Розничная торговля, структура товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 07:17, курсовая работа

Краткое описание

Суть и принципиальное преимущество подобного определения заключаются в подчеркивании и усилении значения коммерческой деятельности предприятия, являющейся важнейшей составляющей всей системы его функциональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Оглавление

Введение
1. Сущность и роль розничной торговли в рыночной экономике
2. Экономическое содержание оборота розничной торговли
3. Факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли
4. Организация коммерческой работы на розничном предприятии
5. Мерчендайзинг
6. Резервы роста оборота розничной торговли
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_3.docx

— 46.07 Кб (Скачать)

 

Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах - фактических  продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость.

 

Обязательным признаком  операции, относимой к розничной  торговле, является наличие кассового  чека (документов строгой отчетности, приравниваемым к чекам).

 

Оборот розничной торговли относится к числу важнейших  показателей экономического развития страны. В нем проявляются основные народнохозяйственные пропорции, структура  валового внутреннего продукта, распределение  национального дохода и т.д. Объем  розничной продажи товаров оказывает  большое влияние на денежное обращение  в стране, так как выручка торговых организаций составляет важную часть  налично-денежного обращения. В результате продажи товаров населению возмещаются  произведенные затраты и реализуется  вновь созданная стоимость, что  дает возможность для дальнейшего  роста производства.

 

В зависимости от организационных  форм продажи потребительских товаров  оборот розничной торговли торгового  предприятия подразделяется на продажу  товаров в розничной торговой сети (магазинах, мелкорозничной сети) и продажу товаров помимо розничной  торговой сети (на аукционах, на складах  промышленных и оптовых предприятий  с оплатой через кассы розничных  торговых предприятий и т.п.). Состав розничной продажи товаров помимо торговой сети определяется специальной  инструкцией по учету оборота  розничной торговли.

 

В зависимости от состава  конечных потребителей выделяют следующие  формы оборота розничной торговли: продажа товаров непосредственно  населению; продажа товаров из розничной  торговой сети организациям, учреждениям  и предприятиям в порядке мелкого  опта (мелкооптовый оборот). Мелкооптовый оборот занимает обычно небольшой удельный вес в общем объеме оборота  розничной торговли торговых предприятий  и учитывается отдельно.

 

В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе оборота розничной  торговли выделяют следующие формы: продажа товаров с немедленной  их оплатой; продажа товаров в  кредит (порядок такой продажи  регулируется специальными правилами). Вне зависимости от установленных  сроков расчетов сумму проданных  в кредит товаров включают в состав оборота в момент их реализации.

 

В зависимости от форм денежных расчетов оборот розничной торговли подразделяется на продажу товаров  за наличный расчет и продажу товаров  по безналичному расчету (включая использование  различных кредитных карточек).

 

3. Факторы, формирующие  объем и структуру оборота  розничной торговли

 

Факторы, воздействующие на цикличность развития экономической  системы могут быть объединены в две группы экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

 

Один из главных экзогенных факторов связан с теорией недопотребления. Начало которой положили известные экономисты Т. Мальтус и Ж. Сисмонди. Эти экономисты и их последователи обращали внимание на отставание потребляемого дохода от произведенного, на отставание роста заработной платы от роста цен. Все они обвиняли капитализм в плохой системе распределения доходов, выгодной для прибыли и не выгодной для заработной платы. В связи с этим, они отмечали, что потребление отстает от инвестирования.

 

Другим серьезным экзогенным фактором, воздействующим на цикличность  и кризисы, является движение кредита. В фазе процветания банки расширяют  кредит, это сопровождается ростом цен и искусственным увеличением  емкости рынка сбыта. У банков возникает разрыв между величиной  обязательств, подлежащих оплате по предъявлению, и ликвидными запасами. Чтобы устранить  этот разрыв банки ограничивают кредит и повышают ставку процента. Это и вызывает кризис, который оздоровляет рынок.

 

К другим внешним факторам можно отнести следующее:

 

1) личное потребление,  сокращение или возрастание которого  сказывается на объёмах производства  и занятости;

 

2) инвестирование, т.е. вложение  средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;

 

3) экономическую политику  государства, его прямое или  косвенное воздействие на производство, спрос и потребление.

 

К другим внешним экзогенным факторам относятся:

 

1) войны, революции и  другие политические потрясения;

 

2) открытия крупных месторождений  нефти, золота, урана;

 

3) освоение новых территорий  и связанная с этим миграция  населения;

 

4) колебания численности  населения земного шара;

 

5) мощные прорывы в  технологии, изобретения и инновации,  позволяющие коренным образом  изменить структуру общественного  производства.

 

При всей множественности  точек зрения большинство экономистов  сходится на том, что фактором, непосредственно  определяющим уровни производства и  занятости, является уровень общих  или совокупных расходов. Поэтому  политика, направленная на сглаживание  цикличности и ослабление интенсивности  кризисов или спадов, должна воздействовать на развитие экономики через совокупный спрос и совокупное предложение.

 

Факторный анализ предполагает выделение факторов, находящихся  в детерминированной и стохастической связи с объемом реализации. Для  изучения детерминированных моделей  могут применяться любые аналитические  приемы и способы, соответствующие  типу модели.

 

Факторы, связанные с товарными  фондами, влияют на объем оборота  розничной торговли через изменение  величины запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец  отчетного периода. Взаимосвязь  между ними выражается аддитивной моделью:

 

Nзап1 + Nп = Np + Nвыб + Nзап2, (1)

 

где Nзапl - запасы товаров на начало периода;

 

Nп - поступление товаров;

 

Nвыб - прочее выбытие товаров;

 

Nзап2 - запасы товаров  на конец периода;

 

Np - реализация товаров.

 

Балансовая модель (1) позволяет  определить любое слагаемое на основе остальных.

 

Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса  соответствующим образом влияет на объем оборота розничной торговли. Увеличение начальных запасов и  поступления товаров оказывает  положительное влияние на сумму  реализации товаров, их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации. Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров  положительно влияют на сумму реализации, их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода  отрицательно.

 

Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного  баланса измеряется способом абсолютным разниц или путем балансовой увязки, т.е. определения разницы между  фактическими и плановыми величинами.

 

В случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-факторами, представляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого  показателя-фактора можно исчислить  проще - методом балансовой увязки. Величина влияния определяется как  разность между фактическим и  плановым значениями показателя-фактора. Влияние:

 

начального запаса товаров: N1зап1 - N0зап1;

 

поступления товаров: N1п - N0п;

 

прочего выбытия товаров: N1выб - N0выб;

 

конечного запаса товаров: N1зап2 - N0зап2;

 

общее отклонение: N1p-N0p.

 

Методику расчета влияния  различных элементов товарного  баланса на объем оборота розничной  торговли можно использовать и применительно  к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.

 

Однако рассмотренная  модель не позволяет оценить влияние  эффективности использования товарных ресурсов на оборот. С этой целью  применяется другая модель - модель зависимости оборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:

 

Nр = Коб * Nзап, (2)

 

где Np - объем оборота розничной торговли;

 

Коб - коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период;

 

N зап - средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.

 

Ускорение товарооборачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж. Изучение причин, факторов, способствующих ускорению оборачиваемости, - самостоятельный раздел экономического анализа.

 

К третьей группе факторов, влияющих на объем оборота розничной  торговли, относятся трудовые факторы: численность работников, организация  и производительность труда.

 

Численность торговых работников - важный показатель торговли. Число  работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием  новых предприятий. Повышение эффективности  работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения  его производительности. Производительность труда в торговле определяется как  отношение объема оборота к среднесписочной  численности персонала. Факторная  модель имеет вид:

 

Nр = Ч * В, (3)

 

где Ч - среднесписочная численность  работников;

 

В - выработка.

 

Объем оборота розничной  торговли может быть выражен произведением  среднегодового количества рабочих  мест М, количества рабочих дней Тр, продолжительности рабочего дня tсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место Вч:

 

Nр = M*Tp*tсм*Bч. (4)

 

Четвертая группа факторов связана с использованием основных средств. В качестве показателей  для оценки эффективности использования  основных средств применяются:

 

нагрузка на 1 м2 товарной площади - Н;

 

фондоотдача основных средств - Fo. Соответственно факторные модели, являющиеся объектом

 

анализа, имеют вид:

 

Np=H*Птз, (5)

 

где Птз - площадь торгового зала;

 

Nр=S*F0,

 

где S - среднегодовая стоимость  основных средств.

 

Анализ факторных моделей  оборота позволяет оценить резервы  роста оборота торгового предприятия.

 

Изучение взаимосвязи  оборота и производительности труда, оборота и нагрузки на 1 м2 площади оборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться с применением корреляционно-регрессионного анализа

 

Кроме факторов, сгруппированных  по четырем направлениям, на оборот оказывает влияние множество других факторов или параметров, таких, как:

 

ценовая эластичность спроса;

 

расходы на рекламу;

 

расходы на сервисное обслуживание и т.д.

 

 

4. Организация коммерческой  работы на розничном предприятии

 

Розничные торговые предприятия  реализуют товары непосредственно  населению, то есть физическим лицам, применяя специфические способы и методы розничной продажи. Торговое обслуживание населения предполагает наличие  специально устроенных и оборудованных  торговых помещений, приспособленных  для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового  ассортимента и возможность его  оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета  покупательских запросов покупателей, умения предложить и продать товар  каждому конкретному человеку.

 

Эффективное проведение коммерческой работы возможно лишь при наличии  полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка, то есть социально-экономических, торгово-организационных и других условиях реализации товаров, сложившихся  в определенный период времени и  в конкретном месте. Для получения  такой информации необходим сбор сведений как о самом товаре, так и его производителе. Важно также владеть информацией о социальных, экономических, демографических и прочих факторах, определяющих спрос на товары, о покупательской способности населения. Наряду с этим необходимо иметь достоверную информацию о возможностях предполагаемых конкурентов, что позволит принять верные коммерческие решения и занять собственную нишу на рынке. Кроме того, информация о состоянии рынка способствует установлению рациональных хозяйственных связей, заключению и исполнению договоров с поставщиками товаров. Из услуг, которые может оказать торговое предприятие, отбирают только пользующиеся спросом у покупателей.

 

Коммерческая работа на предприятиях розничной торговли состоит из следующих  основных взаимосвязанных операций:

 

изучение и анализ спроса покупателей;

 

формирование ассортимента товаров;

 

управление товарными  запасами;

Информация о работе Розничная торговля, структура товарооборота