Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:57, курсовая работа
Введение………………………………………………………..…..……3 стр.
1. Основные формы и методы управления предприятием……..….……3 стр.
1.1 Формы……………………………………………………………3 стр.
1.1 Формы и методы научного управления предприятиями…..…6 стр.
1.3 Методы………………………………………………………..…10стр.
2. Совершенствование форм и методов управления предприятием….12 стр.
2.1. Разработка и реализация……………………………………….18 стр.
2.2. Роль государства………………………………………………..19 стр.
2.3.Современная экономическая система………………………….25 стр.
Заключение………………………………………………………….…..….29 стр.
Список использованной литературы……………………………………..32 стр.
Введение………………………………………………………..…..……3 стр.
1. Основные формы и методы управления предприятием……..….……3 стр.
1.1 Формы……………………………………………………………3 стр.
1.1 Формы и методы научного управления предприятиями…..…6 стр.
1.3 Методы………………………………………………………..…10стр.
2. Совершенствование форм и методов управления предприятием….12 стр.
2.1. Разработка и реализация……………………………………….18 стр.
2.2. Роль государства………………………………………………..19 стр.
2.3.Современная экономическая система………………………….25 стр.
Заключение………………………………………………………….…..….29 стр.
Список использованной литературы……………………………………..32 стр.
Содержание:
Введение……………………………………………………….
1. Основные формы и методы управления предприятием……..….……3 стр.
1.1 Формы……………………………………………………………3 стр.
1.1 Формы и методы научного управления предприятиями…..…6 стр.
1.3
Методы………………………………………………………..…
2. Совершенствование форм и методов управления предприятием….12 стр.
2.1. Разработка и реализация……………………………………….18 стр.
2.2.
Роль государства……………………………………………….
2.3.Современная экономическая система………………………….25 стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………..32 стр.
Введение.
Формы
и методы научного управления предприятиями.
Менеджеры.
Сущность и функции управления. С ростом
масштабов общественного производства,
углублением общественного разделения
труда во всех трех его формах -- общей,
особенной и единичной -- усиливается значение
системы управления экономикой, теоретическим
выражением которой является хозяйственный
механизм. С точки зрения субъетно-объектных
отношений, система управления экономикой
представляет собой сознательно организованное,
целенаправленное и активное воздействие
различных субъектов управления на процесс
развития и функционирования общественного
способа производства, экономической
системы, их отдельных звеньев и элементов.
Ядром
системы управления в экономике является целенаправленное
воздействие на потребности, интересы
и цели отдельных индивидов, коллективов
людей, целых слоев и социальных групп
для достижения поставленной цели. Основные
объекты управления -- это общественное
производство в целом (общая форма), отдельные
отрасли народного хозяйства, сферы общественного
воспроизводства, те или иные элементы
или подсистемы экономической системы
(отношения собственности, производительные
силы, технико-экономические отношения
-- особенная форма), а также отдельные
предприятия, организации, учреждения
(единичная форма).
Основными видами управления (менеджмента)
на микроуровне являются организационный,
производственный, кадровый, инвестиционный,
инновационный, финансовый и др.
1. Основные формы и методы управления предприятием.
1.1 Формы.
С ростом масштабов общественного производства углублением общественного разделения труда во всех трех его формах -- общей, особенной и единичной -- усиливает значение системы управления экономикой
Система управления экономикой представляет собой сознательно организованное, целенаправленное и активное воздействие различных субъектов управления на процесс развития и функционирования общественного способа производства экономической системы, их отдельных звеньев и элементов.
Ядром системы управления в экономике является целенаправленное воздействие на потребности, интересы и цели отдельных индивидов коллективов людей целых слоев и социальных групп для достижения поставленной цели Основные объекты управления -- это общественное производство в целом (общая форма), отдельные отрасли народною хозяйства, сферы общественного воспроизводства, те или иные элементы или подсистемы экономической системы (отношения собственности производительные силы, технико-экономические отношения -- особенная форма), а также отдельные предприятия, организации учреждения (единичная форма).
Основными видами управления (менеджмента) являются организационный, производственный кадровый, инвестиционный инновационный, финансовый и др.
Управление как целенаправленный и активный процесс включает такие относительно самостоятельные, логично последовательные элементы
1) сбор, систематизацию и передачу информации,
2) выработку (обоснование) и принятие решения
3) преобразование решения в различные формы команд (устную, письменную, приказ) и обеспечение его выполнения.
4) анализ эффективности принятою решения и возможную последующую его корректировку.
Результатами этих действии являются взаимные перемещения элементов производства, разрешение противоречий общественного способа производства в целом или отдельных его подсистем, согласование экономических интересов, повышение эффективности общественного производства или его отдельных звеньев.
Управленческое решение, управление в целом на практике реализуется через комплекс его функций. Функция управления -- это определенный вид деятельности, в процессе которой осуществляется эффективное воздействие на объект управления и решается поставленная задача, достигается цель. Основные функции управления с точки зрения технологического способа производства -- планирование, организация, координация, контроль. С точки зрения отношений собственности еще одной функцией управления является реализация собственниками средств производства и других элементов системы производительных сил (науки, информации) своих прав на различные объекты собственности, своих целей управления.
Из пяти основных функций управления наиболее сложными являются организация и координация. Сущность данных функций состоит в формировании структуры объекты управления, упорядочении всех элементов в систему управления и форму их взаимосвязи, а также предоставлении активным элементам управления необходимых прав и ресурсов. К активным элементам принадлежат хозяйственные руководители, трудовые коллективы, отдельные работники, а также организации, подчиненные данной системе управления. Координация -- это установление и поддержание связей между элементами системы. Организация и координация объединяют отдельные элементы системы управления в единое целое. Таким образом, создается организационная структура управления.
В процессе управления всеми объектами как на уровне общественного производства, отдельных сфер или отраслей народного хозяйства, так и на уровне отдельных предприятий и организаций необходимо четко сформулировать главную цель управления. Определение такой цели -- начальный принцип функционирования и развития системы управления. Конкретизацией этого принципа является определение оптимальных средств достижения цели.
Важный принцип управления -- гарантирование различными субъектами управления выполнения взятых на себя обязательств, или принцип ответственности. За невыполнение таких обязательств к тем или иным субъектам управления применяются различные санкции с целью полного возмещения нанесенных убытков тем субъектам, которые понесли потери вследствие нарушения обязательств. Поэтому следует четко определить, кто перед кем и за что отвечает, т. с. персонифицировать субъекты управления. В частности, в бывшем СССР высшие органы не несли никакой ответственности перед предприятиями за ошибочные или недостаточно обоснованные решения, что значительно снижало эффективность управления.
В процессе управления органически сочетаются следующие общественные законы и закономерности:
1) технико-экономические законы, которые раскрывают сущность технологического способа производства, отражают отношения человека и природы, человека и техники, а также отношения между различными элементами техники и среде производства. Этот тип законов, в свою очередь, делится на законы, свойственные развитию производительных сил, и законы, свойственные технико-экономическим отношениям;
2) социально-экономические законы, которые отражают особенности развития производственных отношений, или отношений экономической собственности;
3) социальные законы, которые раскрывают сущность отношений между основными классами, социальными слоями и группами в процессе общественного производства, в разных сферах общественного воспроизводства;
4) правовые законы, которые конкретизируются в различных правовых актах и нормах;
5) социально-психологические законы, которые отражают биологическую и социальную стороны сущности человека, его поведение в коллективе, обществе, а также межличностные, межгрупповые и другие отношения в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Таким образом, управленческие знания являются комплексными, универсальными, имеют теоретический и прикладной, рациональный и интуитивный характер.
Комплексность управления значительно возрастает, если берутся, но внимание не только внутренние характеристики организации, но и воздействующие на нее внешние факторы (конкуренты, действия правительства, принятые законы и т п.)
1.2 Формы и методы научного управления предприятиями.
Элементами организационной структуры управления являются различные управленческие звенья, деятельность которых регламентируется отдельными положениями. В современных условиях выделяют шесть основных организационных структур управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную, программно-целевую, дивизиональную, матричную.
При линейной структуре процесс управлении осуществляется через взаимоотношения между начальником и подчиненными, т. е по иерархии сверху донизу. Так, в американской компании «Эксон» и многих других крупных корпорациях насчитывается от И до Н уровней иерархии. При этом все распоряжения идут от одного начальника. Для руководителя каждого иерархического уровня важной проблемой является подбор оптимального количества подчиненных, которыми можно эффективно управлять. Руководитель подразделения должен принимать решения по многим проблемам производственно-финансовой деятельности. Основным недостатком линейной организационной структуры является слишком сложная процедура принятия управленческих решений: распоряжения поступаю! сверху донизу, а разрешение на каждый шаг деятельности необходимо получить снизу вверх через всю иерархию руководителей. Такие решения принимаются на продолжительных заседаниях, после многочисленных согласований, в условиях коллективной ответственности за любые действия. Эта структура управления очень сложна, она медленно реагирует на внутренние и внешние изменения (в частности, на изменения конъюнктуры). Исключает новаторский риск предпринимателя, поскольку в ней отсутствует автономия руководителей подразделений при принятии многих решений. С линейной формой управления связаны такие негативные черты менеджеров, как подхалимаж, бюрократизм, коррупция, подсиживание, доносы и др.
При функциональной структуре управления общие для нескольких подразделений функции управления передаются одному органу (подразделению) или исполнителю. Этот орган выполняет однородные по содержанию или технологии работ функции и получает приказы от нескольких руководителей. Таким образом, субординация в управлении осуществляется по функциям. Положительной стороной такой функциональной структуры управления является исключение дублирования деятельности исполнителей; каждый из таких исполнителей может достичь наиболее совершенных форм исполнения отдельных функций. Недостатки -- отсутствие единства при получении распоряжений, поскольку они поступают от нескольких руководителей, ухудшение координации деятельности по мере возрастания сложности производственного процесса и углубления специализации.
Эти недостатки в определенной мере могут быть устранены при линейно-функциональной структуре управления, когда управленческие решения разрабатывают высококвалифицированные и опытные специалисты, а распоряжения отдаются по иерархии линейных звеньев. Типичная линейно-функциональная форма управления представлена на рис. 1.
В основе всех трех названных выше организационных структур управления лежит принцип единоначалия, согласно которому у каждого подчиненного может быть только один начальник. Предварительно заметим, что при матричной структуре управления подчиненный может иметь несколько начальников, каждый из которых отвечает за осуществление различных проектов или за различные виды деятельности корпораций.
В программно-целевой структуре управления выделяются руководители отдельных проектов или подразделений, которые дают распоряжения относительно наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения конкретных целей производства. Такими целями могут быть строительство нового завода или цеха, реконструкция действующего предприятия, конструирование и разработка новой техники. Руководитель предприятия получает задание от высшего руководства и отчитывается перед ним. Ему, в свою очередь, подчиняется целый штат работников. Таким образом, целые подразделения могут выполнять целевые задания, что усложняет координацию между ними. Для согласования их деятельности создается единый координационный орган. Со временем такие подразделения могут быть преобразованы во внутренние фирмы, то есть относительно независимые хозяйственные единицы, которые имеют большую самостоятельность.
В дивизиональной структуре управления процесс управления объединяется по продуктовому (материнская компания отвечает за деятельность фирмы в данной стране) и региональному принципу (дочерняя компания объединяет филиалы в других странах).
Информация о работе Совершенствование форм и методов управления предприятием