Ревизия операций с основными средствами ПК «Комплекс Сервис»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение проверки операций с основными средствами в ПК «Комплекс Сервис».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить экономическую сущность основных средств и значение их контроля в современных условиях развития экономики;
изучить нормативно-правовое обеспечение контроля операций с основными средствами в Республики Беларусь;
изучить приемы (способы) контроля, используемые при проверке операций с основными средствами;

Файлы: 1 файл

КР - ревизия операций с основными средствами.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Средства на возмещение затрат на приобретение и создание новых основных средств могут  получены только от реализации продукции, выпускаемой на предприятии. В стоимость  данной готовой продукции включается также частичное погашение стоимости  основных средств. Постепенное перенесение стоимости основных средств на готовую продукцию и накопление денежного фонда для замены изношенных объектов называется амортизацией.

Амортизация – это  систематическое разделение стоимости  основных средств, которые амортизируются на протяжении срока их полезного использования (эксплуатации).

Амортизации подлежат все  основные средства, кроме земли.

При определении срока  полезного использования объекта  основных средств, следует учитывать  такие факторы, как:

  • ожидаемое полезное использование объекта предприятием с учетом его мощности или продуктивности;
  • предполагаемый физический и моральный износ;
  • правовые или подобные ограничения использования основных средств.

Срок полезного использования  объекта основных средств пересматривается в случае изменения ожидаемых экономических выгод от этого объекта. Амортизация объекта основных средств начисляется исходя из нового срока полезного использования, начиная с месяца, наступающего за месяцем изменения срока полезного использования.

Начисление амортизации основных средств осуществляется на основании следующих методов:

  • прямолинейный;
  • уменьшения остаточной стоимости;
  • двойного уменьшения остаточной стоимости;
  • кумулятивный;
  • производственный [21, с. 122].

В бухгалтерском учете  основные средства учитываются по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств определяется на основании таких фактических затрат:

  • сумм, уплаченных в соответствии с договором, заключенным с поставщиком или продавцом;
  • сумм, уплаченных организациям за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретение основных средств;
  • регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, осуществленных в связи с приобретением (получением) основных средств;
  • уплаченных пошлин, налогов и других обязательных платежей, связанных с приобретением (созданием) основных средств, которые не возмещаются предприятию;
  • вознаграждения посредническим организациям, через которые были приобретены основные средства;
  • расходов на страхование рисков, связанных с доставкой основных средств;
  • расходов на установку, монтаж, настройку и налаживание основных средств;
  • административных и других расходов, непосредственно связанных с приобретением (созданием) основных средств и приведением их в рабочее состояние [20, с. 261].

Учет основных средств  ведется в денежном выражении, что  позволяет определить его структуру, динамику, стоимость на данный момент, суммировать виды основных средств, определять размер амортизационных  отчислений.

Однако оценка основных средств в денежном выражении не дает представления о техническом его состоянии, не позволяет определить производственную мощность предприятия и составить баланс машин и оборудования. Для этих целей учет основных средств производится в натуральном выражении (число единиц, вес, мощность) на основании составляемых актов приемки отдельных объектов, сдаваемых в эксплуатацию. На каждую единицу основных средств имеется инвентарная карточка, отражающая время постройки или приобретения, техническая характеристика, произведенные ремонты, степень износа и использования.

Для проверки состояния  основных средств в натуральном  выражении в конце года специально создается инвентаризационная комиссия.

Все указанные показатели стоимости используются для анализа  динамики, состояния и использования основных средств.

 

1.2 Нормативно-правовое обеспечение контроля операций с основными средствами

 

Под информационным обеспечением контроля понимается состав информации, используемой при выполнении контрольных работ и способов ее организации.

Информацию  можно подразделить на две группы:

  • нормативно-правовая информация;
  • информация проверяемого экономического субъекта и третьих лиц.

В составе нормативно-правовой информации можно выделить Конституцию, кодексы, законы, указы Президента, постановления Правительства, положения, методические указания, инструкции, письма, и др.

К основным средствам  относится довольно дорогостоящее  имущество со сроком эксплуатации больше одного года. Это имущество многократно  используется в производственном процессе. Основные средства составляют значительную долю в составе всего имущества организации и являются одним из главных технических ресурсов ее хозяйственной деятельности. Таким образом, необходимо осуществлять строгий контроль за учетом и использованием основных средств.

Операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях. Эти операции можно разделить на следующие группы:

  • операции по поступлению и выбытию основных средств;
  • операции по переоценке и амортизации основных средств;
  • операции по ремонту основных средств;
  • операции по аренде и лизингу основных средств;
  • отражение инвентаризации основных средств.

Все эти операции должны быть отражены в бухгалтерском  учете в строгом соответствии с нормативными актами. В своей  работе бухгалтер должен руководствоваться следующими нормативными актами Республики Беларусь:

1. Закон Республики  Беларусь «О бухгалтерском учете  и отчетности» от 18.10.1994 № 3321-XII (в редакции Закона от 26.12.2007 № 302-З).

2. Постановление  Министерства финансов Республики  Беларусь от 30.11.2007 № 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь».

3. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 № 127 «Об утверждении Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами» (в редакции постановления от 10.01.2009 № 3).

4. Постановление  Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.11.2006 № 199/139/185/34 «О порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования».

5. Указ Президента  Республики Беларусь от 20.10.2006 №  622 «О вопросах переоценки основных  средств, не завершенных строительством  объектов, неустановленного оборудования» (в редакции Указа от 21.04.2009 № 216).

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683 «О порядке консервации основных средств» (в редакции постановления от 24.03.2006 № 401).

7. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 № 186 «Об утверждении Временного республиканского классификатора основных средств и нормативных сроков их службы» (в редакции постановления от 07.09.2004 № 208).

8. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» (в редакции постановления от 26.03.2009 № 33).

9. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2004 № 75 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций» (в редакции постановления от 07.07.2005 № 89).

 

1.3 Приемы (способы) контроля, используемые при проверке операций с основными средствами

 

В ходе ревизии используется следующие методы контроля:

1. Методы фактического  контроля

а) инвентаризация;

б) контрольный  обмер.

2. Методы документального  контроля

а) формальная проверка;

б) арифметическая проверка;

в) проверка документов по существу.

3. Прочие методы

а) наблюдение;

б) опрос;

в) экономический  анализ [12, с. 65].

Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов при проверке операций с основными средствами.

Инвентаризация  проводится в целях обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию ревизор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то ревизор может потребовать ее проведению. Ревизор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи «доходы от аренды», то речь идет о «скрытой аренде» и уклонении от уплаты налогов. Ревизор может сделать вывод о нарушении законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Метод контрольного обмера эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Ревизор может произвести контрольный обмер объемов выполненных работ по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ [22, с. 90].

При проведении формальной проверки документов ревизор визуально просматривает первичные документы по учету основных средств, инвентарные карточки, журналы-ордера 10, 10/1, 13, расчетные таблицы, форму № 5, главную книгу и др. Необходимо проверить соответствие документов типовым межведомственным формам, правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц.

Метод арифметической проверки предусматривает проверку правильности подсчетов, а также правильности составления алгоритмов расчетов при  автоматизации бухгалтерского учета. Проверка расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к нему ф. № 5.

При проверке документов по существу рассматривается законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения на счета и включения в статьи затрат. При реализации основных средств на сторону ревизору необходимо убедиться, что на это есть письменное разрешение руководителя. Если при проверке первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и сделать встречную проверку.

Наблюдение  – получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального наблюдения. Ревизор наблюдает за тем, как оформляется та или иная операция по учету и движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа [16, с. 53].

Методом экономического анализа ревизор пользуется, как правило, при проверке бухгалтерской отчетности, где отражено состояние основных средств (ф. №1, ф. №5). Ревизор может сделать анализ использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности организации, а так же эффективность капиталовложений.

Опрос – получение  устной или письменной информации от клиента. Опрос или беседа должны быть проведены со всеми сотрудниками, принимающими участие в учете основных средств и заполнении отчетности. Для того чтобы беседа дала ревизору результаты, она, как и все прочие процедуры, должна быть тщательно спланирована [16, с. 54].

 

2 КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ПК «КОМПЛЕКС СЕРВИС»

2.1 Задачи, источники и планирование проверки

 

Ревизия основных средств – лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Ее целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Республики Беларусь. Для достижения указанной цели в ходе ревизии необходимо рассмотреть следующие основные вопросы:

Информация о работе Ревизия операций с основными средствами ПК «Комплекс Сервис»