Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 20:55, реферат
Управление дебиторской задолженностью − существующий элемент системы бухгалтерского и управленческого учета, проводиться по двум основным направлениям: выбор и осуществление кредитной политики, а также политики инкассации, т. е. организации сбора поступлений от дебиторов, в том числе и просроченных долгов.
При работе с клиентом учитываются объем закупок, платежная дисциплина, дополнительно используются такие показатели, как рентабельность продаж, перспективный объем реализации, а также репутация на рынке и существование гарантов. При большом количестве клиентов целесообразно введение балльной системы их оценки и кредитных рейтингов. Причем принципы присвоения рейтингов известны клиентам, что мотивирует их на своевременное исполнение обязательств.
После проведения работы с клиентами важно, чтобы в организации была разработана калькуляция, обосновывающая эффекты от предоставления коммерческого кредита на основе следующих данных:
Нельзя
забывать о том, что предоставление
коммерческого кредита на длительные
сроки значительно повышает уровень
риска и поэтому требует
Итак,
попробуем составить
Сейчас
перейдем непосредственно к расчетам.
Таблица
14 − Планируемая калькуляция эффективности
коммерческого кредита на 2 квартал 2009
г., млн. руб.
Увеличение
прибыли:
|
20592*0,2 = 4118 4118* 0,8 = 3295 4118 – 3295 = 823 |
Рост
финансовых затрат:
|
4118 / 90 * 45 = 2059 2059 * 0,8 = 1647 1647 * 0,16 * 90 / 365 = 65 |
Потери в результате несвоевременного покрытия задолженности | 4118 * 0,02 = 82 |
Общая прибыль | 823 – 65 − 82= 676 |
Налог на прибыль | 162 |
Чистая прибыль | 676− 162 = 514 |
Таким образом, произведенный в таблице 14 расчет позволяет сделать вывод, что предприятие, предоставляя коммерческий кредит на данных условиях, увеличит объем продажи и прибыли. Так размер чистой прибыли возрастет на 514 млн. руб.
Теперь можно возвратиться к приведенным выше формулам 3.3 и 3.4 и рассчитать коэффициент эффективности инвестирования в ДЗ (Кдз).
Эдз мы посчитали равным 514 млн. руб., тогда Кдз = 514 / 8962 = 0,057 или 5,7 %. Таким образом, если у ОАО «Витебские ковры» получиться увеличить объем реализации, то инвестирование в ДЗ будет приносить дополнительную прибыль, а не убыток как в 1 квартале 2009 г.
Оценим с помощью таблицы 13 расходы по финансированию дебиторской задолженности предприятия. ОАО «Витебские ковры» по нашим расчетам должно реализовать продукцию стоимостью около 5000 млн. руб. с НДС на условиях отсрочки платежа на 45 дней.
Рассчитаем расходы по финансированию.
НДС = 5000* 18 / 118 = 763 млн. руб.
Прочие косвенные налоги: 4237 * 0,01% = 42 млн. руб.
Налог на прибыль: 4237 * 0,1 * 0,24 = 102 млн. руб.
Местные сборы: ((4237*10%) −102) * 3% = 9,7 млн. руб.
В итоге дебиторская задолженность, принадлежащая государству, равна:
763 + 42+ 102+ 10 = 917 млн. руб.
Отсюда дебиторская задолженность, принадлежащая предприятию, составляет:
5000 – 917 = 4083 млн. руб.
Соответственно расходы по финансированию:
4083 млн. руб. * 17% * 45 / 365 = 80,5 млн. руб.
Следовательно, при предоставлении такой отсрочки целесообразно установить цену на уровне 5080,5 млн. руб. (5000 + 80,5) Если же покупателем будет производиться предоплата, то цена на реализуемую продукцию может составить и 5000 млн. руб., то есть с предоставлением скидки в размере 1,6% (80,5 / 5000 * 100%). [6, с.27]
Таким образом, пусть организация примет решение предоставлять данную скидку в размере 1,6 % в случае оплаты в течение 10 дней. Годовая ставка банковского кредита 16 %. Процентная ставка по размещению денежных средств на рынке ценных бумаг – 18%. Тогда оценим выгодность использования скидки для покупателя, т. к. нам важно, чтобы он был заинтересован в скидке, и нашего предприятия-продавца, чтобы рассчитать эффективность такой кредитной политики.
При расчете эффективности для покупателя необходимо сравнить цену отказа от скидки от ставки банковского процента. Если цена отказа будет превышать ставку банковского процента, то для организации выгоднее оплатить продукцию в течение льготного периода. [11, с.320-321]
Для покупателя:
Цена отказа = (% скидки / 100 - % скидки)
* 100* 365 / (Пмакс. – П) ,
(3.5)
где П – период, в течение которого дается скидка; Пмакс. – максимальный период отсрочки платежа.
Цена отказа = 1,6 / (100 – 1,6) *100*365 / (45-10) = 17 %
17 % - 16 % = 1 %.
Т. е. для покупателя такая система скидок выгоднее, чем банковский кредит, но только на 1 %. Поэтому наша организация, как поставщик, может заинтересовать покупателя предоставлением такого рода скидкой. Но интерес не достаточно выражен, поэтому нужно лучше организовать систему предоставления скидок, чтобы стать более привлекательнее для клиентов.
Для поставщика, т. е. ОАО «Витебские ковры» существует другой подход для определения эффективности.
Для поставщика:
1,6 % * 5000 = 80 млн. руб.
2) Определим средний размер ДЗ:
2.1 без скидки: 5000 / 365 * 45 = 616 млн. руб.
2.2 со скидкой: (5000 - 80) / 365 * 10 = 135 млн. руб.
3) Рассчитаем отклонение: 616 – 135 = 481 млн. руб.
Отметим, что эта та сумма, которая высвобождается, и мы ее можем пустить в оборот, рассчитать по обязательствам с кредиторами, разместить на рынок ценных бумаг и т. д.
481 * 18 % = 87 млн. руб.
5) Чистый доход: 87 - 80 = 7 млн. руб.
Итак, для организации является
выгодным принятие такой
Если ОАО «Витебские ковры» решит активно практиковать продажу в кредит, то в организации целесообразно организовать отдел кредитного контроля. Объем финансирования такой структуры определяется размером фирмы, объемом и стоимостью продаж в кредит. Средства, инвестированные в кредитный контроль, как правило, окупаются в виде сокращения инвестиций в дебиторскую задолженность и минимизации безнадежных долгов. Мы считаем, что организации нужно увеличить объем реализации, а без политики кредитования клиентов − это вряд ли возможно. Поэтому контроль здесь приобретает особую важность. Текущий контроль осуществляется при проведении каждой операции. Существенное значение здесь имеет и последующий контроль, который мы попытались осуществить. Необходимо также контролировать и кредиторскую задолженность, так как если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в полном объеме, предприятие имеет возможность столь же своевременно расплачиваться по своим долгам кредиторам.
Задачи последующего контроля:
Таким образом, нужно постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как существует риск неплатежеспособности и банкротства.
В зарубежных фирмах широко используются прогрессивные методы воздействия на ускорение расчетов за отгруженную продукцию, осуществляется при помощи современной техники систематический контроль за состоянием и погашением ДЗ. Практически каждый день к сведению менеджеров доводятся фактические данные о состоянии расчетов, что позволяет принимать меры: предварительные (напоминание по телефону и т. д.); последующие (приостановление отгрузки следующей партии товаров) и заключительные (передача дела в судебные органы, использование услуг специализированных фирм для взыскания ДЗ, продажа задолженности другим предприятиям). [8, с.11]
Отметим также, что если организация будет активно рассчитываться в кредит, то тяжело станет не только контролировать, но и планировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Однако справиться с этой задачей − значит обеспечить необходимые средства как для погашения текущих долгов, так и для осуществления важных стратегических планов.
Информация о работе Пути оптимизации соотношения дебиторской и кредиторской задолженности