Сходства и различия международного и национального стандартов учета, раскрывающих основные требования к ведению бухгалт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:26, реферат

Краткое описание

Принимаются Министерством финансов РФ. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.
В 1998 г в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. В частности, рассматриваются проекты новых стандартов финансовой отчетности, соответствующих МСФО.

Файлы: 1 файл

Реферат МСУ иФО.docx

— 28.45 Кб (Скачать)

Качественные характеристики

А теперь рассмотрим основные качественные характеристики информации, раскрываемой в финансовой отчетности (Приложение 9).

В МСФО согласно п. 24 Принципов качественные характеристики являются атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей. Определены четыре основные качественные характеристики: понятность, уместность, надежность и  сопоставимость.

В соответствии с МСФО понятность информации отождествляется с ее доступностью для понимания пользователями. В российском законодательстве критерий понятности информации четко не определен.

Согласно  МСФО информация признается уместной, если она позволяет влиять на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, а также подтверждать либо корректировать ранее сделанные оценки. Уместность информации определяется исходя из двух критериев - существенности и своевременности.

В российских нормативных актах данная качественная характеристика не сформулирована. Ее содержание раскрывается только в Концепции  бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997). Согласно п. 6.2 Концепции "информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки".

Таким образом, подход к такой качественной характеристике информации, как уместность, сформулированный в Концепции, в целом соответствует международным подходам. Однако сама Концепция не является нормативным актом по бухгалтерскому учету. При этом РСБУ, не определяя уместность в качестве одной из характеристик информации, раскрываемой в отчетности, достаточно четко указывают каждую из ее составляющих.

Так, п. 7 ПБУ 1/98 сформулировано требование своевременности, которую должна обеспечивать учетная политика. Аналогичное определение своевременности содержится и в МСФО.

Что касается критерия существенности, то согласно содержанию российских нормативных актов по бухгалтерскому учету ее можно рассматривать в двух аспектах: как нормативно определенную и как оценочную характеристики. А согласно МСФО критерий существенности раскрывается через два аспекта: пренебрежение незначительными (маловажными) событиями и отражение всех важных событий.

Сущность  такой качественной характеристики отчетности, как надежность, МСФО определяют через понятие достоверности информации: "Информация признается достоверной, если она правдиво во всех аспектах отражает хозяйственную деятельность предприятии, а также не содержит существенных ошибок (искажений) и необъективных оценок". Российскими нормативными актами требования в отношении надежности информации не сформулированы. Однако Концепция определяет надежность как отсутствие существенных ошибок. Кроме того, чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.

Таким образом, подход к характеристике надежности информации, сформулированный в Концепции, в целом соответствует международным  подходам.

Что касается нормативных актов, то они затрагивают  рассматриваемую характеристику лишь косвенно.

Согласно  МСФО достоверность информации обеспечивается совокупностью пяти признаков: правдивое  представление; преобладание сущности над юридической формой; нейтральность; осмотрительность; полнота. В российских нормативных актах такие характеристики, как полнота, осмотрительность и  преобладание сущности над юридической  формой, сформулированы, в частности, в п. 7 ПБУ 1/98 в качестве основных требований к учетной политике организации.

Элементы финансовой отчетности

Элементы  финансовой отчётности – это экономические  категории, которые связаны с  предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности: активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы. Их определения в соответствии с МСФО были даны выше.

В системе  бухгалтерского учета Российской Федерации  приводится такой же перечень элементов, характеризующих финансовое положение, как и в МСФО, однако формулировки гораздо короче, чем в МСФО, и  не содержат пояснений и примеров. Наглядно различия между трактовкой элементов финансовой отчетности в  МСФО и РСБУ представлены в Приложении 10.

Состав финансовой отчетности

В Приложении 11 приведено сравнение состава  финансовой отчётности, которую должны предоставлять организации в  соответствии с МСФО и российским законодательством.

Состав  отчетности по российскому законодательству приведен в соответствии с нормативными актами Министерства финансов РФ. Следует  отметить, что Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» предусматривает  следующий состав бухгалтерской  отчетности:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  • пояснительная записка.

Таким образом, федеральным законодательством  отчет об изменениях капитала и отчет  о движениях денежных средств  рассматривается как часть приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Необходимо  отметить различие в терминологии: международные стандарты – это  стандарты финансовой отчетности, в  то время как в российской практике отчетность называется бухгалтерской.

Согласно  МСФО, финансовая отчетность включает следующие компоненты:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменениях капитала, показывающий:
  • все изменения в капитале; либо
  • изменения в капитале, отличные от операций с акционерами;
  • отчет о движении денежных средств; и
  • пояснения, включающие существенные положения использованной для подготовки финансовой отчетности учетной политики и прочие примечания (п.8 МСФО 1).

Таким образом, по поводу состава финансовой отчетности между МСФО и российскими стандартами  существуют следующие различия:

  1. В системе МСФО, в отличие от РПБУ, не существует определения формы бухгалтерской отчетности.
  2. В МСФО 1, в отличие от РПБУ, предусмотрено два варианта представления отчета об изменениях капитала: (а) отчет, показывающий все изменения в капитале; (б) отчет, не включающий операции с акционерами по вкладам в капитал и выплате дивидендов.
  3. В российской системе регулирования бухгалтерского учета в отличие от МСФО существует требование составления Приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5), а также Отчета о целевом использовании полученных средств (форма №6). В них приводится информация, которая согласно МСФО включается в пояснительные примечания к финансовой отчетности.

МСФО не устанавливает прямого  требования об обязательном включении  в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  отчетности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

    1. Федеральный закон РФ от 21.11.96 №129-ФЗ (ред. от 03.11.2006 N 183-ФЗ) «О бухгалтерском учете».
    2. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.
    3. Положения по бухгалтерскому учету
    4. Международные стандарты учета и финансовой отчетности : 
      учебное пособие / Штурмина, О. С. ,Ульяновск : УлГТУ, 2010.
    5. Международные стандарты финансовой отчетности, Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Омега-Л,2011.
    6. http//www.gaap.ru – Проект, предоставляющий материалы по теории и практике финансового и управленческого учета, международным и национальным стандартам.
    7. http//www.consultant.ru – Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
    8. http//www.minfin.ru Министерство финансов РФ.

Информация о работе Сходства и различия международного и национального стандартов учета, раскрывающих основные требования к ведению бухгалт