Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 20:55, реферат
Управление дебиторской задолженностью − существующий элемент системы бухгалтерского и управленческого учета, проводиться по двум основным направлениям: выбор и осуществление кредитной политики, а также политики инкассации, т. е. организации сбора поступлений от дебиторов, в том числе и просроченных долгов.
3
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ
СООТНОШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ
И КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Как мы уже отмечали ранее, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в ОАО «Витебские ковры» по состоянию на конец 1 квартала 2009 года ухудшилось. Кроме того, рентабельность продаж предприятия находится на недостаточно высоком уровне. Мы должны предложить так управлять дебиторской и кредиторской задолженностью, чтобы увеличить рентабельность продаж при обеспечении достаточной ликвидности и оптимизации уровня риска.
Управление дебиторской задолженностью − существующий элемент системы бухгалтерского и управленческого учета, проводиться по двум основным направлениям: выбор и осуществление кредитной политики, а также политики инкассации, т. е. организации сбора поступлений от дебиторов, в том числе и просроченных долгов. [9, с.93]
Как известно, передвижение времени оплаты используется как один ключевых инструментов, содействующий увеличению объема реализации и тем самым укреплению позиций хозяйствующего субъекта на рынке. Отсрочка оплаты может иметь различный характер:
Одним из эффективных инструментов управления дебиторской задолженностью является оценка расходов по финансированию существующей задолженности. [6, с.27]
Сыч Д. В. предлагает оценку следующими способами:
1) исходя из рыночной ставки процентов (рекомендуется использовать ставки депозитов);
2) исходя из рентабельности совокупного капитала (отношение чистой прибыли к средней стоимости совокупного капитала (валюты баланса)).
Наиболее целесообразно использовать ставку процента, определяемую исходя из рентабельности совокупного капитала. Если предприятие является высокорентабельным, то деньги, «замороженные» в дебиторской задолженности, смогли бы принести более высокий доход, находясь в обороте предприятия. Однако если рентабельность совокупного капитала меньше рыночной ставки, то следует принимать за ставку ее рыночную величину.
Согласно п. 13.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета РБ от 29.06.2001 № 94, дата фактической реализации объектов для исчисления налога определяется как приходящийся на налоговый период (каждый календарный месяц) в соответствии с учетной политикой либо в день отгрузки объектов, либо в день зачисления денежных средств от покупателя (но не позднее 60 дней со дня отгрузки). Для того, чтобы наиболее точно оценить затраты в зависимости от срока оборачиваемости дебиторской задолженности, необходимо рассмотреть ее структуру и выделить средства, реально принадлежащие предприятию, и средства, которые предприятие должно заплатить государству по факту оплаты покупателями счетов за реализованную продукцию. Напомним, что моментом признания выручки организации считается оплата счетов.
Структуру
дебиторской задолженности
По
ДЗ, срок которой меньше 60 дней, расчет
величины средств, перечисляемых государству
будет следующим:
ДЗг =
НДС + КН+ НП+МС, (3.1)
где НДС − сумма налога на добавленную стоимость в средней ДЗ;
КН − республиканский сбор, акцизы, налоги с продаж;
НП − налог на прибыль; МС − местные сборы.
По ДЗ, срок которой выше 60 дней, расчет следующий:
ДЗг
= КН+НП+МС
Мы не располагаем точными данными о составе ДЗ сроком 0-60 дней и свыше 60 дней. Однако, исходя из данных таблицы 5 и проведенных ранее в пункте 2.4 расчетов мы можем предположить, что средняя дебиторская задолженность сроком свыше 60 дней составила около 100 млн. руб., а сроком меньше 60 дней – 250 млн. руб. Рассчитаем для точности расчетов среднюю ДЗ в отпускных ценах в части расчетов за товары, работы, услуги:
ДЗ (по товарным расчетам) = (½ *6738 + 8069+8060+ ½*8032)/3=7838 млн. руб.
Прибыль составляет 10 % в цене реализации продукции.
Таким
образом, оценим расходы по финансированию
дебиторской задолженности ОАО
«Витебские ковры». Для этого составим
следующую таблицу:
Таблица 13 − Расходы по финансированию дебиторской задолженности ОАО «Витебские ковры» за 1 квартал 2009 г., млн. руб.
Показатель | ДЗ возвратом 0 – 60 дней, млн. руб. | ДЗ возвратом свыше 60 дней, млн. руб. |
НДС в дебиторской задолженности | (7838 − 100) *18 / 118 = 1180 | 100 * 18 / 118 = 15 |
Косвенные налоги в ДЗ | (7738 − 1180) * 1 % = 66 | (100 – 15) * 1 % = 0,9 |
Налог на прибыль в ДЗ | (7738 − 1180) * 10 % * 24
%
= 157 |
(100 – 15) * 10 % * 24 % = 2 |
Местные сборы | ((7738 − 1180) * 10 %) – 157) * 3 % = 15 | ((100-15) * 10 %) – 2) *
3 % = 0,2 |
Сумма ДЗ, принадлежащая государству | 1180+ 66 + 157 + 15 = 1418 | 0,9 + 2 + 0,2 = 2,4 |
ДЗ, принадлежащая предприятию | 7738 −1418 = 6320 | 100 − 2,4= 98 |
Ставка процента | 16 % (рентабельность совокупного капитала 6,5 % <16%) | |
Расходы по финансированию | (6320 + 98) * 16 % * 90 / 365 = 253 |
Таким образом, как свидетельствуют данные таблицы 13, расходы по финансированию дебиторской задолженности на ОАО «Витебские ковры» составили 253 млн. руб. Учитывая, что размер прибыли в стоимости объема отгруженного товара составляет 664 млн. руб. [(7838 – 1180 – 15) * 10 %], приходиться признать, что данный вид расходов значителен для предприятия, т. к. снижает размер чистой прибыли на 38 %. Поэтому приходим к выводу, что предприятие должно принять некоторые меры и стратегические решения для минимизации расходов по финансированию ДЗ и увеличения рентабельности продаж.
Следующим этапом является определение суммы эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность [9, с.98]. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
Эдз
= Пдз
– ТЗдз
– ФПдз,
где Эдз – сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз
– сумма дополнительных прямых финансовых
потерь от невозврата долга покупателями.
Кроме
того, следует рассчитать коэффициент
эффективности инвестирования в ДЗ (Кдз)
по следующей формуле:
Кдз = Эдз /
ДЗ п,
где ДЗп − средний остаток ДЗ в текущем периоде
Таким образом, используя данные формулы, рассчитаем данные показатели для организации «Витебские ковры». Как мы уже говорили, увеличения объема реализации в 1 квартале не произошло, поэтому и дополнительной прибыли не было получено. Поэтому нам необходимо принять меры для увеличения объема реализации в будущем.
После проведенного анализа ДЗ и расходов на ее финансирование в предшествующем периоде важно сформировать принципы кредитной политики по отношению к покупателям в будущем. В зависимости от уровня доходности, степени риска, финансового состояния предприятия различают 3 вида стратегии построения кредитной политики: консервативную, умеренную и агрессивную. [9, с.93-94]
Для консервативной политики характерна минимизация кредитного риска. Организация не стремится к получению больших объемов дополнительной прибыли за счет роста объема реализованной продукции.
Агрессивная политика, наоборот, ставит своей приоритетной целью максимизацию дополнительной прибыли за счет роста объема продукции, реализованной в кредит.
Для умеренного типа характерны типичные условия осуществления кредитной политики в соответствии со сложившимися на данном рынке.
При выборе типа кредитной политики следует учитывать такие факторы, как общее состояние экономики, уровень платежеспособности покупателей, спрос на реализуемую продукцию, правовые условия взыскания ДЗ. Таким образом, для ОАО «Витебские ковры» наиболее приемлемым является умеренный тип кредитной политики.
Таким образом, необходимо дифференцировать объем, сроки и условия выдачи кредита, предоставлять отсрочку погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные трудности.
Конечно, ОАО «Витебские ковры» должно ответственно подойти к расширению круга клиентов, чтобы затраты по финансированию текущей задолженности не привели к весьма негативным последствиям.
При оценке кредитоспособности клиента необходимо собрать о нем достаточно большой объем разносторонней и объективной информации. Для установления кредитоспособности клиентов предприятие может воспользоваться услугами специальных агентств либо собирать информацию самостоятельно. Проводя анализ финансового положения покупателя, менеджер в первую очередь должен изучить его бухгалтерскую отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Помимо этого, необходимо изучить данные справок банка, в котором находится счет покупателя, анализ расчетов с поставщиками, цифры текущей задолженности, включая просроченную, детали кредитной истории, анализ текущего состояния счетов. Желательно получить аудиторское заключение по фирме клиента, данные о судебных исках, договорах по страхованию и аренде и др. [10, с.62-63]
Информация о работе Пути оптимизации соотношения дебиторской и кредиторской задолженности