Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью данного реферата является всестороннее изучение роли анализа аналитической работы в деятельности банка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и виды аналитической работы в деятельности банка…….5
1.1 Сущность и содержание аналитической работы в банке………………5
1.2 Виды и направления анализа в деятельности банка…………………...14
Глава 2. Принципы и функции анализа в деятельности банка……………….20
2.1 Принципы и функции анализа…………………………………………..20
2.2 Этапы аналитической работы в банке…………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Содержание
Успешное развитие и надежность банковской системы в условиях рынка во многом зависит от постановки в банках аналитической работы, позволяющей дать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам деятельности банка, выявить их сильные и слабые стороны, определять конкретные пути по решению возникающих проблем. При нормальном режиме работы банка внутренний анализ его финансового состояния должен являться основой для принятия её менеджерами всех управленческих решений.
Коммерческие банки вовлекают в свой оборот заемные средства, превышающие порой собственные средства в десятки раз. Это обязывает банки работать эффективно, профессионально вести операции, не допуская финансового ослабления и увеличения вероятности банкротства, которое может повлечь за собой разорение многих организаций и вкладчиков.
Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов.
С переходом на двухуровневую банковскую систему перед коммерческими банками России встал вопрос о разработке собственных методик внутреннего анализа финансово-хозяйственного состояния, либо использовании зарубежной практики.
Сейчас известно, что многие зарубежные методики анализа в условиях России практически неприемлемы или недостаточно эффективны, поскольку существуют некоторые противоречия между российской системой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности и системами, используемыми в западных странах.
Несомненная актуальность данной темы заставляет все большее количество различных государственных и коммерческих структур заниматься анализом надежности коммерческих банков. Остро этот вопрос встает и перед Центральным банком РФ.
Анализ деятельности любого экономического субъекта – это трудная методологическая и аналитическая задача, для выполнения которой требуется хорошая информационная, профессиональная и организационная база. Современная динамика развития банковского сектора и экономики страны в целом со всей очевидностью подтвердила необходимость формирования в каждом коммерческом банке серьёзного подхода к анализу всех аспектов банковской деятельности.
В условиях рыночной нестабильности и незрелости финансового рынка проблема оценки деятельности кредитных организаций становится более актуальной.
С одной стороны, коммерческим
банкам необходимо самостоятельно проводить
внутренний анализ своего финансового
состояния для выявления
Поэтому одной из важных проблем в сфере банковской деятельности выступает проблема выживания в условиях обострившейся конкурентной борьбы. Выиграть в ней может тот банк, который сумеет организовать свою деятельность наиболее эффективным образом.
Целью данного реферата является всестороннее изучение роли анализа аналитической работы в деятельности банка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение сущности и содержание аналитической работы в банке
- определение видов и направлений анализа в деятельности банка;
- выявить основные принципы, функции и этапы аналитической работы в банке.
Анализ сопровождает все стадии деятельности банка: планирование, оперативную деятельность, контроль, оценку результатов и эффективности деятельности. Качество планирования напрямую связано с анализом деятельности банка в предшествующие периоды. Управленческие решения, принятые без учета сложившейся в банке и на рынке реальной обстановки, могут носить ошибочный, неадекватный характер. Получение необходимой информации для принятия управленческих решений является задачей оперативного анализа. Оценить эффективность использования средств, прибыльность отдельных операций, качество работы сотрудников помогают приемы и инструменты анализа.
Аналитическая работа в банке ведется как в целом по банку, так и в разрезе отдельных банковских структур, отдельных операций.
В условиях административной системы управления анализ носил в основном ретроспективный характер. В современных условиях анализ в банковской деятельности является, прежде всего, основой для планирования последующих действий и решений.
Целью аналитической работы является обеспечение бесперебойной деятельности банка, его безубыточности, т.е. получение дохода в объеме, позволяющем покрыть расходы на содержание аппарата управления, содержание зданий и сооружений, банковской техники, возмещение затрат на оплату привлеченных ресурсов и т.п. Эти цели можно назвать минимальными. Но кроме этого банковская аналитика ставит перед собой цель повышения экономической эффективности деятельности банка, улучшения его конкурентоспособности, внешнего имиджа, снижения и ограничения рисков банковской деятельности. Особую важность анализ приобретает в условиях обострившейся конкуренции, усиления контроля со стороны государственных органов, стремления банков соответствовать международным стандартам банковской деятельности.
Финансовый анализ - это, прежде всего, анализ финансовых результатов и финансового состояния анализируемого объекта, оценка эффективности управления его активами и обязательствами.
Внутренний финансовый анализ включает в себя анализ обоснования и реализации бизнес-планов; комплексный анализ эффективности деятельности; анализ показателей прибыли, рентабельности; анализ рыночной устойчивости, ликвидности, платежеспособности; анализ использования собственного капитала, заемных средств.
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовой отчетности используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Основная цель финансового анализа – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. А также: структура операций; характеристика ресурсной базы; качество активов; ликвидность банка; достаточность капитала; эффективность деятельности банка.
Основными функциями финансового анализа являются:
- объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;
- выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
- подготовка принимаемых управленческих решений;
- выявление резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышение эффективности всей деятельности.
В отличие от финансового, управленческий анализ проводится на более глубоком уровне, обеспечивая возможность доступа ко всей бухгалтерской информации, включая данные оперативного учета.
Особенностями управленческого анализа являются:
- ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства;
- использование всей доступной информационной базы;
- закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений.
В современных кредитных организациях финансовый анализ представляет собой не просто элемент финансового управления, а его основу, поскольку финансовая деятельность является преобладающей в их деятельности.
Степень детализации и характер получаемой информации определяют существенные различия между управленческим и финансовым (бухгалтерским) учетом (табл. 1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Область сравнения |
Управленческий учет |
Финансовый учет |
Обязательность ведения учета |
Определяется руководством (компании) банка, которое устанавливает его организационную форму и способы осуществления |
Требуется по законодательству, регламентируются стандарты учета, формы отчетности и их содержание, порядок расчета показателей |
Цель учета |
Представление информации высшему и среднему руководству, специалистам для принятий управленческих решений |
Формирование полной и достоверной информации о наличии и движении имущества и обязательств банка как объекта, об осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности |
Источники информации |
Данные учетной системы компании; информация о внешней среде, рынках, контрагентах; внутренние документы (нормативные, коммерческие договоры, другая первичная информация); информация об организационной структуре и персонале |
Данные учетной системы компании, данные системы налогообложения |
Виды систем бухгалтерского учета |
Может придерживаться принципа двойной записи полностью или частично, а может и не придерживаться. Измерение и оценка доходов, издержек и активов осуществляется путем использования системы счетов, а также методами выборки и накопления |
Ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета |
Пользователи информации |
Предназначен для |
Представляет информацию как «внутрь», так и «наружу». Главными потребителями являются акционеры, потенциальные инвесторы, государственные органы |
Базисная структура |
Различна в зависимости от цели использования информации |
Обязательно выполнение основного равенства: Активы = Обязательства + Капитал владельцев |
Точность информации |
Допускаются приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Точность может не играть решающей роли, первостепенное значение имеет быстрота получения информации для управления, ее многовариантность, т.е. соответствие целям управления |
Основывается на точности полученной информации; отражает операции, которые уже совершены; законодательство регламентирует степень точности; содержит небольшое число приблизительных оценок |
Масштабы информации |
Ведется по местам формирования затрат, центрам ответственности, видам деятельности и т.д. |
Данные обобщаются лишь для высшего руководства. Ведется в целом по банку, рассматривая его как единый хозяйственный комплекс |
Принципы учета |
Удовлетворение информационных потребностей для управления и решения задач внутрифирменного менеджмента; группировка затрат и результатов деятельности по внутрифирменным подразделениям; использование наряду с абсолютными значениями отклонений от заданных параметров и выявление факторов, влияющих на отклонения. Законодательно установленных требований, норм и стандартов нет |
Строится на основе общепринятых
стандартов бухгалтерского учета, что
позволяет пользователям информ |
Привязка по времени |
Наряду с информацией «исторического» характера содержит оценки и планы на будущее. Цель управленческого учета – показать «как это должно быть», бухгалтерского учета – «как это было» |
Информация отражает финансовую историю банка. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответствующих операций. Оценка дается на момент совершения и отражения в учете |
Виды выражения информации |
Информация представляется как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении |
Финансовые документы являются конечным продуктом финансового учета, поэтому информация имеет преимущественно денежное выражение |
Частота и сроки представления информации |
Отчеты могут составляться как периодически, так и по запросу, т.е. в зависимости от решаемых задач, так как управленческие отчеты содержат оперативную информацию, требующую немедленных действий. Представляются сразу по окончании отчетного периода или по мере готовности |
Финансовые отчеты подготавливаются на регулярной основе: ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Представляется с некоторым опозданием |
Объект учета |
Секторы рынка, места формирования затрат, центры финансового учета, продукты, услуги, клиенты, причины и виновники отклонений |
Коммерческий банк в целом и его филиалы |
Масштаб учета |
Исчисление затрат и результатов, выявление отклонений от оптимального использования средств по избираемым объектам |
Охватывает все хозяйственные операции, всю деятельность организации, ее имущество, обязательства и расчеты |
Степень ответственности |
Точность ведения определяется руководством банка; степень ответственности устанавливается администрацией в соответствии с внутрибанковскими стандартами и трудовым законодательством |
За нарушение установленных правил ведения финансового учета может быть предусмотрено уголовная, административная и финансовая ответственность |
Открытость (закрытость) информации |
Имеет закрытый характер, является объектом коммерческой тайны. Степень конфиденциальности информации для управления различна и зависит от уровня руководства, которому она представляется: на уровне низшего управленческого звена она открыта; на уровне членов совета директоров, руководителя компании, его заместителей и начальников управлений - закрыта |
Информация открыта для всех заинтересованных пользователей |
Горизонт сравнения |
Короткий период (ежедневный, 5-10 дней, т.е. по усмотрению руководства) |
Определен установленной периодичностью представления отчетности |
Стоит отметить, что на организацию аналитической работы в банке влияет множество факторов, в т.ч.: выбранная банком стратегия деятельности; размер собственных средств (капитала); величина банковских активов и их диверсифицированность; численность персонала и уровень его квалификации; наличие филиальной сети и т.д.
Руководству банка, решившему организовать у себя информационно-аналитическую службу, надо учесть следующее. Характер, методы и приемы работы классических структур формировались десятилетиями. За плечами работников этих служб - большой опыт работы таких отделов в разных ситуациях. Поэтому пред ними особенно большое поле деятельности в направлении совершенствования организации работы, компьютеризации ручных работ, подбора квалифицированных кадров, преемственного обучения молодых специалистов.
Совершенно иная ситуация наблюдается в становлении информационно-аналитической службы. Она, как и все новое, формируется трудно. Банки, впервые создающие такие службы, нередко оказываются перед проблемой - с чего начать и что анализировать? Специалисты, формирующие подразделение, отыскивают, как организовать работу. В специальной литературе, появившейся в последнее время, затрагиваются лишь частные вопросы анализа внутренних показателей банка. Отсутствие системности и комплексности в изложении аналитических разработок свидетельствует, что данное направление в нашей банковской практике находится еще в стадии становления.
К тому же, работа аналитического отдела по своим целям и задачам существенно отличается от деятельности других банковских служб. Дело осложняется тем, что традиционные службы обеспечивают проведение ежедневных технологических операций и продукты их работы - налицо также ежедневно. Результаты же деятельности аналитиков ощущаются не сразу, и может пройти немало времени, прежде чем служба внесет ощутимый вклад в результаты работы банка.
Анализ деятельности банка представляет собой многомерную задачу, при решении которой необходимо провести анализ различных сторон деятельности банка, его финансового состояния. В процессе анализа основным объектом исследования выступает вся его совокупная коммерческая деятельность.
Содержание анализа определяется особенностями исследуемого объекта и целевыми установками. Объектом может быть любая структурная единица. Содержание анализа, последовательность его этапов зависят от цели, задач, условий деятельности банка, особенностей рынка. В обобщенном виде в содержание анализа входят:
1) выдача задания на проведение анализа;
Информация о работе Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка