Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:04, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – исследовать бухгалтерский и налоговый учет затрат на производство и реализацию продукции в Брянском сельскохозяйственном предприятии ОАО «Снежка» и предложить пути совершенствования системы учета затрат.
Для достижения поставленных в работе целей необходимо решить следующие задачи:
– изучить нормативную базу, регулирующей бухгалтерский и налоговый учет затрат на производство и реализацию продукции;
– рассмотреть задачи и значение учёта затрат;
– дать общую характеристику исследуемого предприятия;
– сделать анализ состояния бухгалтерского и налогового учета расходов (затрат) на производство и реализацию продукции;
– исследовать вопросы по совершенствованию учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Снежка»;
Введение......................................................................................................... 3
1.Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование
учета затрат на производство.................................................................... 5
1.1.Нормативно-правовое регулирование.........................................5
1.2.Задачи и значение учета затрат на производство....................... 12
2.Организация бухгалтерского учета затрат на производство
в ОАО «Снежка»........................................................................................ 24
2.1.Общая характеристика предприятия...........................................24
2.2.Организация бухгалтерского учета на предприятии ОАО........31
2.3.Порядок учета затрат на ОАО «Снежка»......................... .......... 37
3.Предложения по совершенствованию учета затрат на производство
в ОАО «Снежка»........................................................................................ 44
Заключение.................................................................................................... 52
Список литературы........................................................................................54
Приложения................................................................................................... 58
Основные
нормативные документы
ПБУ 10/99 предусмотрено, что в себестоимость продукции включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, услуги по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантий и надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации.
Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определены состав бухгалтерской отчетности, порядок ее представления и публикации. В «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» содержатся правила составления отчетности и оценки се статей. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлены требования к отчетности, содержание и методические основы ее формирования. Приказом № 67-н утверждены перечень форм годовой и промежуточной отчетности и указания по их составлению.
Однако этим Приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Организации имеют право вносить в них изменения. Но утверждая собственные формы бухгалтерской отчетности, организации должны соблюдать определенные требования. Главное — сохранить принципы построения этих форм. Так, разрабатывая собственный вариант баланса, организация не вправе нарушать порядок расположения его статей. Их необходимо размешать по степени возрастания ликвидности (нематериальные активы, основные средства. незавершенное строительство и т.д.). В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций включаются:
1) Бухгалтерский баланс — форма № 1;
2) Отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
3) Отчет об изменениях капитала — форма № 3;
4) Отчет о движении денежных средств — форма № 4;
5) Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
6) пояснительная записка;
7) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит аудиту.
То, что каждый новый год начинается в России с изменений налогового законодательства, хорошо известно каждому бухгалтеру. И 2010 год не явился исключением (см. прил.3). Изменения в главу 21 НК РФ внесены Федеральным законом от 17.12.2009 № 318-ФЗ. Основное изменение связано с появлением нового заявительного порядка возмещения НДС, который коснется далеко не всех налогоплательщиков. Также некоторые коррективы внесены в отношении последствий допущения недочетов при заполнении счетов-фактур [21].
Традиционное летнее «переформатирование» налогового законодательства на этот раз представлено Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых других вопросов налогового администрирования». Остановимся на тех изменениях, которые еще не анализировались.
В статью 254 НК РФ внесены приятные для налогоплательщиков изменения. Стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при их ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пп. 13 и 20 ст. 250 НК РФ. [2] [23]
Ранее в данном абзаце ни модернизация, ни реконструкция, ни техническое перевооружение, ни частичная ликвидация основных средств упомянуты не были.
В результате этого финансисты требовали стоимость побочного имущества, появившегося в результате данных процессов, учитывать в налоговых доходах, а в налоговых расходах учитывать запрещали (см., например, письмо Минфина России от 17.02.2010 № 03-03-06/1/75). Теперь козырь из рук финансистов выбит. Особенно приятно, что новый порядок действует с 1 января 2010 года.
С 1 января 2011 года амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Сейчас эта величина равняется 20 000 руб.
Лимит доходов от реализации, позволяющий налогоплательщикам уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, повышается с 3 000 000 до 10 000 000 руб.
Теперь
правила переноса полученного убытка
на будущее, прописанные в ст. 283 НК РФ,
не распространяются на убытки, полученные
налогоплательщиком в период налогообложения
его доходов по ставке 0% [20].
1.2.Задачи и значение учета затрат на производство
Каждое предприятие, прежде чем начать свое производство, определяет, какую прибыль оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство.
Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции, цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.
Основными направлениями снижения себестоимости Продукции являются рост производительности труда и экономия потребляемых ресурсов на основе достижений научно-технического прогресса. Важное значение имеет также Управление процессом формирования себестоимости продукции, и прежде всего строгий учет производственных затрат и оперативный контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, усиление борьбы с бесхозяйственностью и расточительством.
Основными задачами учета затрат на производство являются:
♦ своевременное и правильное отражение фактических затрат производства по соответствующим статьям;
♦ предоставление информации для оперативного контроля за использованием производственных ресурсов и сравнения с существующими нормами, нормативами и сметами,'
♦ выявление резервов снижения себестоимости продукции, предупреждение непроизводительных расходов й потерь;
♦ определение результатов внутрипроизводственного хозрасчета по структурным подразделениям предприятия и др.
Для
осуществления этих задач на предприятиях
учет затрат должен быть организован
с соблюдением следующих
♦ согласованность показателей учета затрат с плановыми показателями;
♦ включение всех затрат по производству продукции отчетного периода в ее себестоимость;
♦ группировка и отражение затрат по производственным подразделениям, видам продукции, элементам и статьям расходов;
♦ согласованность объектов учета затрат с объектами калькуляции;
♦ обеспечение раздельного отражения производственных затрат по действующим нормам и отклонениям от них;
♦ расширение состава затрат, относимых на себестоимость продукции по прямому признаку;
♦ максимальное приближение методологии и организации учета затрат к международным стандартам и т. д.
Среди проблемы осуществления налогового учета в нашей стране можно выделить две группы – проблемы целесообразности введения и применения налогового учета и проблемы применения основных принципов налогового учета.
С
момента введения в действие главы
25 НК РФ «Налог на прибыль», в которой
было произведено законодательное
разделение бухгалтерского и налогового
учета, не утихают споры о
Основной задачей налогового учета является обобщение информации для определения налоговой базы по налогу прибыль. Однако до введения 25 главы НК РФ в действие расчет налогооблагаемой прибыли велся по данным бухгалтерского учета обязательного (легального) инструмента описания финансово-хозяйственной деятельности большинства экономических субъектов. Таким образом, получается, что налоговый учет по существу только дублирует функции бухгалтерского.
Основной принцип ведения бухгалтерского учета – двойная запись. Таким образом, известны:
а) источник формирования (пассив);
б) что приобретено (актив);
в) цена операции (сумма проводки).
Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. При этом Методические рекомендации МНС России по применению гл. 25 НК предлагают способ ведения учета в виде таблиц, где в одни регистры записываются доходы, в другие расходы. Затем результаты суммируются в столбиках (доходы/расходы), а положительная разность между доходами и расходами – искомая налогооблагаемая база. Но экономическая наука давно отказалась от примитивных таблиц для ведения учета хозяйственных операций.
Для российской экономики, было бы лучше не вводить в организациях налоговый учет параллельно с бухгалтерским, а подумать о том, как упростить бухгалтерский учет, с тем, чтобы уменьшить издержки по определению налога на прибыль. А неизбежную при этом погрешность в определении величины налогооблагаемой прибыли можно компенсировать некоторым увеличением ставки этого налога.
Аргументы сторонников налогового учета можно свести к следующему. В первую очередь, налоговый учет осуществлялся и до введение в действие главы 25 НК. Отдельные нормы Налогового кодекса РФ предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие Главы 25 НК РФ.
Таким образом, налоговый учет, как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, существовал и существует не только в связи с принятием 25 главы НК РФ.
В соответствии со ст. 313 НК РФ целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога. Признать, что ведение налогового учета не требуется одновременно означает, что нам не нужна достоверная информация о прядке исчисления того или иного налога.