Российские стандарты аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:38, реферат

Краткое описание

Развитие аудита за рубежом и в России привело к необходимости унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться стандарты сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе. В основе современного аудита лежат теоретические концепции, предполагающие использовать постулаты, определяющие методологию аудита. Постулаты представляют собой научно обоснованные положения, регулирующие основные, важные моменты аудиторских стандартов.

Оглавление

Введение 3
Российские стандарты аудиторской деятельности 5
Заключение 13
Список используемой литературы 12

Файлы: 1 файл

Российские стандарты аудиторской деятельности.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение            3

Российские стандарты  аудиторской деятельности     5

Заключение           13

Список используемой литературы        12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие аудита за рубежом  и в России привело к необходимости  унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться стандарты сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе. В основе современного аудита лежат теоретические концепции, предполагающие использовать постулаты, определяющие методологию аудита. Постулаты представляют собой научно обоснованные положения, регулирующие основные, важные моменты аудиторских стандартов.

Организация аудиторской  деятельности в России формируется  с учетом опыта, сложившегося в мировой  практике. Для качественного проведения аудита важная роль отводится стандартам. Стандарты определяют требования к аудиторам, к общему подходу в отношении проведения аудиторской проверки, к отражению результатов проверки.

Значение аудиторских  стандартов заключается в том, что  они имеют следующие особенности:

  • обеспечивается при их соблюдении высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • определяют действия аудитора в конкретных условиях;
  • помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • облегчают работу аудиторов.

В России разработку аудиторских  стандартов (с учетом международных  стандартов) возглавляет научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ, который начал работы в данном направлении в 1993 г. Были выбраны десять стандартов, которые необходимо было разработать в первую очередь:

1. Основные принципы  аудита.

2. Цели и объем аудита  финансовых отчетов.

3. Отчет аудитора о  проверке финансовой отчетности.

4. Виды аудиторских  заключений.

5. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. 
6. Аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения).

7. Действия аудитора  при выявлении мошенничества  или ошибок.

8. Использование работы  эксперта.

9. информация для руководства.

10. Дата составления аудиторского отчета, события после составления баланса, обнаружение фактов после выпуска финансовой отчетности.

В целом предполагалось на основе стандартов, разработанных Международным комитетом по аудиторским стандартам, создать четыре группы российских аналогов:

1. Общие стандарты  аудита.

2. Рабочие стандарты аудита.

3. Стандарты отчетности.

4. Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российские  стандарты аудиторской деятельности

 

Стандарты аудита регулирую  профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении  аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты  формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов  аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

 На базе аудиторских  стандартов формируются программы  для подготовки аудиторов, а  также требования для проведения  экзаменов на право заниматься  аудиторской деятельностью. Аудиторские  стандарты являются основанием  для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты устанавливают  общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию  аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.  

Комиссия по аудиторской  деятельности при Президенте РФ избрала путь разработки самостоятельных правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартах аудита (МСА).

В конце 1993 г. были приняты  Временные правила аудиторской  деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), детально регламентирующих деятельность аудиторов. При разработке правил за основу был взят мировой опыт, т.е. материал, изложенный в МСА. Однако российские правила имели свою особенность. Они были схожи с МСА по идеям, но содержали отечественные инструкции по структуре. В них шире и подробнее раскрывались многие вопросы, которые могли вызвать непонимание в условиях становления российского аудита. Однако Временными правилами не было предусмотрено существование таких документов, как стандарты аудита. Последующими регламентирующими актами стандарты предусматривались, но порядок их вступления в силу, обязательность соблюдения, порядок контроля выполнения так и не были четко установлены, что дает основание считать их недостаточно легальными.

Правила (стандарты) аудиторской  деятельности (ПСАД) — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

ПСАД подразделяются:

— на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

— внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие  в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (Федеральный закон № 164-ФЗ).

Подготовка российских стандартов аудита была предусмотрена  техническим заданием проекта Тасис  «Реформа российского аудита». При этом предполагалось, что окончательное число подготовленных проектов документов и их конкретная тематика будет уточнена с бенефициаром (Минфином России) в рабочем порядке. Иностранные специалисты, работавшие по проекту (некоторые из них, например, участвуют в разработке национальных стандартов аудита Великобритании), потребовали максимального соответствия российских стандартов МСА с возможностью четкого объяснения всех расхождений конкретными особенностями национального законодательства.

Все стандарты в России могут быть разбиты на три группы:

— российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие  по содержанию к соответствующим  МСА;

— российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, имеющие  существенные отличия от МСА, аналогом которых они являются;

— российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие  аналогов в МСА.

Следует отметить, что  в ходе подготовки российских правил (стандартов) аудиторской деятельности ставилась цель — подготовить  пакет документов, основанный на системе документов МСА, поэтому стандарты, противоречащие международным, разрабатывать не планировалось. Тем не менее в силу различных причин некоторые российские документы, даже совпадающие по названию, содержанию и текстуально, имеют существенные отличия от своих международных прототипов.

Значительное число  российских правил (стандартов) не имеет  прямых аналогов в системе МСА.

Следует отметить, что  правила (стандарты) разрабатываются  небольшими партиями (по 4-5 не более). Это  связано с организационными проблемами их подготовки и финансирования. В настоящее время работа над стандартизацией аудита в России продолжается.

ФПСАД являются обязательными  для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

К настоящему времени  разработано и утверждено 34 ФПСАД:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди, 
утвержденные Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА

Соответствие МСА

№ 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

200

№ 2. Документирование аудита.

230

№ 3. Планирование аудита.

300

№ 4. Существенность в  аудите.

320

№ 5. Аудиторские доказательства.

500

№ 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

700



* Редакция - Постановление Правительства  РФ № 532 от 07.10.04

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди, 
утвержденные Постановлением Правительства РФ № 405 от 04.07.03

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА

Соответствие МСА

№ 7. Внутренний контроль качества аудита.

220

№ 8. Оценка аудиторских  рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

400

№ 9. Аффилированные лица.

550

№ 10. События после  отчетной даты.

560

№ 11. Применимость допущения  непрерывности деятельности аудируемого  лица.

570



 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей  очереди, 
утвержденные Постановлением Правительства РФ № 532 от 07.10.04

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА

Соответствие МСА

№ 12. Согласование условий  проведения аудита.

210

№ 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.

240

№ 14. Учет требований нормативных  правовых актов Российской Федерации  в ходе аудита.

250

№ 15. Понимание деятельности аудируемого лица.

310

№ 16. Аудиторская выборка.

530



Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди, 
утвержденные Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.04.05

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА

Соответствие МСА

№ 17. Получение аудиторских  доказательств в конкретных случаях.

501

№ 18. Получение аудитором  подтверждающей информации из внешних  источников.

505

№ 19. Особенности первой проверки аудируемого лица.

510

№ 20. Аналитические процедуры.

520

№ 21. Особенности аудита оценочных значений.

540

№ 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и  представителям его собственника.

260

№ 23. Заявления и разъяснения  руководства аудируемого лица.

580



 

 

 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности пятой  очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 523

от 25 августа 2006 г.

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА

Соответствие МСА

№ 24. Основные принципы федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться  аудиторскими организациями и аудиторами.

120

№ 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.

102

№ 26. Сопоставление данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

710

№ 27. Прочая информация в  документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

720

№ 28. Использование результатов  работы другого аудитора.

600

№ 29. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и  представителям его собственника.

610

№ 30. Рассмотрение работы внутреннего аудита.

920

№ 31. Компиляция финансовой информации.

930


Информация о работе Российские стандарты аудиторской деятельности