Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:14, курсовая работа
Целью исследования является обобщение теоретических основ техники составления и содержания отчета о прибылях и убытках и практических подходов к заполнению отчетности.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
- изучить экономическую сущность управленческого учета;
- проанализировать взаимосвязь управленческого учета и финансового учета и их оптимальное соотношение.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..…3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА….......4
1.1 Содержание и назначения управленческого учета…..................................5
1.2 Предмет, объект, методы и способы управленческого учета………….....8
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА И ИХ ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ……………….……………....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………….….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……25
- производственные трудовые
ресурсы – численность
Данный подход к объединению объектов первой группы принципиально не отличается от традиционного бухгалтерского. Между тем ресурсы представлены: производственными запасами на центральных складах, в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции [8].
Вторая группа объектов сформирования с использованием процессного подхода. Его сущность заключается в том, что производственными ресурсами и деятельностью управляют как отдельными процессами.
Ко второй группе объектов относятся хозяйственные операции, объединенные по следующим видам деятельности:
- снабженческо-заготовительная
– приобретение, хранение, обеспечение
производства сырьевыми
- производственная – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операций по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;
- финансово-сбытовая – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, со-действующие росту объема продаж, начиная от рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями и сервисным обслуживанием своей продукции; контроль качества выпускаемых изделий;
- организационная – создание
организационной структуры
Третья группа объектов учета при «процессном подход» их формирования выступает в виде показателей, характеризующих результат хозяйственных операций, и потому в управленческом учете они должны отражаться одновременно с использованием ресурсов и получением продукта как результата совокупности процессов [6].
В системе управленческого учета его объекты имеют определенное специфическое отражение. Прежде всего производственные ресурсы отражаются по состоянию, в движении, по целесообразности использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
Совокупность различных приемов и способов, посредством которых в системе управленческого учета отражаются объекты предприятия, называются методами управленческого учета [6]. Он состоит из следующих элементов:
- документации;
- инвентаризации;
- оценки;
- группировки и обобщения;
- контрольных счетов;
- нормирования, планирования, прогноза;
- контроля и анализа.
Документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет обеспечивает: функционирование оперативно-календарного планирования, контроли и диспетчеризации хода производства и решение каждой учетной задачи производства с полной увязкой комплекса задач оперативного учета между собой и с задачами оперативно-календарного планирования; сопоставление данных учета выработки и начисления заработной платы; выявление и оценку незавершенного производства; упорядочение и унификацию первичной документации на основе единого для финансового и управленческого учета документооборота; строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов и соответствием размера оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции [11].
Следовательно, документация в управленческом учете имеет такое же значение, как и в финансовом, поскольку она необходима для выполнения учетом его контрольной, информационной и аналитической функций.
Инвентаризация — способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют Отклонения от учётных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищение. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учётной информации.
Группировка и оценка, использование контрольных счетов — способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учёта считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.
Контрольные счета — составная часть элемента классификации позволяющая хранить информацию. Система контрольных счетов выступает связующим звеном физического и управленческого учёта и позволяет установить полноту и правильность учётных записей Контрольный счет - это итоговый счет, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Так записи, произведенные в карточках складского учёта, должны соответствовать хронологическим записям в журнале регистрации операций, накопительным ведомостям в разрезе наименований материалов и контрольному счету, куда заносят итог всех операций, систематизированных по определенному признаку в накопительной ведомости.
Планирование, нормирование и лимитирование - входят в систему управления предприятием. Планирование — непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего, использует методы выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогда эффективно, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности. Анализ проводится по данным информации, сгруппированной и обработанной в соответствии с целями управления в управленческом учёте [7].
Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.
Без нормативного хозяйства невозможна организация системы управленческого учёта и контроля за состоянием запасов и фактических затрат. Нормы как основа системы, контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям.
Как показывает опыт создания нормативной базы, основой для планирования, организации и учёта производства являются технологические расчеты. Нормативные технологические показатели увязывают технико-экономическое планирование с оперативно-производственным еще на стадии технической подготовки производства Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учёта производства, что в немалой степени способствует сопоставимости показателей нормирования, планирования, учёта по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базу производственного учёта, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования.
Таким образом, нормы могут быть использованы при планировании,
поскольку они выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты.
Лимитирование - первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит — установление границ выдачи, исходя из нормы расходов ресурсов на единицу продукции, установленной технологической документацией, и планируемой производственной программы каждому производственному подразделению.
Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цехом, но и из учётных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учёта лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.
Анализ - в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учёта взаимодействует практически со всеми остальными составляющими. В сферу изучения попадает как производственная деятельность всего предприятия, так и отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.
Контроль — завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную ин формацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности [4].
В заключение следует отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решете целей управления.
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА И ИХ ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ
Взаимодействие управленческого и финансового учета достигается на основе преемственности и комплексного использования данных первичного учета, единства норм и нормативов, а также нормативно-справочной информации, дополнения одного вида учета показателями другого, однократной фиксации всей исходной переменной информации в первичном учете, взаимопроникновения методов или их элементов, приближения учетных процедур к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового учета производства при проектировании или совершенствовании систем управления.
Данные первичного учета необходимы как для планирования, контроля и принятия управленческих решений, так и для финансового учета. Однако управленческий учет требует дополнительного объема информации, чем та, которая используется для составления финансовых документов.
Рассматривая бухгалтерский учет как систему, следует заметить, что в обоих ее компонентах присутствуют одни и те же хозяйственные операции. Так, учет затрат в незавершенное производство организуется в бухгалтерском финансовом учете в суммовом выражении. В бухгалтерском управленческом учете производства на основе выявленных в натуральном выражении остатков незаконченного производством продукта происходит их оценка путем калькулирования. Бухгалтерский финансовый учет использует остатки незавершенного производства для определения величины затрат, включаемых в себестоимость продукции, и исчисления финансовых результатов. Управленческий учет обрабатывает эту информацию для расчета себестоимости и рентабельности каждого вида выпущенной и реализованной продукции.
Следующим моментов, подтверждающим взаимодействие двух компонентов бухгалтерского учета, является оценка. Все активы общества отражаются в финансовом учете в стоимостном измерении. При принятии к учету имущества оно оценивается по стоимости приобретения или изготовления. Последняя в свою очередь рассчитывается в системе управленческого учета. В этой оценке активы принимают на учет и показывают в балансе общества.
Оба вида учета играли и играют регулирующую роль в управлении общества и предусматривают существование прямых и обратных связей при выполнении наблюдения, измерении различных характеристик деятельности общества и ее отдельных частей, обработке информации по данным первичной документации.
Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной.
Рисунок 1-Взаимосвязь управленческого и финансового учета.
- финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга (Вариант 1);
-часть данных в финансовом
и управленческом учете
- управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую, в том числе и финансовый учет, последний вариант редко встречается в российских компаниях ( Вариант 3).
Таким образом, примерная схема взаимодействия финансового и управленческого учета может выглядеть следующим образом:
Информация о работе Содержание и назначения управленческого учета