Система бухгалтерского учета материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, главная цель работы – исследование системы бухгалтерского учета материально-производственных запасов на примере предприятия ОАО «Кировский маргариновый завод».

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «материально-производственные запасы», особенности учета поступления и хранения, классификацию МПЗ.

2. Исследовать документальное оформление отпуска МПЗ со склада, провести сравнительный анализ складского и бухгалтерского учета запасов.

3. Обработать результаты исследования, сформулировать выводы и рекомендации.

Оглавление

Введение 2
1. Учет материально-производственных запасов 5
1.1 Общая характеристика, классификация и оценка материально-производственных запасов 5
1.2 Документальное оформление учета материально-производственных запасов 16
1.3 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 20
2. Краткая характеристика ОАО «Кировский маргариновый завод» 27
3. Организация учета материально-производственных запасов на ОАО «Кировский маргариновый завод» 34
3.1 Анализ внутренних документов 34
3.2 Документальное оформление учета материально-производственных запасов 36
3.3 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 40
Заключение 46
Список литературы 48

Файлы: 1 файл

Учет МПЗ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     Можно сделать вывод, что оборотные  средства на предприятии используются неэффективно, т.к. коэффициент оборачиваемости понизился, а продолжительность одного оборота в днях увеличилась.

      Оценивая  эффективность использования оборотного капитала, можно отметить снижение рентабельности текущих активов. Все  это связано со снижением прибыли от продаж в 2009 году.

     Далее рассмотрим эффективность использования  трудовых ресурсов предприятия (Приложение 6). К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

     В 2009 году на предприятии была проведена оптимизация процессов, в результате численность персонала снизилась до 428 человек. В то же время заработная плата по сравнению с 2008 г.выросла на 21,5 % и составила в 2009 году 16505,7 рублей.  Из Приложения 6 видно, что производительность труда постепенно повышается с 1711,2 тысяч рублей на одного работника в 2007 году до 2646,2 тысяч рублей в 2009 году. Рост производительности труда в 2009 году по сравнению с 2007 годом составил 54,6%. Трудоемкость производства продукции осталось на прежнем уровне (0,001 человеко–часов/ рублей). Можно сделать вывод, что трудовые ресурсы используются эффективно, и предприятие старается стимулировать трудовую эффективность работников.

      Общий фонд оплаты труда постепенно увеличивается. В 2008 году по сравнению с 2007 годом ФОТ увеличился на 9280,2 тысяч рублей. В 2009 году составил 2674 тысяч рублей.

     Самым главным при оценке  хозяйственной  деятельности предприятия является оценка его финансовых результатов, так как основной целью предприятия является получение прибыли. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Кировский маргариновый завод» за 2007-2009 годы представлены в Приложении 7.

     Из  данной таблицы видно, что в течение  трех лет стоимость реализованной  продукции  постепенно увеличивалась с 770024,0 тыс. руб. в 2007 году до 1132572,0 тыс. руб. в 2009 году. Рост выручки составил 47,1%. Рентабельность продаж снизилась с 15,1% в 2007г до 9,7% в 2009г. В 2008г. По сравнению с 2007 годом прибыль от продаж уменьшилась на 42 %., в основном за счет повышения цен на закупаемое основное сырье – масло подсолнечное. Так как производимая продукция – фасованное масло подсолнечное, маргарины являются социально значимыми продуктами для населения цены на продукцию поднимались в меньшей пропорции, чем росли на сырье. В 2009 г. По сравнению с 2008 годом прибыль от продаж увеличилась на 62 %. Увеличение прибыли произошло в основном за счет внедрения на предприятии проекта ”Управление (снижение) затрат”, целью которого было разработать и внедрить систему контроля и снижения затрат , связанных с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и благоприятной конъюнктурой цен на масложировое сырье с октября месяца 2008 года.

     Уровень рентабельности совокупного капитала уменьшился, это говорит о том, что он используется неэффективно. Оборотные средства не используются для повышения эффективности завода.

     К управленческим относятся расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью  предприятия: на содержание отдела кадров, юридического отдела; на освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, а также на командировки, услуги связи и прочие аналогичные этим расходы.

     А коммерческие расходы – это расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товаров: расходы на упаковку изделий; по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в транспортные средства; комиссионные сборы, уплачиваемые посредническим организациям; затраты на хранение продукции; на рекламу, на представительские и другие аналогичные по назначению расходы.

     Коммерческие  и управленческие расходы завода возрастают с каждым годом. Управленческие расходы в 2009г. Возросли на 39,5% по сравнению с 2007г., а коммерческие – на 33,7.

 

      3. Организация учета материально-производственных  запасов на ОАО «Кировский маргариновый завод»

     3.1 Анализ внутренних документов 

      Бухгалтерский учет на предприятии ведется на основании  Приказа об учетной политике № 213 от 29 декабря 2008 г. ”Об утверждении  изменений и дополнений в  Положения  об учетной политике 2008 года для целей бухгалтерского и налогового учета  на 2009 год”. Учетной политикой предусмотрено ведение бухгалтерского учета в соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика содержит организационные, технические и методические аспекты ведения бухгалтерского и налогового учета, а также утвержденные приложения.

      Бухгалтерский учет осуществляется структурным подразделением организации – бухгалтерией, число  сотрудников бухгалтерии -10 человек.

      В разделе “Организационно- технические аспекты учетной политики “ утверждена структура бухгалтерии, Положение о бухгалтерии, рабочий план счетов, формы первичных документов, используемых в деловом обороте организации помимо унифицированных форм, схема документооборота, утвержден перечень должностных лиц , имеющих право подписи первичных документов, определены сроки сдачи бухгалтерских регистров и оперативной отчетности, разработано положение о коммерческой тайне, сроках хранения документов, утверждены формы годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности, приложены приказы о сроках проведения инвентаризации имущества предприятия и финансовых результатов.

      Активы  организации, отвечающие условиям признания  основными средствами,  первоначальная стоимость которых не превышает 20 тысяч рублей  за единицу,  отражаются в составе МПЗ на счетах 10/92 “Материалы до 20000 руб. на складе”, 10/93 “ материалы  до 20000 руб. введенные”. В целях обеспечения сохранности таких объектов ведется забалансовый учет в течение срока полезного использования.

     Основными задачами бухгалтерского учета являются: оформление полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении; обеспечение  контроля за использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в  соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности; выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

     Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации формируется на основании Нового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г.№ 944 ОАО «Кировский маргариновый завод» рабочий план счетов и инструкции к его применению, а также предприятие при необходимости может самостоятельно уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, вводить дополнительные субсчета. Обработка учетной информации производится с применением автоматизированного учета. Общество пользуется программой 1С: Предприятие 8.1. Используются типовые формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций. В процессе работы предприятия и выявлении необходимости создания не предусмотренных типовых форм для удобства оформления хозяйственных операций, организация в праве разработать такие документы, дополнительно утвердить их приказом руководителя, требования по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию, службу документов и сведений обязательны для всех сотрудников организации. Первичный учетный документ составляется в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции.

     Бухгалтерский учет ведется на основании журнально-ордерной системы. Подотчетные лица отчитываются в течении 30 дней с момента получения подотчетных сумм, но не позднее 5-го числа следующего за отчетным периодом (подотчетные лица устанавливаются отдельным приказом руководителя). Учет расчетов с работниками по суммам выданным им в подотчет, на административно-хозяйственные и операционные расходы ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Инвентаризация в Обществе материальных ценностей на балансе, производится один раз в год в период ноябрь-декабрь месяц. Инвентаризацию кассы проводят не реже одного раза в квартал, а также в случае передачи денежных средств другому материально-ответственному лицу. Оформляется приказом руководителя, с назначением ответственных лиц за исполнение надлежащим образом задания по проведению инвентаризации. Согласно учетной политике предприятия материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). Проценты транспортно-заготовительных расходов, исходя из особенностей времени обработки бухгалтерских данных, исчисляются из данных предыдущего месяца.

     В качестве материально-производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при оказании услуг; используемые для  управленческих нужд, кроме активов, используемых при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд в течение периода превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев или характеризуемый как незавершенное производство. 

    1.  Документальное оформление учета материально-производственных запасов

     Первичные документы по поступлению производственных запасов в ОАО «Кировский маргариновый завод» являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов. Первичные документы по движению материалов в Обществе тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета.

     Контроль  правил оформления движения материальных ресурсов осуществляет главный бухгалтер. Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу сервисного обслуживания. С этой целью в ней ведутся ведомости учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. Д. Порядок оформления поступления на предприятие материалов представлен в приложении 8. Покупатель одновременно с отгрузкой продукции высылает поставщику расчетные и другие сопроводительные документы – платежное поручение, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную (Приложение 9) и т. Д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по сервисному обслуживанию, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию. В службе сервисного обслуживания производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте.

     Также, служба сервисного обслуживания осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. В примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта. Проверенные платежные требования передают из службы сервисного обслуживания в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – сервисному специалисту для получения материалов. Сервисный специалист принимает непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику. Принятые грузы сервисный специалист доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Если подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги, то товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица (Приложение 10). Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом).

     Если  перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в  качестве первичного документа применяют  товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной и счета – фактуры. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов. Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

     Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших в Общество без счета поставщика (неотфактурованные поставки). Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов. Так для получения ГСМ выписывается заявка на получение ГСМ (приложение 11).

     Для обеспечёния контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующиё организационные мероприятия. Все службы предприятия имеют список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их. Отпускаемые материалы точно взвешиваются, измеряются и подсчитываются. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит, прежде всего, от организации производства, направления расхода периодичности их отпуска. Расход материалов, отпускаемых на ремонт и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами (Приложение 12) . Их выписывает сервисный отдел в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой — складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Информация о работе Система бухгалтерского учета материально-производственных запасов