Пути оптимизации соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 20:55, реферат

Краткое описание

Управление дебиторской задолженностью − существующий элемент системы бухгалтерского и управленческого учета, проводиться по двум основным направлениям: выбор и осуществление кредитной политики, а также политики инкассации, т. е. организации сбора поступлений от дебиторов, в том числе и просроченных долгов.

Файлы: 1 файл

3 глава!!!.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     При работе с клиентом учитываются объем  закупок, платежная дисциплина, дополнительно  используются такие показатели, как рентабельность продаж, перспективный объем реализации, а также репутация на рынке и существование гарантов. При большом количестве клиентов целесообразно введение балльной системы их оценки и кредитных рейтингов. Причем принципы присвоения рейтингов известны клиентам, что мотивирует их на своевременное исполнение обязательств.

     После проведения работы с клиентами важно, чтобы в организации была разработана  калькуляция, обосновывающая эффекты  от предоставления коммерческого кредита  на основе следующих данных:

  • величины ожидаемого роста доходов от реализации в результате предоставления кредита;
  • изменения уровня переменных затрат (при этом постоянные остаются прежними);
  • повышения объема дебиторской задолженности в связи с увеличением реализации и соответственно роста расходов на финансирование задолженности. К этим затратам относятся: проценты за привлечение банковского кредита на время отсрочки платежей, а также управленческие расходы (телеграфные, телефонные, канцелярские, расходы по судебным искам и др.);
  • расходы по списанию безнадежных долгов.

     Нельзя  забывать о том, что предоставление коммерческого кредита на длительные сроки значительно повышает уровень  риска и поэтому требует постоянного  контроля, а также рациональной организации  взимания дебиторской задолженности. [8, с.10-11]

     Итак, попробуем составить калькуляцию  эффективности коммерческого кредита  для ОАО «Витебские ковры». Как  мы уже отмечали ранее, в 1 квартале значительно замедлилась оборачиваемость  дебиторской задолженности, что в принципе при росте объема реализации нельзя считать очень плохой тенденцией. Произведенный анализ конъюнктуры рынка показал, что предоставление коммерческого кредита на 40 дней позволило бы увеличить поступления от реализации на 20 %. В связи с оформлением трансакций платежи поступают с 5-дневным опозданием. Поэтому общая отсрочка платежа составляет 45 дней. На время отсрочки платежей необходимо получение банковского кредита по годовой ставке 16 %. При этом следует учитывать, что могут появиться потери (2%) в связи с несвоевременным погашением дебиторской задолженности. Удельный вес переменных затрат в стоимости продукции составляет 80 %. Напомним также, что в прошлом квартале доходы от реализации продукции составили 20592 млн. руб.

     Сейчас  перейдем непосредственно к расчетам. 

     Таблица 14 − Планируемая калькуляция эффективности коммерческого кредита на 2 квартал 2009 г., млн. руб. 

Увеличение  прибыли:
  1. рост реализации продукции;
  2. рост переменных затрат;
  3. увеличение прибыли
 
20592*0,2 = 4118

4118* 0,8 = 3295

4118 – 3295 = 823

Рост  финансовых затрат:
  1. увеличение дебиторской задолженности
  2. необходимый объем кредита, который покроет переменные затраты;
  3. 16 % годовых за банковский кредит на 90 дней
 
4118 / 90 * 45 = 2059 

2059 * 0,8 = 1647 
 

1647 * 0,16 * 90 / 365 = 65

Потери  в результате несвоевременного покрытия задолженности 4118 * 0,02 = 82
Общая прибыль 823 – 65 −  82= 676
Налог на прибыль 162
Чистая  прибыль 676− 162 = 514
 
 

     Таким образом, произведенный в таблице 14 расчет позволяет сделать вывод, что предприятие, предоставляя коммерческий кредит на данных условиях, увеличит объем продажи и прибыли. Так размер чистой прибыли возрастет на 514 млн. руб.

     Теперь  можно возвратиться к приведенным  выше формулам 3.3 и 3.4 и рассчитать коэффициент  эффективности инвестирования в  ДЗ (Кдз).

Эдз  мы посчитали равным 514 млн. руб., тогда Кдз = 514 / 8962 = 0,057 или 5,7 %. Таким образом, если у ОАО «Витебские ковры» получиться увеличить объем реализации, то инвестирование в ДЗ будет приносить дополнительную прибыль, а не убыток как в 1 квартале 2009 г.

     Оценим с помощью таблицы 13 расходы по финансированию дебиторской задолженности предприятия. ОАО «Витебские ковры» по нашим расчетам должно реализовать продукцию стоимостью около 5000 млн. руб. с НДС на условиях отсрочки платежа на 45 дней.

     Рассчитаем расходы по финансированию.

НДС = 5000* 18 / 118 = 763 млн. руб.

Прочие косвенные налоги: 4237 * 0,01% = 42 млн. руб.

Налог на прибыль: 4237 * 0,1 * 0,24 = 102 млн. руб.

Местные сборы: ((4237*10%) −102) * 3% = 9,7 млн. руб.

     В итоге дебиторская задолженность, принадлежащая государству, равна:

     763 + 42+ 102+ 10 = 917 млн. руб.

     Отсюда дебиторская задолженность, принадлежащая предприятию, составляет:

     5000 – 917 = 4083 млн. руб.

     Соответственно расходы по финансированию:

       4083 млн. руб. * 17% * 45 / 365 = 80,5 млн. руб.

     Следовательно, при предоставлении такой отсрочки целесообразно установить цену на уровне 5080,5 млн. руб. (5000 + 80,5) Если же покупателем будет производиться предоплата, то цена на реализуемую продукцию может составить и 5000 млн. руб., то есть с предоставлением скидки в размере 1,6% (80,5 / 5000 * 100%). [6, с.27]

     Таким образом, пусть организация примет решение предоставлять данную скидку в размере 1,6 % в случае оплаты в  течение 10 дней. Годовая ставка банковского  кредита 16 %. Процентная ставка по размещению денежных средств на рынке ценных бумаг – 18%. Тогда оценим выгодность использования скидки для покупателя, т. к. нам важно, чтобы он был заинтересован в скидке, и нашего предприятия-продавца, чтобы рассчитать эффективность такой кредитной политики.

     При расчете эффективности для покупателя необходимо сравнить цену отказа от скидки от ставки банковского процента. Если цена отказа будет превышать ставку банковского процента, то для организации выгоднее оплатить продукцию в течение льготного периода. [11, с.320-321]

       Для покупателя:

  Цена отказа = (% скидки / 100 - % скидки) * 100* 365 / (Пмакс. – П) ,        (3.5) 

где П – период, в течение которого дается скидка; Пмакс. – максимальный период отсрочки платежа.

           Цена отказа = 1,6 / (100 – 1,6) *100*365 / (45-10) = 17 %

     17 % - 16 % = 1 %.

     Т. е. для покупателя такая система  скидок выгоднее, чем банковский кредит, но только на 1 %. Поэтому наша организация, как поставщик, может заинтересовать покупателя предоставлением такого рода скидкой. Но интерес не достаточно выражен, поэтому нужно лучше организовать систему предоставления скидок, чтобы стать более привлекательнее для клиентов.

     Для поставщика, т. е. ОАО «Витебские ковры» существует другой подход для определения  эффективности.

     Для поставщика:

  1. Определим сумму скидки:

    1,6 % * 5000 = 80 млн. руб.

    2) Определим  средний размер ДЗ:

    2.1 без  скидки:  5000 / 365 * 45 = 616 млн. руб.

    2.2 со  скидкой: (5000 - 80) / 365 * 10 = 135 млн. руб.

    3) Рассчитаем  отклонение: 616 – 135 = 481 млн. руб. 

     Отметим, что эта та сумма, которая высвобождается, и мы ее можем пустить в оборот, рассчитать по обязательствам с кредиторами, разместить на рынок ценных бумаг и т. д.

  1. прибыль, полученная от ускорения ДЗ, которая может быть размещена на рынке ценных бумаг:

    481 * 18 % = 87 млн. руб.

    5) Чистый  доход: 87 - 80 = 7 млн. руб.

          Итак, для организации является  выгодным принятие такой системы  скидок. Однако следует отметить, что лучше всего дифференцировать  для каждой категории клиентов  и объемы продукции, отгруженной  в кредит, и сроки льготного периода и % скидки. Необходимо прослеживать не только, выгодна ли система скидок для поставщика, но и имеется ли заинтересованность покупателя в предложенной системе кредитования. Ведь в этом и заключается маркетинговая сущность ДЗ.

       Если ОАО «Витебские ковры» решит активно практиковать продажу в кредит, то в организации целесообразно организовать отдел кредитного контроля. Объем финансирования такой структуры определяется размером фирмы, объемом и стоимостью продаж в кредит. Средства, инвестированные в кредитный контроль, как правило, окупаются в виде сокращения инвестиций в дебиторскую задолженность и минимизации безнадежных долгов. Мы считаем, что организации нужно увеличить объем реализации, а без политики кредитования клиентов − это вряд ли возможно. Поэтому контроль здесь приобретает особую важность. Текущий контроль осуществляется при проведении каждой операции. Существенное значение здесь имеет и последующий контроль, который мы попытались осуществить. Необходимо также контролировать и кредиторскую задолженность, так как если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в полном объеме, предприятие имеет возможность столь же своевременно расплачиваться по своим долгам кредиторам.

     Задачи  последующего контроля:

  • определение фактического состояния дебиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, и сравнение ее темпа роста с темпами роста доходов от реализации продукции, а также фактическим состоянием кредиторской задолженности;
  • удельный вес ДЗ, отгруженной в кредит, в рассрочку платежа и др.;
  • постоянный контроль за удельным весом просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, исчисление показателя оборота и продолжительности оборота в днях;
  • контроль за сроками расчетов с дебиторами и кредиторами. Если дебиторы платят предприятию реже, чем предприятие должно платить кредиторам, может наступить недостаток денежных средств в обороте, могут потребоваться дополнительные источники финансирования большой кредиторской задолженности;
  • контроль за суммами платежей дебиторов и суммами, которые надо заплатить кредиторам на каждую дату, соответствующую срокам платежей. Если кредиторам по состоянию на определенную дату надо заплатить больше, чем мы имеем на эту дату от дебиторов, придется изыскивать дополнительные источники финансирования для погашения кредиторской задолженности или она превратится в просроченную.

     Таким образом, нужно постоянно следить  за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как существует риск неплатежеспособности и банкротства.

     В зарубежных фирмах широко используются прогрессивные методы воздействия на ускорение расчетов за отгруженную продукцию, осуществляется при помощи современной техники систематический контроль за состоянием и погашением ДЗ. Практически каждый день к сведению менеджеров доводятся фактические данные о состоянии расчетов, что позволяет принимать меры: предварительные (напоминание по телефону и т. д.); последующие (приостановление отгрузки следующей партии товаров) и заключительные (передача дела в судебные органы, использование услуг специализированных фирм для взыскания ДЗ, продажа задолженности другим предприятиям). [8, с.11]

     Отметим также, что если организация будет  активно рассчитываться в кредит, то тяжело станет не только контролировать, но и планировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Однако справиться с этой задачей − значит обеспечить необходимые средства как для погашения текущих долгов, так и для осуществления важных стратегических планов.

Информация о работе Пути оптимизации соотношения дебиторской и кредиторской задолженности