Составление бухгалтерской отчетности при реорганизации организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование экономической сущности и учета и отчетности предприятий в условиях реорганизации.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
-раскрытие сущности и содержание процесса реорганизации предприятий;
-определение и уточнение понятия реорганизации в целом, и ее классификационных признаков с позиции бухгалтерского учета;
-изучение организации бухгалтерского учета при различных формах реорганизации.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
Глава 1. Понятие реорганизации юридического лица, основные формы и порядок осуществления реорганизации. 5
Глава 2. Особенности формирования отчетной информации при различных формах реорганизации организации 11
2.1 Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме слияния. 11
2.2. Особенности формирования отчетной информации при присоединении. 17
2.4 Особенности формирования отчетной информации при выделении 25
2.5 Особенности формирования отчетной информации при преобразовании. 28
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Реорганизация.docx

— 59.10 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 им. В.Г.  ШУХОВА» (БГТУ им. В.Г. Шухова)

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

Курсовая  работа

на тему:

«Составление бухгалтерской отчетности при

реорганизации организации»

 

 

Выполнила: студентка  гр. АБ – 31,

Пигарева М.С.

Институт  экономики и менеджмента

Научный руководитель:

 к.э.н., доцент, Счастливенко Е.В.

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1. Теоретическая часть 5

Глава 1. Понятие реорганизации юридического лица, основные формы и порядок осуществления реорганизации. 5

Глава 2. Особенности формирования отчетной информации при различных формах реорганизации организации 11

2.1 Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме слияния. 11

2.2. Особенности формирования отчетной информации при присоединении. 17

2.4 Особенности формирования отчетной информации при  выделении 25

2.5 Особенности формирования отчетной информации при преобразовании. 28

Заключение 31

Список литературы 33

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики  успешное функционирование коммерческих организаций во многом определяется их способностью адаптироваться к рыночным отношениям.

Одной из основных задач управления предприятием в настоящее время  является обеспечение его финансовой устойчивости, повышение конкурентоспособности  производимой продукции, снижение затрат и увеличение прибыли, освоение новых  рыночных сегментов.

Реорганизация предприятия  является неотъемлемым элементом развитой экономики и представляет собой  один из возможных путей повышения  эффективности работы предприятия. С помощью реорганизации можно  существенно расширить бизнес, осуществить  финансовое оздоровление предприятия, оптимизировать налоговые платежи  и т.д.

Реорганизация представляет собой комплексный процесс, объединяющий в себе нормы гражданского, налогового, трудового и административного  законодательства. В ходе реорганизации  возникает также масса вопросов, связанных с отражением осуществляемых мероприятий в бухгалтерском  учете и составлением бухгалтерской  отчетности. Особое место занимают проблемы, касающиеся активов и обязательств реорганизуемых организаций, формирования уставного капитала, методики проведения бухгалтерского учета в ходе реорганизации.

Отдельные организационные  и учетные аспекты процесса реорганизации  предприятий рассматриваются в  трудах отечественных и зарубежных ученых Н.А. Бреславцевой, В.Б.Ивашкевича, Е.А. Мизиковского, В.В. Ковалева, Л.И. Куликовой, М.И. Кутера, В.Д. Новодворского, В.И. Ткача, Я.В. Соколова, Ван Бреда, Б.Нидлза, Д. Колдуэлла, С. Хендриксена.

Целью курсовой работы является исследование экономической сущности и учета и отчетности предприятий в условиях реорганизации.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие  задачи:

-раскрытие сущности и содержание процесса реорганизации предприятий;

-определение и уточнение понятия реорганизации в целом, и ее классификационных признаков с позиции бухгалтерского учета;

-изучение организации бухгалтерского учета при различных формах реорганизации.

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Понятие реорганизации юридического лица, основные формы и порядок  осуществления реорганизации.

 

Одним из возможных путей  повышения эффективности работы предприятия является изменение  его организационной структуры. В каждом конкретном случае мотивы, побуждающие руководителей проводить  реорганизацию своих предприятий, различны. Однако, как правило, объединяет их стремление к повышению эффективности  работы и упрочению позиций предприятия  на рынке. Реорганизация предприятия  может быть направлена, например, на совершенствование структуры управления предприятием или на оптимизацию  налоговых платежей. Кроме того, может быть принято решение о  слиянии двух небольших предприятий  в одно крупное или о выделении  структурного подразделения в самостоятельное  юридическое лицо с целью повышения  их конкурентоспособности

Реорганизация - процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, субъектного состава участников либо организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица и влекущий универсальное правопреемство. С другой стороны, реорганизация предприятия может означать собой прекращение его деятельности с переходом имущественных прав и обязанностей к другим юридическим лицам.

В настоящее время в  экономической литературе выделяется два самостоятельных направления  реорганизации:

- реорганизация бизнеса 

- реорганизация юридического  лица.

Первый вид реорганизации  предполагает изменение процессов  управления предприятием, а второй смену организационно-правовой формы, состава собственников организации, ее имущества и обязательств и  собственного капитала.

При этом реорганизация может  быть добровольной и принудительной.

Особенностью принудительной реорганизации является то, что она, в отличие от добровольной, может  быть осуществлена только в форме  разделения либо выделения (такую реорганизацию  иногда называют разукрупнением);

Добровольная реорганизация  осуществляется по решению самого юридического лица - его учредителей (участников) либо органа, обладающего соответствующими полномочиями согласно учредительным  документам.

В статьях 57-60 ПС РФ предусмотрено, что реорганизация предприятия  может проходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения  и преобразования.

При слиянии права и обязанности двух прекращающих существование юридических лиц переходят к новому юридическому лицу.

При присоединении в состав юридического лица, не прекращающего свою деятельность, вливается прекращающее существование юридическое лицо.

При разделении права и обязанности прекращающего существование юридического лица переходят к двум (нескольким) новым юридическим лицам.

При выделении образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося юридического лица, причем деятельность последнего не прекращается. Выделение - единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица.

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения и преобразования считается законченной с момента  осуществления государственной  регистрации новых юридических  лиц.

Реорганизация в форме  присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении  деятельности присоединенного юридического лица.

Сам процесс реорганизации  основан на особом порядке перехода всего имущества, всех имущественных  прав и обязанностей предшествующего  предприятия к его преемнику  на основании передаточного акта или разделительного баланса. Особенность  состоит в том, что передача прав и обязанностей юридического лица производится в полном объеме, без каких-либо изъятий  и исключений.

В экономической литературе встречаются следующие признаки реорганизации:

- универсальное правопреемство  вновь возникших (измененных) юридических  лиц; 

- отсутствие какой-либо  связи между реорганизованным  юридическим лицом и его правопреемником  и полная автономия последнего;

- изменение размера уставного  капитала и субъектного состава  участников (в случае преобразования  — только организационно-правовой  формы) реорганизуемого юридического  лица;  
- все или часть участников реорганизуемого субъекта выступают учредителями (участниками) его правопреемника.

Один из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации, - это вопрос защиты прав кредиторов реорганизующегося юридического лица. ГК РФ предусматривает три способа защиты прав кредиторов при реорганизации:

а) установление порядка проведения реорганизации (с извещением кредиторов);

б) составление определенных реорганизационных документов;

в) определение последствий  отсутствия необходимой информации в реорганизационных документах

Следует отметить, что все  формы реорганизации, за исключением  реорганизации в форме выделения, связаны с процессом ликвидации юридического лица. Существенным отличием реорганизации юридического лица от его ликвидации, является направленность процесса реорганизации на продолжение  деятельности. В ходе реорганизации  имущество и обязательства реорганизуемых организаций переходят к правопреемникам  и продолжают участвовать в хозяйственном  обороте, тогда как ликвидация влечет за собой прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей.

Основной целью реорганизации  в настоящее время является ее направление на оздоровление экономики  предприятия, маневренности управления, на то, чтобы собственники предприятий  сами принимали решения по развитию производства в соответствии со своими экономическими интересами, распоряжались  своим имуществом и сами пожинали плоды своего труда, сами несли ответственность  по принятым обязательствам. В связи  с этим независимо от формы реорганизации, ее основной целью является повышение  жизнеспособности предприятия и  увеличение перспектив его дальнейшего  развития. Следует отметить, что  реорганизация юридического лица является достаточно сложным и комплексным  явлением. В процессе реорганизации  возникают многочисленные вопросы, связанные с оценкой и переоценкой  имущества и обязательств организации, начислением и уплатой налогов, которые находят свое отражение  на счетах бухгалтерского учета и  учитываются при составлении  бухгалтерского баланса.

Формирование бухгалтерской  отчетности при осуществлении реорганизации  производится при наличии:

- учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации;

- решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством Российской Федерации и указанных в пункте 2 настоящих Методических указаний, о реорганизации;

- договоров о слиянии или присоединении в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

- передаточного акта или разделительного баланса, которые в соответствии с решением (договором) учредителей могут включать следующие приложения:

    • бухгалтерскую отчетность
    • акты (описи) инвентаризации имущества
    • первичные учетные документы по материальным ценностям 
    • расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей.

 Дата утверждения в  установленном порядке передаточного  акта или разделительного баланса  определяется учредителями в  пределах срока проведения реорганизации,  предусмотренного в договоре (решении)  учредителей о реорганизации  с учетом предусмотренных законодательством  необходимых процедур (уведомления  кредиторов (акционеров, участников) о  принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).

 Составление передаточного  акта или разделительного баланса  рекомендуется приурочивать к  концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной  бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для  характеристики и оценки передаваемого  имущества и обязательств реорганизуемой  организацией.

 Оценка передаваемого  (принимаемого) при реорганизации  организации имущества производится  в соответствии с решением  учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости. При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

При оценке передаваемого  в ходе реорганизации имущества  по решению (договору) учредителей по остаточной стоимости  отражение  в передаточном акте или разделительном балансе реорганизуемой организации  передаваемого имущества производится в сумме, которая приведена по соответствующим числовым показателям  в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов.

В соответствии с решением (договором) учредителей оценка передаваемого  при реорганизации имущества  по текущей рыночной стоимости может  быть произведена реорганизуемой организацией при составлении передаточного  акта или разделительного баланса.

Оценка обязательств реорганизуемой организации в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском  учете, с учетом сумм убытков, причитающихся  возмещению кредиторам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оценка подлежащих выкупу акций акционерных обществ в уставном капитале организации по требованию акционеров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по цене не ниже их текущей рыночной стоимости, определенной в установленном порядке акционерными обществами. Оценка выкупленных по требованию акционеров акций реорганизуемым акционерным обществом в размере фактических затрат отражается в заключительной бухгалтерской отчетности по статье "Собственные акции, выкупленные у акционеров" Бухгалтерского баланса. (в ред. Приказа Минфина РФ от 04.08.2008 N 73н)

Информация о работе Составление бухгалтерской отчетности при реорганизации организации