Состав квартальной финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Информация о хозяйственных операциях, произ¬веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерс-кую отчетность.

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН бух.фин.отч.doc

— 55.21 Кб (Скачать)


Вопрос 1. Состав квартальной и годовой

бухгалтерской отчетности

В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерс­кую отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять лю­бые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственно­сти, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являются руководи­тели, учредители, участники и собственники имущества пред­приятия.

Содержание отчетности о деятельности предприятия, иму­щественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заин­тересованных во вложении капитала.

Бухгалтерская отчетность — свод взаимосвязанных по­казателей, представляемых в соответствующим образом ут­вержденных формах, итогов работы предприятия за истек­ший отчетный период.

Бухгалтерская отчетность состоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации.

Значение бухгалтерской отчетности определяется требованиями, предъявляемыми к ней.

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, сво­евременности, простоте, проверяемости, сравнимости, эко­номичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

В бухгалтерской отчетности после ее утверждение возможно изменение данных, в которых были обнаружены искажения, но зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, недопустим.
Организации по результатам своей хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность; месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

Отчетный год для всех организаций — с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31 декабря для организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:

      участникам или собственникам их имущества;

      территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;

      другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам налоговой инспекции и иным пользователям, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности.

Государственные и муниципальные унитарные организации представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Все они, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30-ти дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60-ти дней после окончания отчетного года. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность до представления в вышеуказанные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. При наличии технических возможностей бухгалтерская отчетность может быть представлена на дискете или ином машинном носителе отчетной информации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.
Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородней организации считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородней — дата ее почтового отправления. Когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день. Организации публикуют бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством России. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий. Организации, включая дочерние и зависимые общества (если таковые имеются), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, устанавливаемом Минфином РФ, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерс­ком учете" (от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность орга­низации" (ПБУ 4/99) и приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4-н организации и предприятия в настоящее вре­мя представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

  • бухгалтерского баланса — форма № 1;
  • отчета о прибылях и убытках — форма № 2;
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о при­былях и убытках:

•  отчета о состоянии капитала — форма № 3;

•  отчета о движении денежных средств — форма № 4;

•  приложения к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

•  отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6;

  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения, подтверждающего досто­верность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обяза­тельному аудиту.

Квартальная бухгалтерская отчетность включает:

   бухгалтерский баланс — форма № 1;

   отчет о прибылях и убытках — форма № 2.

При этом необходимо иметь в виду, что организация по своей инициативе в состав квартальной бухгалтерской отчетности может включать также и другие формы, вхо­дящие в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не применя­ющие в соответствии с действующим законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетнос­ти, имеют право не представлять в составе годовой бух­галтерской отчетности формы № 3, 4, 5.

Квартальная бухгалтерская отчетность является про­межуточной и составляется нарастающим итогом с начала года.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а так­же инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Федеральными законами пре­доставлено право регулирования бухгалтерского учета так­же другими органами, утверждающими в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, стра­ховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, но при условии, что их содержание не про­тиворечит нормативным актам Министерства финансов РФ.

Рассмотрим подробнее каждую составляющую бухгалтерской отчетности.

1) Бухгалтерский баланс (форма №1)

В международной практике применяют два вида бух­галтерской отчетности: статическую и динамическую.

Под статической отчетностью понимают бухгалтерский баланс (форма №1). Его еще называют отчетом о финансовом положении предприятия. Он характеризует имущественное и фи­нансово-экономическое состояние предприятия на определенный момент времени.

Под динамической отчетностью понимают отчет о при­былях и убытках. Он отражает результат проведения сово­купности хозяйственных операций за определенный период времени.

В российской учетной политике преимущество отдает­ся статической отчетности, при которой основной формой отчетности является бухгалтерский баланс.

В бухгалтерском балансе отражается имущество пред­приятия, его капитал и обязательства в денежном выра­жении на определенною дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В активе отражается имущество пред­приятия (хозяйственные средства по их видам), а в пасси­ве — капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных средств).

Термин "баланс" употребляется в качестве символа рав­новесия (от лат. — "имеющий две весовые чаши"; фр. — "весы"). Общая идея применения балансового метода состо­ит в выравнивании суммарного значения показателей, за­писанных в левой и правой сторонах уравнения:

Активы = Пассивы.

Бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении предприятия) формируется по следующим основным прин­ципам.

Принцип хозяйствующей единицы. Сущность этого принципа заключается в том, что имущество предприятия должно быть обособлено от его учредителей. Хозяйствую­щей единицей является любая организация, составляющая самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предпри­ятие может быть частью другой, более крупной организа­ции. Бухгалтерская отчетность для такой организации (пред-

приятия более высокого уровня) составляется путем кон­солидирования (объединения) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.

Принцип действующего предприятия. Согласно этому принципу предполагается, что оно функционирует в тече­ние неопределенно длительного периода времени, его лик­видация не намечается и нет необходимости переоценивать активы предприятия.

Принцип денежного измерения. Он заключается в том, что в бухгалтерском балансе все показатели приводятся в едином денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйствен­ной деятельности предприятия.

Принцип учета по себестоимости. Сущность этого принципа заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной покупной сто­имости и затем, как правило, не переоцениваются. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в балансе-нетто не все активы отражены по первоначальной стоимости. На­пример, основные средства в нем представляются по оста­точной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемого износа. Кроме того, в условиях гиперин­фляции допускается переоценка активов государственным регулированием.

Принцип двойной записи. Этот принцип обеспечивает равновесие баланса. Активы, указанные в левой стороне баланса, должны быть равны пассивам, указанным в пра­вой его стороне. В активе баланса отражаются экономичес­кие ресурсы предприятия, а в пассиве — требования раз­личных лиц по отношению к данному предприятию. Пасси­вы подразделяются на два вида: требования кредиторов (лю­бых лиц, кроме учредителей предприятия) и требования учредителей, являющихся владельцами предприятия. Так как все активы могут быть востребованы либо кредитора­ми, либо владельцами капитала, сумма всех активов дол­жна быть равна сумме пассивов.

В международной практике данное равенство тракту­ется с двух точек зрения:

♦     как равенство сумм хозяйственных средств и их ис­точников;

♦     как соответствие ресурсов предприятия и требова­ний кредиторов или учредителей к этим ресурсам.

В соответствии с первой точкой зрения каждый рубль, вложенный в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями и каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив.

Согласно второй точке зрения активы предприятия — это его экономические ресурсы на дату составления балан­са, а обязательства и капитал — это требования кредито­ров предприятия или учредителей. Эта точка зрения особо актуальна при ликвидации предприятия в связи с его банк­ротством.

Принцип двойной записи также означает, что все хо­зяйственные операции записываются по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.

Предприятия и организации в своей практической дея­тельности применяют множество видов бухгалтерских балан­сов, которые классифицируются по различным признакам.

По способу составления бухгалтерские балансы под­разделяются на  сальдовые, оборотные и шахматные.

В сальдовом балансе отражаются остатки имущества предприятия и источников их формирования в денежном выражении на определенную дату. Баланс подсчитывается путем суммиро­вания остатков по счетам.

Оборотные бухгалтерские балансы, помимо остатков средств предприятия и их источников, отражают также данные об их движении за отчетный период. Оборотный бух­галтерский баланс имеет следующий вид

Шахматный баланс применяется на тех предприятиях, где не предусмотрено составление оборотных ведомостей. Он составляется на основе применяемых на предприятии корреспонденции счетов бухгалтерского учета. На практи­ке техника его составления облегчается самими формами счетов бухгалтерского учета, предусматривающими груп­пировку оборотов по дебету и кредиту корреспондирую­щих счетов.

Шахматный баланс строится в виде квадратной матри­цы. В ней по горизонтали и вертикали записываются номе­ра счетов Главной книги предприятия. Затем из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу, в соот­ветствии с корреспонденцией счетов, переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строк и столбцов. По строке собираются дебетовые оборо­ты, а в столбце — кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяют конечное сальдо: дебетовое записывают по строке, а кредитовое — по столбцу. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и остатки, начальные и конечные.

Шахматный баланс составляется так, что из него вид­на корреспонденция счетов. Каждая клетка пересечения ка­кой-либо строки со столбцами показывает определенную корреспонденцию счетов.

Информация о работе Состав квартальной финансовой отчетности