Судебно-бухгалтерская экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение методологических приемов проведения судебно-бухгалтерской экспертизы, а также выявление основных видов нарушений и приемов их обнаружения методами судебно-бухгалтерской экспертизы.
Поэтому в данной работе сделана попытка изучить и уточнить определение понятия и предмета судебно-бухгалтерской экспертизы, так как расширительное толкование и определение предмета судебно-бухгалтерской экспертизы часто на практике ориентирует экспертов-бухгалтеров на превышение пределов его компетенции, ведет к смешению понятий объектов и предмета экспертизы, методов и задач судебно-бухгалтерской экспертизы.

Файлы: 1 файл

Судебно-бухгалтерская экспертиза.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

    Введение

 

     Понятие инвентаризация происходит от латинского слова "инвентира", что означает "находить". Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация обязана провести инвентаризацию своего имущества. Такая  обязанность установлена ст.12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

     В ходе проводимой инвентаризации проверяются  и документально подтверждаются наличие имущественных ценностей, состояние расчетов и финансовых обязательств.

     Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Целью данной контрольной работы является изучение методологических приемов проведения судебно-бухгалтерской экспертизы, а также выявление основных видов нарушений и приемов их обнаружения методами судебно-бухгалтерской экспертизы. [1]

Поэтому в данной работе сделана попытка  изучить и уточнить определение  понятия и предмета судебно-бухгалтерской  экспертизы, так как расширительное толкование и определение предмета судебно-бухгалтерской экспертизы часто на практике ориентирует экспертов-бухгалтеров на превышение пределов его компетенции, ведет к смешению понятий объектов и предмета экспертизы, методов и задач судебно-бухгалтерской экспертизы.

     Основная  часть состоит из двух теоретических глав. Первая глава посвящена раскрытию заданной темы в области экспертно-бухгалтерских знаний, второе – общим теоретическим аспектам, нормативному регулированию и процессуальным особенностям проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.

 

    1. Инвентаризация
  1. Методическая основа проведения инвентаризации.

     Методическая  основа – методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов от 13.06.95 № 49.

     Инвентаризация – это проверка на определённую дату соответствия наличия имущества и расчётов данным бухгалтерского учёта. К числу государственных органов, которые вправе проводить проверки на любом предприятии в силу своей компетенции, относятся: Прокуратура РФ (на основании ФЗ «О прокуратуре»), органы милиции (на основании закона «О милиции»), Инспекции МНС (на основании Закона «О государственной налоговой службе), КРУ Минфина (на основании Положения), Налоговая полиция, Пенсионный фонд РФ, СЭС, Антимонопольный комитет, Энергонадзор, органы статистики, комитет по земельной реформе, Госкомцен, Госстандарт, архитектурно-строительный надзор и т.д. [5]

     Инвентаризация  проводится на определённый момент путём  пересчёта, обмера, взвешивания ценностей  с последующим сопоставлением фактического наличия с учётными данными. Существуют хозяйственные процессы, которые не поддаются регистрации и документированию в момент их совершения:

     - потери материальных ценностей в результате естественной убыли;

     - ошибки при приёме и отпуске товаров, в результате чего образуется пересортица (ошибочно выдали 2 сорт вместо 1);

     - злоупотребление: обвес, обмер, хищение ценностей;

     - результат ошибки в учётных записях. [4]

     Значение  инвентаризации – это фактический  контроль за сохранностью имущества.

     Часть 2 статьи 12 ФЗ «О бухгалтерском учёте» определяет обязательные случаи проведения инвентаризации. Проведение инвентаризации обязательно:

     - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

     - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (ежегодно с 01.10 по 31.12, плановая инвентаризация, все остальные – неплановые);

     - при смене материально ответственных лиц;

     - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

     - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

     - при реорганизации или ликвидации организации;

     - в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. [2] 

     2. Этапы инвентаризации

     1. Подготовительный.

     Для проведения инвентаризации приказом руководителя создаётся инвентаризационная комиссии, при большом объёме работ создаются рабочие комиссии. В комиссии должно быть не менее трёх человек. Персональный состав утверждается руководителем предприятия. Можно приглашать независимых специалистов. Если инвентаризация проводится по требованию правоохранительных органов (дознания, следствия суда), представитель этих органов может присутствовать при проведении инвентаризации, но не может являться членом комиссии (наблюдает за правильностью оформления проведения инвентаризации). Если хотя бы один член комиссии отсутствует, отсутствует материально-ответственное лицо (не является членом комиссии, сам у себя считать не может), то результаты комиссии будут неправомерными (кроме случаев уклонения). [1]

     Комиссия  должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственное лицо даёт расписку о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и выбывшие списаны в расход. Эта расписка, её типовая форма установлена в бланке инвентаризации.

     Проверяются весовые измерительные приборы. Если выявляются фактические настройки приборов на обсчёт, обмеривание и т.п., сразу составляется акт. [5]

     2. Установление фактического наличия ценностей, т.е. снятие остатков и их оценка.

     При плановой проверке рабочая комиссия снимает и записывает остатки в «черновую» тетрадь – одна должна быть прошнурована, пронумерована, зарегистрирована на предприятии. Их должно быть две на каждое материально-ответственное лицо (одна у него, одна в бухгалтерии). Комиссия записывает в тетрадь имущество путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера слева направо по кругу (всё имущество без пропусков). Нельзя считать по количеству мест (что касается упаковок), необходимо проверять содержимое, можно выборочно проверить. Навалочные материалы (песок, щебень) можно не перевзвешивать, а считать с привлечением специалиста.

     Непригодные, испорченные товары в опись не включаются. Составляется отдельный акт, в котором указывают наименование, количество, причины порчи, фамилии виновных лиц. В «черновой» тетради должны расписаться все члены комиссии и материально-ответственное лицо. После подписания ничего дописывать, вычёркивать нельзя. Если присутствует представитель правоохранительных органов, он следит и может принимать меры к членам комиссии, может сразу проводить следственные действия. [2]

     3. Выявление результатов инвентаризации.На основании записей в «черновой» тетради составляется инвентаризационная опись (унифицированная или типовая форма). Указываются:

  • дата проведения инвентаризации;
  • место проведения инвентаризации;
  • материально-ответственное лицо;
  • в виде таблицы

2-я страница  формы  ИНВ-1

Но-  
мер  
по   
по-  
ряд- 
ку 
Наиме- 
нова-  
ние,   
назна- 
чение  
и      
крат-  
кая    
харак- 
терис- 
тика   
объек- 
та   
Документ,    
подтверждаю- 
щий принятие 
объекта на   
ответствен-  
ное хранение 
(аренду)   
Год   
вы-   
пус-  
ка    
(пос- 
трой- 
ки,   
при-  
обре- 
те-   
ния)
Номер     Фактическое 
наличие 
По данным   
бухгалтерс- 
кого учета
ин-  
вен- 
тар- 
ный
за-  
вод- 
ской
пас- 
пор- 
та   
(до- 
ку-  
мен- 
та о 
ре-  
гис- 
тра- 
ции)
ко-  
ли-  
чес- 
тво, 
шт.
стои-  
мость, 
руб.   
коп. 
ко-  
ли-  
чес- 
тво, 
шт.
стои-  
мость, 
руб.   
коп. 
наи- 
ме-  
но-  
ва-  
ние
да- 
та
но- 
мер
4 5 7 8 9 10 11  12 13 
                         
                         
                         
          и     
т.д.
             
Итого        
 

     Каждую  страницу подписывают все члены  комиссии, материально-ответственное  лицо и бухгалтер, т.е. как минимум  должно быть пять подписей. Результатов инвентаризации может быть три:

  • фактическое наличие совпадает с данными учёта;
  • излишки;
  • недостача.

     По  излишкам и недостачам материально-ответственные  лица дают письменные объяснения. Комиссия составляет заключение. [5] 

     3. Отражение результатов инвентаризации в учете

     Во  всех случаях, расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки  или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются  по фактической себестоимости. Суммы  излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации применяют единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. [1]

     Излишки подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты у организации  или увеличение финансирования у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

     Выявленные  при инвентаризации имущества излишки  приходуются, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты организации и отражается как увеличение прибыли. При этом они оцениваются по современной стоимости воспроизводства, а сумма износа определяется по фактическому состоянию объектов. Комиссия вносит недостающие сведения в инвентаризационные описи. Данные инвентаризации сравнивают с инвентаризационными карточками путем сопоставления. При обнаружении неотраженных в учете капитальных работ, увеличивающих стоимость основных средств, или же частичной ликвидации, уменьшающей первоначальную стоимость, комиссия составляет соответствующий акт и определяет сумму увеличения или уменьшения первоначальной стоимости объекта.

     Излишки приходуются как ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации, безвозмездно поступившие (по рыночной цене), с определением степени изношенности.

     Недостача и порча имущества в пределах установленных законодательством  норм естественной убыли списываются  на издержки производства или обращения  по распоряжению руководителя организации. При отсутствии норм убыль рассматривается  как сверхнормативная недостача.

     При недостаче сверх норм естественной убыли убыток взыскивается с виновных лиц. В тех случаях, когда виновники  не установлены, а также если суд  отказал в иске, то потери списываются  на издержки производства у организации  или уменьшение финансирования у бюджетной организации. Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления кроме сличительной ведомости - ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

     Инвентаризация  основных средств. [5]

     До  начала инвентаризации рекомендуется  проверить:

     - наличие и состояние инвентарных  карточек, инвентарных книг, описей  и других регистров аналитического  учета; 

     - наличие и состояние аналитических  паспортов или другой технической  документации;

     - наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием в аренду и на хранении. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

     При обнаружении расхождений и неточностей  в регистрах бухгалтерского учета  или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

     При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит  в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и  основные технические или эксплутационные показатели.

     При инвентаризации зданий, сооружений и  другой недвижимости комиссия проверяет  наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в  собственности предприятия (учреждения).

     Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений). [2]

     При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учета  отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Информация о работе Судебно-бухгалтерская экспертиза