Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью данного реферата является всестороннее изучение роли анализа аналитической работы в деятельности банка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и виды аналитической работы в деятельности банка…….5
1.1 Сущность и содержание аналитической работы в банке………………5
1.2 Виды и направления анализа в деятельности банка…………………...14
Глава 2. Принципы и функции анализа в деятельности банка……………….20
2.1 Принципы и функции анализа…………………………………………..20
2.2 Этапы аналитической работы в банке…………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
2) уяснение и согласование
целей и задач анализа, сроков
выполнения, определение круга
3) получение оценки
сложившейся ситуации, изучение
причинно-следственных связей
4) выяснение условий, благоприятствующих действию факторов, положительно влияющих на результаты деятельности объекта;
5) определение условий,
отрицательно влияющих на эти
результаты; поиск вариантов решений,
обеспечивающих улучшение
6) сопоставление вариантов решений;
7) подготовка одного
или нескольких вариантов
Систематизация информации означает необходимость получения (и оперативно) ответов на вопросы типа:
- что необходимо знать?
- где можно получить об этом данные?
- кто будет их сообщать?
- как будут собирать эти данные?
- кто их будет анализировать и интерпретировать?
- как наиболее экономично хранить собранную информацию, с тем чтобы ее столь же экономично находить и извлекать впоследствии?
- как своевременно распределить извлеченную информацию между ее пользователями?
Иными словами, он должен
располагать своевременной
- обеспечивать в отчетах реалистическое отражение проводимых в банке операций. Содержащаяся в отчетах информация должна быть предупредительной, работать на «опережение»;
- разработать унифицированный и формализованный процесс создания отчетов, позволяющих руководителям разного уровня с помощью минимального набора конечных синтезированных показателей анализировать текущую и перспективную ситуации;
- обладать обширным аналитическим инструментарием;
- выполнять контрольную функцию;
- способствовать вовлечению всех подразделений банка в процесс управления доходностью.
Собранные данные не являются информацией до тех пор, пока они не проанализированы и интерпретированы квалифицированным экспертом. В срочных случаях информацию можно передавать лицам, принимающим решения, без изучения экспертами, но, когда время позволяет (то есть в большинстве случаев), именно обработанные сведения особенно полезны тем, кто принимает решения.
Таким образом, процесс анализа включает следующие положения:
1. Анализ должен строиться
на основе определенной
2. Анализ должен сочетаться с определенными действиями, спланированными таким образом, чтобы обеспечит обратную связь согласования с теми должностными лицами, которые распределяют ресурсы организации.
3. Анализ должен проводиться на циклической основе, которая дает возможность всем уровням осуществлять свое собственное планирование деятельности и организованно участвовать в проведении анализа.
4. Следует предусмотреть стандарты для представляемой плановой документации и баз данных; это обеспечивает однородность представляемых документов в качественном и количественном отношениях.
5. Анализ должен обеспечивать
определенную согласованность
Большинство характеристик и оценок банка имеют не абсолютное, а относительное выражение. Например, картотека неоплаченных платежей может образоваться из-за технического сбоя и быть устраненной уже на следующий день.
Анализ динамики показателей позволяет выявить существующие тенденции их изменения и кроме того наглядно проследить взаимосвязи отдельных показателей. Например, если картотека неоплаченных платежей клиентов образовалась после того, как у банка ухудшались показатели ликвидности, случайными его проблемы с проведением клиентских платежей назвать уже нельзя.
Влияние адекватности используемой аналитической модели оцениваемому реальному процессу на точность результатов анализа связано с тем, что любое моделирование сложных процессов, к которым бесспорно относится и банковская деятельность, невозможно описать точно. Обязательно будет существовать некоторое расхождение между моделью и оригиналом. Чем сложнее процесс и проще используемая модель, тем больше вероятность возникновения и величина погрешности.
Аналитическая работа в коммерческом банке может быть организована по-разному. Например, формируются самостоятельные аналитические службы в подразделениях банка (кредитном, фондовом, валютном и других), подчиняющихся начальникам этих подразделений. Такие аналитики детально разбираются в технологии оказания конкретных услуг, знают о потребностях клиентов, но имеют узкую специализацию.
Таким образом, в процессе своего развития банк логически подходит к другому варианту организации аналитической работы – формированию сводного аналитического подразделения, находящегося в подчинении у руководителя банка или его заместителя. Такое подразделение (управление, департамент) преодолевает местнические интересы обособленных подразделений и решает поставленные задачи с общебанковских позиций, постоянно взаимодействуя со всеми службами банка. Это взаимодействие строится на обмене информацией и совместном поиске резервов увеличения объемов, снижения затрат, оптимизации технологии выполняемых операций.
1.2 Виды и
направления анализа в
Существуют множество критериев, используемых для определения видов и направлений анализа банка. Рассмотрим некоторые из них.
Например, в зависимости
от характера пользователей
Применительно к коммерческим банкам наиболее существенные различия в содержании внутреннего и внешнего финансового анализа представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего анализа
Сравниваемые признаки |
Особенности | |
Внутреннего анализа |
Внешнего анализа | |
Предмет анализа |
финансово-экономические процессы их факторы и результаты |
Результаты финансово- |
Объект анализа |
финансовые результаты. рентабельность и финансовое состояние банка, экономическая эффективность и эффективность управления |
Показатели финансовых результатов, рентабельности и финансового состояния банка |
Субъект анализа |
большинство банковских специалистов, менеджеры разных уровней и видов управления, аналитики. внутренние аудиторы и контролеры, руководство банка, привлекаемые аудиторы и консультанты |
Аутсайдеры банка, органы надзора, собственники |
Степень регламентации |
решения органов управления банка |
Международные и национальные стандарты |
Объем используемой информации |
вся система информации о деятельности банка и об окружающей его среде |
в рамках действующей финансовой отчетности |
Качество получаемой в результате анализа информации |
носит в значительной
степени вероятностный и |
более объективно, т.к. анализ основывается на утвержденной надзорными органами информации по уже осуществленным операциям |
Способы отражения информации |
любые |
на основе общепринятых принципов и стандартов учета |
Виды анализа в зависимости от того, к какому времени относится используемая при его проведении информация |
текущий, ретроспективный, перспективный анализ |
Ретроспективный |
Единицы измерения |
любые |
денежные безразмерные |
Регулярность проведения |
любые |
установленная нормативными актами |
Степень ответственности |
дисциплинарная |
административная |
Внутренний анализ осуществляется с позиций и для реализации целей функционирования самих хозяйственных субъектов (т.е. с точки зрения менеджеров и собственников банка), а внешний – с позиций всех тех, кто находится за его пределами, но имеет к нему свои интересы.
Таким образом, внутренний учет банка является составной частью внутреннего контроля и осуществляется для анализа его деятельности. Это теория и практика управленческих действий в связи с выполнением управленческих решений по формированию, фиксации и анализу документированной информации, относящейся к деятельности банка, материальных и нематериальных активов собственного и заемного капиталов, депозитов, инвестиций и обязательств, позволяющих проводить анализ эффективности деятельности банка. Эффективность внутреннего учета и анализа зависит от:
- четкого разграничения ответственности между отдельными работниками за ведение бухгалтерских записей и за непосредственное распоряжение денежными средствами и иными товарно-материальными ценностями;
- качества внутрибанковского планирования;
- соответствия квалификации работников занимаемым должностям;
- применения единой системы нумерации всех документов, используемых в учетном процессе.
Традиционно выделяют три основных типа проведения внутреннего анализа:
1) Поисковый анализ. Поисковый анализ данных нацелен на выделение в имеющийся информации (т.е. данных о настоящем и прошлом) систематически проявляющихся связей и закономерностей. Следовательно, цель поиска – устойчивые связи и закономерности, существующие в данных, в показателях, но не выявленные в ходе анализа ранее.
2) Рутинный анализ. Анализ,
основанный на расчете
3) Целевой анализ. Осуществляется
непосредственно по заданию рук
В зависимости от спектра изучаемых вопросов анализ финансово-хозяйственной деятельности банка делится на полный и тематический. Оба вида анализа осуществляются на основе соблюдения принципа комплексности. При полном анализе изучаются все стороны работы банка, т.е. как внешние, так и внутренние его связи, при тематическом затрагивается лишь узкий круг вопросов, позволяющих выявить возможности улучшения отдельных сторон деятельности банка (например, анализ банковской прибыли, структуры кредитов, депозитов, финансовых результатов, анализ ликвидности, рискованности операций и т. д).
В зависимости от периода, за который проводится анализ, анализ может быть классифицирован следующим образом: ежедневный, еженедельный, ежедекадный месячный, квартальный, полугодовой, годовой. В зависимости от частоты проведения: систематический; периодический; эпизодический; разовый.
Исходя из целей и характера исследований, различают предварительный, оперативный (контрольно-оперативный), итоговый (окончательный, последующий) и перспективный (стратегический, прогнозный) анализ.
Предварительный анализ применяется при оценке состояния счетов для выявления возможности осуществления банком каких-либо операций. К оперативному анализу прибегают в ходе текущей работы банка для оценки соблюдения нормативов ликвидности и прочих показателей и принятия срочных мер, обеспечивающих их выполнение, а также получение достаточной прибыли.
Итоговый анализ используется при определении эффективности деятельности банка за изучаемый период и выявлении резервов повышения доходности. Перспективный – для прогнозирования ожидаемых результатов в предстоящем периоде и определения дальнейших направлений денежно-кредитной политики.
Его разновидностями являются фьючерсный анализ; экстраполятивный и интерполятивный анализ (основаны на двух видах прогнозирования: экстраполяции и интерполяции, которые предполагают нахождение отсутствующего показателя внутри и соответственно вне существующего ряда динамики); вариантный анализ (предполагает сравнение нормативных и нескольких вариантов фактических показателей); конъюнктурный анализ; экспериментальный анализ и др.
В зависимости от объекта исследования анализ баланса банка подразделяется на функциональный, структурный, операционно-стоимостной, народнохозяйственный (анализ масштабности активно-пассивных операций).
Функциональный анализ
позволяет выявить
Структурный анализ производится по видам банковских операций. Посредством данного анализа определяются состав и удельный вес экономических контрагентов по активным и пассивным операциям, а также структура доходов, расходов и прибыли.
Операционно-стоимостной анализ углубляет исследование доходности банка и дает представление о стоимости и рентабельности (или убыточности) конкретных операций. Он позволяет оценить значимость каждого вида операций в формировании прибыли банка и выработать основные направления депозитно-ссудной политики банка по отношению к конкретным контрагентам с целью максимизации дохода.
Информация о работе Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка