Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 21:00, контрольная работа
Цель контрольной работы - изучение методологических и организационных подходов к построению и функционированию целостной системы прогнозирования и планирования национальной экономики.
Задачи контрольной работы – выявить основные характеристики планирования, методы планирования.
Введение……………………………..…….........................................................................5
1. Теоретические аспекты прогнозирования и планирования социально-экономических процессов: Система методов реализации плановой деятельности: понятие, состав и специфика применения
1.1. Методы планирования: понятие и классификация. Сущность и основные черты балансового метода, нормативного метода планирования и программно-целевого метода планирования…………………………………………………………… 7
1.2. Классификация планирования………………………………………………... 11
1.3. Принципы и виды планирования……………………………………………… 12
Выводы по первой главе…………………………………………………………..… 17
2. Аналитические аспекты прогнозирования и планирования социально-экономических процессов: организационно-правовая оценка формирования и функционирования системы прогнозирования и планирования в Российской Федерации……………………………………………………………………………………. 19
Выводы по второй главе…………………...………………………………….......... 30
3. Практические аспекты прогнозирования и планирования социально-экономических процессов: инструментарий прогнозно-плановых исследований и его использование для решения задач регулирования социально-экономического развития …………………………………………..…....................................................... 31
Выводы по третьей главе……...……………….…………...………………...…….......... 32
Заключение………………………………...………...…………………………………….... 30
Список использованной литературы...………………………………
- конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации принятых решений в отдельных звеньях предприятия
Основная задача планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно, найти при данных условиях и ресурсах рациональное решение задач, стоящих перед организацией.
2. Аналитические аспекты
прогнозирования и
Целью работы является анализ государственного стратегического планирования в Российской Федерации.
К задачам можно отнести определение эффективного прогнозирования и планирования в Российской Федерации с наибольшей экономической отдачей, выявление резервов в получении дополнительной прибыли.
В ходе осуществления экономических реформ в России началась разработка
прогнозов и программ, как на государственном, так и на региональном уровнях. В этих целях был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995г. № 115-ФЗ.
Разработка прогнозов социально-экономического развития осуществляется в целом по стране и по отдельным регионам федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации. Предложения по прогнозу представляются ими в Министерство экономики РФ, которое разрабатывает и представляет прогноз социально-экономического развития страны в Правительство РФ. Министерство экономики РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ разрабатывает и представляет в Правительство РФ сценарные условия функционирования экономики страны в течение прогнозного периода, содержащие основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, приоритеты социально-экономической политики.
После рассмотрения Правительством РФ сценарных условий Министерство
экономики РФ представляет в Министерство финансов РФ объемы и динамику валового внутреннего продукта на прогнозный период; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ и услуг; объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования (в том числе за счет средств федерального бюджета); расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли; показатели экспорта и импорта; прогноз валютного курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ; проектировки основных характеристик сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.
Кроме сценарных условий, Министерство экономики РФ доводит до разработчиков прогноза (министерств, ведомств, регионов) соответствующие формы и показатели, а также методические рекомендации по формированию отдельных показателей и разделов прогноза социально-экономического развития на определенный период.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2001—2011 гг. формируется по 14 разделам:
демографические показатели;
основные общеэкономические
промышленность;
агропромышленный комплекс;
транспорт и связь;
малое предпринимательство;
инвестиции;
финансы;
труд;
денежные доходы и расходы населения;
потребительский рынок;
развитие отраслей социальной сферы;
охрана окружающей среды;
внешнеэкономическая деятельность.
Показатели прогноза учитывают те изменения, которые произошли в системе
показателей в связи с переходом к системе национальных счетов и с реформированием экономики. В частности, в системе общеэкономических показателей используются показатели валового внутреннего продукта и валового регионального продукта. В разделах «Промышленность», «Агропромышленный комплекс» постановления Правительства Российской Федерации «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и проекта федерального бюджета на 2011 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2011 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2011 года» объемы производства продукции показаны по предприятиям разных форм собственности, здесь же приводятся показатели спроса внутреннего рынка на продукцию производственно-технического назначения, сельскохозяйственную продукцию, а также продукцию перерабатывающей промышленности АПК. В разделе «Малое предпринимательство» по отраслям экономики отражаются показатели среднесписочной численности работников малых предприятий, объем произведенной ими продукции (работ, услуг), объем капитальных вложений малых
предприятий, балансовая прибыль или убыток от их деятельности.
В формах прогноза социально-экономического развития России на период 2001—2011 гг. для анализа сложившейся ситуации и расчета темпов роста на перспективу предусмотрены сведения по показателям соответствующих разделов.
Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации целиком и полностью опирается на федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», который является правовой основой для построения, разработки, и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны.
В последнее время необходимость
формирования системы стратегического
планирования значительно повысилась
в силу того, что решения в оборонной,
социальной, технологической и
Возникла необходимость в наборе управленческих инструментов, которые позволяют:
- развертывать долгосрочные решения в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;
- балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);
- четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;
- обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
Система государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации – это и есть упорядоченный набор таких инструментов.
Целями создания системы являются:
Выделяют основные функции системы государственного стратегического планирования:
Предметом правового регулирования законопроекта являются «общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования»2.
Законопроект регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования.
Участниками регулируемых данным законопроектом отношений являются Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В законопроекте закреплены полномочия всех участников государственного стратегического планирования в процессе государственного стратегического планирования социально-экономического развития в Российской Федерации.
В случае принятия законопроекта участники государственного стратегического планирования будут обязаны: использовать механизмы государственного стратегического планирования, устанавливаемые законопроектом в зависимости от уровня управления; обеспечить взаимоувязку и соподчиненность используемых инструментов государственного стратегического планирования между собой; осуществлять стратегический контроль достижения плановых показателей деятельности.
Предлагаемый законопроектом
подход к формированию системы государственного
стратегического планирования базируется
на опыте и достижениях
Последствиями принятия законопроекта станут:
- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей
- создание условий для достижения целей социально-экономической развития Российской Федерации в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики;
- повышение исполнительской дисциплины в связи с введением обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников процесса государственного стратегического планирования.
- увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов государственной власти;
Выводы по второй главе
Для того, чтобы реформы в России оказались результативными и ее экономика вышла из кризиса, необходимо, прежде всего изучать методы государственного регулирования социально-экономических процессов, посредством которых возможно проведение активной государственной экономической политики. Ее осуществление подразумевает «упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения»3.
Главной отличительной чертой современной рыночной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. В настоящее время нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет. Одними из важнейших рычагов государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития.
Необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена прежде всего: деятельностью государства как субъекта рыночных отношений; неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в период кризисов; общественным характером производства; усложнением международных, межотраслевых и региональных связей; необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций;
Федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации является основой для принятия решений государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющий решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. Определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Правительство Российской Федерации
обеспечивает разработку государственных
прогнозов социально-
Прогнозы социально-