статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью.
В нем также определена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите.
К документам второго уровня, регулирующим
аудиторскую деятельность в РФ, относятся
Федеральные правила (стандарты). В
настоящие время утвержден
В данной работе будут рассмотрены следующие правила (стандарты).
Правило (стандарт) № 1 "Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности". Данный стандарт позволяет определиться с целью аудита как выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.
Правило (стандарт) № 2 "Документирование аудита" позволяет изучить требования, предъявляемые к рабочей документации аудитора. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Правило (стандарт) № 3 "Планирование аудита" определяет, что планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.
Правило (стандарт) № 4 "Существенность в аудите" устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском. Рассматривается определение существенности и взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском.
Правило (стандарт) № 5 "Аудиторские доказательства" определяет, что аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Правило (стандарт) № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Содержит основные элементы и примеры аудиторского заключения.
Правило (стандарт) № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом". Дается определение таких понятий как: аудиторский рис, риск средств контроля, система бухгалтерского учета, система внутреннего контроля. Аудитор применяет их для того, чтобы использовать в своих профессиональных суждениях.
Правило (стандарт) № 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" определяет ошибки и недобросовестные действия аудиторские процедуры при обстоятельствах, указывающих на возможные искажения отчетности.
Правило (стандарт) № 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудиремого лица и представителям его собственника" устанавливает требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудиремого лица и представителям собственника этого лица. [7, стр. 52-78]
Третий уровень включает
внутренние стандарты
Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. [23, стр. 46-64]
К внутрифирменным стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособие и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности.
1.3. Цели и задачи видов работ в аудиторской деятельности
Необходимость рассмотрения зарубежного опыта вызвана тем, что аудиторская деятельность в наиболее развитых странах существует более 100 лет и этот опыт следует использовать для развития аудита в России.
Финансовый аудит – его целью является формирование мнения об использовании финансовых средств, о соблюдении принципов и требований ведения бухгалтерского учета. Задача – сбор достаточных надлежащих аудиторских доказательств для проверки использования финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета. При проведении финансового аудита проверка проводится по формальным признакам.
Целью операционного аудита является оценка производительности, эффективности процедур и методов функционирования хозяйственной системы. Задача – сбор надежных и достаточных аудиторских доказательств для оценки применяемых процедур и методов в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Операционный аудит представляет проверку реального положения дел, например, соответствие расходов доходам, а также совершенных операций деятельности организации, которая определена его учредительными документами [12, стр. 69-82].
Аудит на соответствие законодательству – его целью является формирование мнения о соответствии деятельности аудируемого лица, совершенных операций требованиям действующих нормативных актов. Задача – сбор достаточных надлежащих аудиторских доказательств о соблюдении требований действующего законодательства в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономическим субъектом.
При проведении работ на соответствие законодательству аудитору необходимо определить, какие действующие нормативные акты регулируют деятельность проверяемого экономического субъекта; несоблюдение их положений влияет на представление показателей в финансовой отчетности.
Специальный аудит (работы по аттестации) – целью является формирование мнения о достоверности информации, предоставленной для аттестации, и ее соответствии действующим нормативным актам. Задача – сбор достаточных надлежащих аудиторских доказательств для формирования объективного мнения о степени достоверности аттестуемой информации [10, стр. 78-98].
Работы по аттестации представляют собой проверку не всей финансовой отчетности для выражения мнения о степени ее достоверности, а только какого-то отдельного вопроса, какой-то узкой темы с целью выдачи экспертного заключения пользователям по конкретному вопросу. Например, подтверждение достоверности остатков дебиторской и кредиторской задолженности, числящихся на определенную дату в бухгалтерском учете.
Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности – целью является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству России. Задача – сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для проверки во всех существенных аспектах достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству России. Выделение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности как вида работ связано с тем, что до конца 80-х гг. в России аудиторская деятельность отсутствовала.
Налоговый учет – его целью является установление достоверности налоговых деклараций, соблюдения требований налогового законодательства России. Задача – сбор аудиторских доказательств для проверки соблюдения налогового законодательства экономическим субъектом в системе бухгалтерского и налогового учетов, достоверности налоговых деклараций.
Аудит на соответствие требованиям – по своему содержанию данный вид работ аналогичен зарубежному – на соответствие законодательству.
Управленческий аудит – целью его является формирование мнения о целесообразности использования всех видов ресурсов, функционирования управленческих систем. Задача – сбор достаточных надлежащих аудиторских доказательств, подтверждающих или не подтверждающих эффективность, производительность, рациональность использования ресурсов [15, стр. 45-47].
Необходимость проведения управленческого аудита в российской практике возникает чаще всего по причине смены собственника, руководства для определения потенциальных возможностей развития организации. По своему содержанию этот аудит соответствует операционному, выделяемому в зарубежной практике.
Вид работ определяется при согласовании аудиторского задания между аудиторской организацией и клиентом и закрепляется в договоре на оказание аудиторских услуг [24, с.15].
1.4. История возникновения и развития аудита в России
Как и многие нововведения, аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т.е. после 1985 г., причем раньше, чем начали формироваться налоговые органы.
Еще задолго до Петра I были заложены принципы бухгалтерского учета, в том числе выверка всех расчетов дебиторской и кредиторской задолженности. В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля полноты уплаты налогов, так как доход государства складывался во многом за счет достаточно развитой налоговой системы.
При царе Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ счетных дел, сотрудники которого систематически проводили ревизии счетных книг различных ведомств, проверяли выполнение ассигнований, выделенных под отчет послам, воеводам и другим должностным лицам.
История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 г. – с момента создания упомянутого приказа, который можно считать прообразом Счетной палаты Российской Федерации [27, с.57]. Для проведения ревизий в других городах в Москву вызывали в приказ счетных дел целовальников с учетными книгами и оправдательными документами.
При Петре I происходит реформа государственного управления: во главе финансового управления поставлен Сенат, для заведования государственными доходами учреждена Камер-коллегия, для заведования расходами – Штатс-контор-коллегия, а для проверки отчетов и счетов – Ревизион-контора. Петр I уделял большое внимание совершенствованию государственного управления, а также контролю государственных доходов и расходов. Один из его указов до 1722 г. предписывает ежегодно посылать в губернии ревизоров для проведения проверки.
По некоторым данным, звание аудитора
в России было введено именно Петром
I. Должность аудитора совмещала
отдельные обязанности
В Петербурге 18 октября 1889 г. состоялось учредительное собрание Общества для распространения коммерческих знаний. Одной из инициатив указанного Общества стала попытка создания института присяжных бухгалтеров России. Предполагалось, что в него войдут лица, получившие от специально создаваемых окружных комиссий удостоверения об успешно выдержанных экзаменах. Был даже подготовлен устав Института. Однако Общество просуществовало до 1917 г., а Институт так и не был создан.
Конец XIX – начало ХХ в. ознаменовались возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако о возникновении аудита как профессии вопрос не поднимался. Если говорить о причинах, в основном породивших современный аудит – возникновение акционерных обществ, то в России в 1936 г. было всего лишь десять акционерных предприятий, а в начале ХХ в. – около 2500 [18, стр. 45-48].
После революции в период государственного
регулирования экономики в
В истории развития аудита в России можно выделить несколько основных этапов.
Первый был ознаменован
— ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий и организаций;
— проверки бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, наличия денежных сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей;