Составление бухгалтерской отчетности при реорганизации организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование экономической сущности и учета и отчетности предприятий в условиях реорганизации.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
-раскрытие сущности и содержание процесса реорганизации предприятий;
-определение и уточнение понятия реорганизации в целом, и ее классификационных признаков с позиции бухгалтерского учета;
-изучение организации бухгалтерского учета при различных формах реорганизации.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
Глава 1. Понятие реорганизации юридического лица, основные формы и порядок осуществления реорганизации. 5
Глава 2. Особенности формирования отчетной информации при различных формах реорганизации организации 11
2.1 Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме слияния. 11
2.2. Особенности формирования отчетной информации при присоединении. 17
2.4 Особенности формирования отчетной информации при выделении 25
2.5 Особенности формирования отчетной информации при преобразовании. 28
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Реорганизация.docx

— 59.10 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме слияния.

 

При слиянии возникает  новое юридическое лицо, к которому в соответствии с передаточным актом  переходят все права и обязанности нескольких организаций, которые прекращают свою деятельность.

Новое юридическое лицо является правопреемником ликвидированных организаций, и ему присваивается новый ИНН. При снятии ликвидированных организаций с учета их ИНН признаются недействительными. Юридические лица считаются реорганизованными в форме слияния с момента государственной регистрации вновь возникшего правопреемника.

Последовательность действий на первом этапе слияния следующая:

- организации, принимающие участие в слиянии, разрабатывают условия слияния и закрепляют их в договоре (акционерным обществам следует указать сведения, перечисленные в п. 3 ст. 16 и п. 3 ст. 17 Закона № 208-ФЗ, в том числе о конвертации акций и новых руководителях);

- если сливаются акционерные общества, то производится оценка рыночной стоимости акций (акционеры — владельцы голосующих акций, голосовавшие на общем собрании против принятия решения о реорганизации общества или не принимавшие участия в голосовании по этому вопросу, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций; общество выкупает акции по цене, определенной советом директоров (или органом, выполняющим его функции), но не ниже рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком (выкупная цена указывается в уведомлении о проведении общего собрания);

- каждая организация принимает решение о реорганизации в форме слияния;

- проводится общее собрание участников обществ, участвующих в слиянии, на котором утверждается устав нового юридического лица и избираются руководители

- о принятом решении следует уведомить налоговый орган но месту учета не позднее трех дней с момента принятия решения (ст. 23 НК РФ), обязанность организаций уведомить внебюджетные фонды о реорганизации установлена п. 3 ч, 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ.

- если в результате реорганизации создано акционерное общество, то производится регистрация в ФСФР эмиссии ценных бумаг нового общества;

При выполнении определенных действий при слиянии требуется получить согласие антимонопольного органа (ст. 27 Федерального закона от 26,07,06 № 135-Ф3 "О защите конкуренции").

Заключительная бухгалтерская  отчетность реорганизуемых компаний.

Особенностью слияния  является прекращение деятельности реорганизуемых компаний, их ликвидация. По этой причине прекращающие свою деятельность компании составляют заключительную отчетность на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о вновь возникшей организации (п. 15 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.03 № 44н, далее — Методические указания). В этой отчетности:

- отражаются все текущие операции, имевшие место после даты утверждения передаточного акта, в том числе начисляется амортизация (это могут быть расходы, связанные с реорганизацией, и текущие операции (в том числе начисление амортизации по передаваемому имуществу));

- активы, которые не подлежат передаче в порядке правопреемства, в частности расходы на лицензирование определенных видов деятельности, списываются с баланса на финансовый результат;

- производится закрытие счетов учета прибылей и убытков, и определяется чистая прибыль (реформация баланса). Прибыль может быть распределена и по решению учредителей либо передана правопреемнику.

Отчетность составляется в объеме годовых форм с приложением  в необходимых случаях аудиторского заключения. После заключительной отчетности предшественники не должны представлять в контролирующие органы балансы и прочие документы, поскольку последним отчетным периодом для них является время от начала года до даты слияния.

Согласно п. 7 Методических указаний показатели заключительной бухгалтерской  отчетности должны быть раскрыты в  приложениях-расшифровках. В них  представляется вся информация, необходимая  для ведения бухгалтерского учета вновь созданным в процессе реорганизации юридическим лицом. Отражать передачу имущества и обязательств через получены активы ликвидируемой организации;

Д-т сч. 00,

счета выбытия не требуется. Однако обнулить у ликвидируемой  организации остатки по счетам можно с использованием вспомогательного счета 001:

Д-т сч. 00,

К-т счетов учета активов

списаны активы ликвидируемой  организации;

Д-т счетов учета обязательств,

К-т сч. 00

списаны обязательства ликвидируемой  организации;

Д-т сч. 80 "Уставный капитал",

К-т сч. 81 "Собственные акции (доли)"

аннулированы выкупленные  ликвидируемой организацией акции за счет уменьшения уставного капитала;

Д-т сч. 80 "Уставный капитал",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями" списан уставный капитал;

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

К-т сч. 00

отражена передача имущественного комплекса по стоимости чистых активов.

В итоге обороты по дебету и кредиту счета 00 должны быть равны, сальдо вспомогательный счет 00 иметь не должен. Он служит только для отражения на счетах активов и обязательств сумм без указания конкретных корреспонденций.

Вступительная отчетность вновь созданной  организации

Вновь созданная организация  формирует вступительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации на основе данных передаточного акта с учетом показателей заключительной бухгалтерской отчетности ликвидированных организаций.

Операции по передаче имущества  и обязательств в учете не отражаются, но для формирования отчетности следует отразить вступительные остатки с использованием вспомогательного счета 00:

Д-т счетов учета активов,

К-т сч. 00

К-т счетов учета обязательств

приняты к учету обязательства  ликвидируемой организации;

 Д-т сч. 00,

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"

отражена балансовая стоимость  чистых активов

ликвидированной организации.

Допущение имущественной  обособленности, регламентированное ПБУ 1/2008, устанавливает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников как этой, так и других организаций. Допущение реализуется при составлении вступительной бухгалтерской отчетности, исключающей информацию о взаимных обязательствах реорганизуемых организаций, если они являются после реорганизации одним юридическим лицом. Поэтому во вступительной отчетности компаний, реорганизуемых в форме слияния, необходимо исключить взаимные расчеты (п. 13 Методических указаний):

- финансовые вложения одних реорганизуемых фирм в уставном капитале других реорганизуемых фирм;

- взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность, в том числе расчеты по дивидендам;

- иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций и др.

В п. 19 Методических указаний даны рекомендации по формированию раздела "Капитал и резервы" в балансе правопреемника при слиянии. Корректировочные записи при формировании уставного капитала за счет определенных в решении о реорганизации источников могут быть отражены следующим образом:

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

К-т сч. 80 "Уставный капитал"

отражено увеличение уставного  капитала вновь созданной организации с учетом результата обмена акций ликвидированной организации на акции вновь созданной организации;

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" или 83 "Добавочный капитал" (75 "Расчеты с учредителями"),

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями" (84 или 83) отражена разница между стоимостью имущества и обязательств ликвидированной организации.

При наличии непокрытых убытков  прошлых лет у одной или  нескольких объединяемых организаций  они вычитаются из общей суммы  нераспределенной прибыли других компаний, участвующих в реорганизации. Что касается особенностей составления Отчета о прибылях и убытках, то поскольку закрытые компании передают правопреемнику только чистую прибыль (непокрытый убыток), во вступительной отчетности не отражаются иные показатели отчетов прежних организаций, рассчитываемые нарастающим итогом за год, например, выручка, себестоимость и др. (п. 17 Методических указаний) .

Налоговые последствия.

Вновь образованная организация  является единственным правопреемником, и к ней переходит обязанность по уплате налогов за все реорганизованные компании (п. 4 ст. 50 НК РФ). В связи с этим налоговая инспекция должна перенести остатки из карточек расчетов с бюджетом каждого предшественника на лицевой счет правопреемника.

Что касается отчетных периодов, то по возможности организации-предшественники должны отчитаться по всем налогам до момента слияния, т. е. до внесения записи в ЕГРЮЛ. Налоговый период на момент ликвидации для них завершается (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Однако на практике ликвидируемые компании могут не успеть сдать отчетность. В этом случае вся налоговая отчетность представляется вновь созданной организацией в свою инспекцию. При этом сроки сдачи деклараций из-за реорганизации не сдвигаются. Например, по налогу на прибыль за год правопреемник обязан отчитаться не позднее 28 марта следующего года как за себя, так и за каждого предшественника.

В случае, когда после реорганизации  обнаружены ошибки предшественника, правопреемник  представляет за него "уточненку".

У вновь созданной компании налоговый период начинается с даты внесения записи о ее создании в ЕГРЮЛ.

При слиянии нескольких компаний, одна из которых убыточна, правопреемник  может засчитывать убытки, полученные его предшественниками после 1 января 2002 г. Однако при этом следует позаботиться о передаче правопреемнику всех документов, подтверждающих это право. Согласно разъяснениям Минфина России к ним относится вся первичная бухгалтерская и налоговая документация, которая подтверждает полученный финансовый результат (письмо от 03ч04.07 № 03-03-06/1/206).

2.2. Особенности формирования отчетной  информации при присоединении.

 

 При реорганизации  в форме присоединения заключительная  бухгалтерская отчетность составляется  только присоединяющейся организацией  на день, предшествующий внесению  в Реестр записи о прекращении  ее деятельности. При этом производится  закрытие счета учета прибылей  и убытков и распределение  (направление на определенные  цели) на основании договора о  присоединении учредителей суммы  чистой прибыли присоединяющейся  организации.

При присоединении прекращает существование присоединяемое юридическое лицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает права и обязанности присоединяемого лица (лиц).

При присоединении одного юридического лица к другому в  ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации присоединенного юридического лица, а то лицо, к которому оно присоединилось, с этого момента считается реорганизованным.

Такую форму реорганизации, как присоединение, могут выбрать  лишь организации, имеющие одинаковую организационно-правовую форму. ООО может присоединиться только к ООО, АО — к АО. Другими словами, ООО к АО присоединиться не может (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.03 № 19).

Следует помнить ограничения, которые устанавливает при укреплении организаций Федеральный закон от 26.07.06 № 15-ФЗ "О защите конкуренции". При некоторых показателях суммарной стоимости активов или выручки требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Правопреемство при присоединении  происходит посредством составления  передаточного акта, в котором перечисляются все активы и обязательства присоединяемой компании, передаваемые принимающей стороне.

Обращаем внимание, что  ИНН организации, реорганизованной в форме присоединения, не изменяется. ИНН же присоединяемой организации при снятии ее с учета в связи с прекращением деятельности в результате реорганизации признается недействительным.

Снятие с учета организации  и исключение сведений из ЕГРН осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ. Это следует учитывать при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности.

Последняя бухгалтерская отчетность присоединяемой компании.

При реорганизации компании в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяемой организацией на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении ее деятельности (п. 9 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.03 № 44н).

Иными словами, та организация, которая перестает существовать, обязана составить последнюю  отчетность (ранее такую отчетность называли "заключительной", а "последней" она стала именоваться в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступившего в силу с 1 января 2013 г.).

Последняя отчетность составляется в объеме форм годовой бухгалтерской  отчетности. Если организация подлежала  обязательному аудиту, то пользователям  представляется и аудиторское заключение.

В данной отчетности должны быть отражены операции, совершенные в период с момента подписания передаточного акта до закрытия организации-предшественника. В частности, следует списать активы или расходы, которые нельзя передать правопреемнику (например, расходы на приобретение лицензии). В результате этих операций цифры в заключительном балансе будут отличаться от цифр в передаточном акте.

Информация о работе Составление бухгалтерской отчетности при реорганизации организации