Проверка бухгалтерской отчетности при проведении аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Нормативная база, используемая аудитором при проверке порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия его организации действующему законодательству, - это соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).
Основными нормативными актами, регулирующими организацию бухгалтерского учета на предприятии, являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями).

Оглавление

Введение
Нормативное регулирование (указать объекты аудита).
Финансово-экономическая характеристика организации.
Оценка системы внутреннего контроля.
План и программа аудита.
Проверка бухгалтерской отчетности при проведении аудита.
- Проверка достоверности бухгалтерского баланса.
- Проверка приложений к балансу.
- Проверка специализированных форм.
- Проверка и оценка пояснительной записки.
- Обобщение результатов проверки.
Выводы и предложения.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по аудиту.docx

— 48.56 Кб (Скачать)

Необходимую информацию по перечисленным вопросам получают в результате наблюдения, личных бесед, ознакомления с учредительными документами.

Субъективно оценив среду, в которой функционирует учетная  система, аудитор изучает саму систему  учета. А именно: соответствие организации  бухгалтерского учета на конкретном предприятии его отраслевой принадлежности, масштабам деятельности; действующим  нормативным актам, регламентирующим бухгалтерский учет в РФ (Закону "О бухгалтерском учете", Положению  по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ). Особое внимание нужно обратить на уровень профессионализма бухгалтеров, определить их компетентность и, по возможности, честность. В большей степени  именно эти качества определяют эффективность  роботы всей учетной системы.

Система внутреннего контроля — это специальные процедуры, введенные руководством (собственниками, директором, главным бухгалтером) для недопущения либо оперативного выявления и устранения как случайных, так и умышленных искажений в учете и отчетности; обеспечения сохранности имущества организации.

Система внутреннего  контроля строится на:

    1. разделении обязанностей. Для предотвращения злоупотреблений и хищений необходимо разделение обязанностей по хранению материальных ценностей, совершению сделок и учету. Кроме того, в случае, когда каждый отдел будет вести учет своей деятельности полностью, то возрастает опасность предоставления им ложных данных с целью улучшения показателей.
    2. наличии эффективных процедур санкционирования операций. Для осуществления операций необходимо наличие решения ответственных лиц, выполнения всех формальностей.
    3. своевременном надлежащем документировании операций. При большом интервале времени между совершением операции и фактом ее учета возрастает вероятность ошибки.
    4. фактическом контроле за имуществом и документацией. То есть использование технический средств и процедур, предотвращающих утерю, изъятие или неправомерное изменение учетной документации.
    5. осуществлении независимых проверок. Это одна из функций внутреннего аудита.

Аудитору следует  изучить и понять каждый из элементов  системы внутреннего контроля на данном предприятии. При этом аудитор  должен принять во внимание два аспекта: какие именно методы и процедуры предусмотрены на предприятии и применяются ли они на практике.

В ходе исследования внутреннего контроля аудитору необходимо принимать во внимание присущие любой  системе внутреннего контроля изъяны. Не может быть системы эффективной  на сто процентов. Наиболее очевидное  ограничение обусловлено необходимостью удерживать в разумных, т.е. экономичных, пределах затраты на проведение контрольных  процедур, с тем чтобы эти затраты  не оказались несоразмерными по отношению  к выявляемым убыткам от ошибок и  мошенничеств. К числу факторов, сдерживающих эффективность внутреннего контроля, относятся: ориентация большей части видов внутреннего контроля на ожидаемые типы операций, а не на редкие операции; возможность ошибки, которая может быть допущена персоналом внутреннего контроля вследствие небрежности, рассеянности, заблуждения или неверного понимания инструкций; вероятность того, что лицо, ответственное за осуществление контроля, может злоупотребить своим положением. Наконец, внутренний контроль может быть обойден в результате тайного мошеннического сговора ряда лиц как внутри предприятия, так и с участием внешних сторон.

Однако, несмотря на присущие любой системе контроля изъяны, наличие  даже простых видов контроля может  способствовать достижению аудитором  уверенности в том, что все  операции надлежащим образом записаны в учетных регистрах. При оценке внутреннего контроля цель аудитора - определение уровня доверия, которое  он может оказать этому контролю. Результаты исследования системы внутреннего  контроля влияют на определение типа, времени и масштаба независимых  аудиторских процедур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. План и программа аудита.

Планирование  — один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей  стратегии и детального подхода  невозможен качественный аудит. Результаты планирования аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности оформляются двумя документами: план и программа аудита.

Планирование  проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности включает:

• планирование проверки по существу — составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

• планирование состава группы аудиторов для проверки;

• составление календарного графика проверки, т. е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

План  аудита должен содержать информацию об основных организационных вопросах:

• планируемые трудозатраты;

• уровень (уровни) существенности;

• оценку аудиторского риска;

• сроки проведения проверки;

• состав аудиторской группы;

• перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнения.

Программа аудита содержит подробную информацию об аудиторских процедурах, необходимых  для практической реализации общего плана аудита:

• виды процедур, которые будут использоваться при проверке;

• способы применения процедур;

• способы документирования.

Разработка  общего плана и программы аудита происходит после предварительного сбора информации о предприятии, а именно об особенностях его хозяйственных  процессов, специфике деятельности.

Процесс планирования можно разделить на 2 этапа: предварительное планирование,

Подготовку  и составление общего плана и  программы аудита. Основные работы по планированию аудита про одят я п ле

Направления аудитором предприятию письма-обязательства  о согласии на проведение аудита.

В то же время планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является непрерывным процессом. Аудитор  в процессе аудита обязан внести в  план проверки необходимые изменения, если:

• предприятие предоставило неточные сведения о положении дел, что привело к изменению основных позиций проверки;

• обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;

• произошло изменение сроков проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности по вине предприятия.

По  итогам предварительного планирования аудиторская организация окончательно решает вопрос о возможности проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских  услуг.

При разработке общего плана и программы  аудита определяется и стратегия  аудиторской проверки.

Достоверность данных, отраженных в форме № 1 и  форме № 2, проверяется в ходе анализа соответствующих объектов аудита (аудит основных средств, нематериальных активов, материально производственных запасов, резервов и пр.). Однако финансовая (бухгалтерская) отчетность является самостоятельным  сегментом аудита, поскольку существующие нормативные акты предъявляют ряд  требований именно к ней. Исходя из анализа указанных требований, можно  выделить следующие задачи проверки отчетности, что и должно найти  отражение в плане и программе  аудита:

• включение в финансовую (бухгалтерскую) отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений;

• соответствие данных финансовой (бухгалтерской) отчетности данным учетных регистров и инвентаризации;

• полнота раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период;

• полнота раскрытия информации о данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, приведенной в пояснительной записке;

• соблюдение взаимоувязки форм отчетности;

• правильность оценки статей отчетности;

• достоверность показателей отчетности;

• формирование сводной отчетности.

Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках  и пр.) подразделяется на отдельные

Участки, которые классифицируются по степени  риска и размерам границ существенности.

После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки.

Объем выборки зависит:

• от степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• уровня существенности;

• степени точности ожидаемых результатов;

• оценки надежности системы внутреннего контроля.

В процессе аудита могут возникнуть основания  для пересмотра отдельных положений  общего плана. На изменение общего плана  могут повлиять:

• уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;

• результаты проверочных процедур позиций отчетности с высокой степенью риска, если количество ошибок намного превышает планируемый объем;

• прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты.

Все изменения плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отразить в рабочей документации. Вносимые в план изменения, а также  их причины аудитор должен подробно документировать.

Документы, составленные во время разработки плана  проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.

Разработка  и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Общий план и программа аудита должны быть оформлены в порядке, установленном внутрифирменными стандартами  аудиторской организации, и соответствовать  требованиям, предъявляемым федеральными правилами (стандартами) аудиторской  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Проверка бухгалтерской отчетности при проведении аудита.

    - Проверка  достоверности бухгалтерского баланса.

    - Проверка  приложений к балансу.

    - Проверка  специализированных форм.

    - Проверка  и оценка пояснительной записки.

    - Обобщение  результатов проверки. 

Аудит достоверности показателей  бухгалтерской отчетности

     
    При проверке бухгалтерской отчетности аудитор руководствуется вышеуказанными нормативными документами по заполнению форм отчетности, формой организации  учета на проверяемом экономическом  субъекте и данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета. 
     
    Данные Формы №1 представляются с соблюдением следующих требований: 
     
    нематериальные активы и основные средства показаны в нетто-оценке, т. е. по остаточной стоимости за вычетом начисленной амортизации; 
     
    незавершенное строительство, приобретенное оборудование требующее монтажа, отражаются по фактическим затратам для застройщика, а также с учетом выданных авансов подрядчику на капитальное строительство; 
     
    материально-производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, комплектующие и запасные части, тара и другие) отражаются по стоимости, определяемой из стоимости оценки запасов, материально-производственные запасы, которые морально устарели либо текущая рыночная стоимость продажи которых снизилась, отражаются на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей; 
     
    готовая продукция отражается по фактической или нормативной производственной себестоимости; 
     
    товары, занятые торговой деятельностью, отражаются по стоимости их приобретения; 
     
    отгруженная продукция или товары отражаются по фактической или нормативной производственной себестоимости; 
     
    дебиторская задолженность, по которой созданы резервы по сомнительным долгам, показывается за минусом образованного резерва; 
     
    дебиторская и кредиторская задолженность представляется в зависимости от срока погашения на краткосрочную, если срок погашения не более 12 месяцев и на долгосрочную, если срок погашения более 12 месяцев после отчетной даты; 
     
    не допускается предоставление информации по счетам расчетов в “свернутом” виде, данные по этим счетам проводятся в развернутом виде; 
     
    уставный капитал показывается в сумме в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке; 
     
    займы и кредиты показываются с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода. 
     
    Также для выявления каких либо ошибок производится сверка данных. Проверка ведется так: итоги оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам сверяют с данными соответствующего синтетического счета в оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета. Данные Формы №1 используются для анализа имущественного и финансового положения организации. 
     
    Каждая статья баланса на конец отчетного года должна быть подтверждена результатами тщательно проведенной инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе проведения инвентаризации и аудита, должны быть исправлены и отражены в соответствующих регистрах учета до представления годового отчета. 
     
    Следует еще раз проверить правильность оценки статей баланса, а также расчета финансовых результатов, согласованность данных движения капитала, движения денежных средств и данных приложения данным баланса организации. После этого аудитору следует приступить к проверке адекватности данных аналитического и синтетического учета по всем счетам бухгалтерского учета и их взаимосвязи и соответствия с данными соответствующих форм бухгалтерской отчетности. 
     
    Отчет о прибылях и убытках (Форма №2) является основной отчетной формой и характеризует порядок формирования финансового результата финансово-хозяйственной деятельности организации. Финансовый результат в отчете о прибылях и убытках определяется как разница между сальдо доходов и расходов отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, принимая во внимание, что в бухгалтерском учете финансовый результат хозяйственной деятельности определяется подсчетом и балансированием всех прибылей и всех убытков за отчетный период. Для этого используется счет 99 «Прибыли и убытки». Сальдо на данном счете отражает финансовый результат хозяйственной деятельности по кумулятивному принципу на счете 99 «Прибыли и убытки» нарастающим итогом с начала отчетного года. 
     
    Основное назначение отчета о прибылях и убытках (форма №2) заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. При этом расширен состав таких показателей, как - валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток). Данные отчета о прибылях и убытках используются для проведения анализа финансовых результатов. 
     
    При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли требования нормативных актов при формировании показателей «Отчета об изменениях капитала». Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать дополнительные данные об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации. 
     
    При этом Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 требует от хозяйственных товариществ и обществ отчета об изменениях капитала, который должен содержать как минимум данные о величине капитала на начало отчетного периода, увеличении капитала с выделением раздельно увеличения за счет дополнительного выпуска акций, за счет переоценки имущества, за счет прироста имущества, за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение), за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала, уменьшении капитала с выделением раздельно уменьшения за счет уменьшения номинала акций, за счет уменьшения количества акций, за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение), за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала, величине капитала на конец отчетного периода. 
     
    Для целей отражения в бухгалтерской отчетности акционерного общества информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций рекомендуется учитывать положения, приведенные в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 117 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий» (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 2 ноября 1994 г. № 07-01-654-94 указанный документ в государственной регистрации не нуждается). При отсутствии указанной информации в бухгалтерском балансе при отражении данных по группе статей «Уставный капитал» она должна быть приведена как расшифровка к статье «Уставный (складочный) капитал» отчета об изменениях капитала или в пояснительной записке. 
     
    Порядок отражения данных о видах образуемых резервов и фондов, а также об изменении их остатков на конец отчетного периода определяется организацией самостоятельно при разработке и принятии ею форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». 
     
    При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли требования нормативных актов при формировании показателей «Отчета о движении денежных средств». Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др. 
     
    Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.). 
     
    Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.). Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств должен содержать сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода, в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и в финансовой деятельности. Сведения о движении денежных средств организации, учитываемых на соответствующих счетах учета денежных средств, находящихся в кассе организации, на расчетах, валютных специальных счетах, отражаются нарастающим итогом с начала года и представляются в валюте Российской Федерации. 
     
    В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета. 
     
    Организациям следует иметь в виду, что в расшифровках движение денежных средств, связанное с выплатой (получением) процентов и дивидендов, а также с результатами чрезвычайных обстоятельств, должно раскрываться раздельно. Данные о движении денежных средств в связи с налогом на прибыль и другими аналогичными обязательными платежами должны отражаться в отчете раздельно в составе данных по текущей деятельности, если только они не могут быть конкретно увязаны с инвестиционной или финансовой деятельностью. При поступлении денежных средств от продажи иностранной валюты (включая обязательную продажу) на счета в кредитных организациях или в кассу организации соответствующие суммы отражаются в составе данных по текущей деятельности как поступление денежных средств от продажи основных средств и иного имущества. При этом сумма проданной иностранной валюты включается в данные, характеризующие расходование денежных средств по текущей деятельности, по соответствующему направлению расходования. 
     
    При приобретении иностранной валюты перечисленные денежные средства включаются в данные по текущей деятельности по соответствующему направлению. Поступление приобретенной иностранной валюты отражается также по текущей деятельности раздельно или в составе других поступлений (кроме, от продажи основных средств и иного имущества). 
     
    Организациям следует учесть, что в отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету (за исключением поступлений денежных средств из кредитной организации в кассу организации) с выделением в том числе по расчетам с юридическими лицами и по расчетам с физическими лицами, а также с выделением из данных по поступлению денежных средств по наличному расчету с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности (то есть в порядке выдачи квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты и других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным в соответствии с действующим порядком). В случае если организацией в соответствующих разделах принятой формы отчета о движении денежных средств не будут выделены обособленно данные о суммах денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию или полученных в кассу организации из кредитной организации, то эти данные должны быть приведены в отчете о движении денежных средств справочно. 
     
    При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли требования нормативных актов при формировании показателей Приложения к бухгалтерскому балансу. Отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) согласно образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку. 
     
    При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли общие требования при заполнении пояснительной записки. В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении. При изложении в пояснительной записке основных показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причины в случае необходимости следует указывать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Проверка бухгалтерской отчетности при проведении аудита