Проблемы развития предпринимательства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и испытывает
значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и
будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной
экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в
зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой
общественного производства, нет.

Файлы: 1 файл

Проблемы развития предпринимательства в Казахстане.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

частный сектор экономики.

    Это   подтверждается  и  данными   государственной   статистики.   Общая

численность занятого населения по  секторам  экономики  страны  снизилась  с

6581,8 тыс. чел.  в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г.  (на  181,8  тыс.чел.).

На  государственных   предприятиях   и   организациях   в   указанные   годы

соответственно  произошло падение численности  занятых  с  3719,0  до  2067,2

тыс. чел. 1

    В  1997  году  наблюдался  рост  количества   хозяйствующих   субъектов

предпринимательства.  По  состоянию  на  1  янв.  1998  года  в   Республике

насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих  субъектов  предпринимательства,  что

составляло  87  %  от  общего  числа  хозяйствующих  субъектов  в  экономике

Казахстана.

    В   Казахстане  идет  процесс   формирования  предпринимателя-   фермера,

производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на  1  янв.  1997

г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих  субъектов,  из

числа которых  в государственной собственности  оставалось только 1,5%.  Более

84 % товаропроизводителей  сельскохозяйственной  продукции,  или  44,3  тыс.

единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Реализация  двух  государственных   программ   поддержки   и   развития

предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг.  позволила  заложить  основы

частного предпринимательства в Республике Казахстан.

    Более  38 % малых предприятий были созданы   в  1994-1995  гг.  в  период

малой   приватизации.   Именно   в   эти   годы   наметилась   тенденция   к

макроэкономической  стабилизации, сопровождавшаяся снижением  инфляции.  Кроме

того, высвобождалось значительное  количество  населения  в  государственном

секторе,   часть   которого   впоследствии   перетекала   в   сферу   малого

предпринимательства.

    Отрицательное   воздействие  на  развитие   малого   предпринимательства

оказало общее  кризисное  состояние  экономики,  выразившееся  в  дефицитном

бюджете, неплатежеспособности отдельных  предприятий,  низком  уровне  жизни

населения, сокращении его платежеспособного спроса и  др.

    Как  отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не  в

полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного  сектора.  В

частности,  практически  не   оценен   потенциал   индивидуальной   трудовой

деятельности, поскольку  еще не  приведена  в  цивилизованные  рамки  уличная

торговля   на   универсальных   рынках,   не   контролируется   беспатентная

производственная,  консультационная,  репетиторская,  переводческая  и  иная

деятельность  по предоставлению услуг населению. Все  эти  виды  деятельности

часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики. 

   2.3 Проблемы  казахстанского предпринимательства  и пути их преодоления. 

    В   последнее  время  предпринимательство   Казахстана  характеризовалось

неустойчивой  динамикой роста числа предприятий и занятых в  них  работников.

Отраслевая   и    региональная    структура    нерациональны.    Усиливается

криминализация  бизнеса. Попытки управления становлением  предпринимательства

часто носят  эпизодический  и  ненаучный  характер.  Не  отработана  денежная

система защиты предпринимателя и его собственности  от посягательств.

    Причины  этого не только в ограниченности  финансовых средств, выделяемых

на поддержку  предпринимательской  деятельности,  слабом  развитии  рыночной

инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана  последовательная

государственная стратегия поддержки предпринимательства.  Не  были  выявлены

отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было  определено

как  «полюс интенсивного роста», на  который  следовало  бы  воздействовать,

чтобы вызвать  бурный подъем экономики. Кроме  того,  отсутствовала  обратная

связь  с  предпринимательскими   структурами.   Не   проводился   мониторинг

происходящих  процессов,  их  идентификация  и  системный  анализ.  Не  была

налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического,  так  и

тактического  характера.

    В   создавшихся   условиях   Президентом   Республики   Казахстан   был

своевременно  подписан Указ №3036 от 18  июля  1996  года  «О  дополнительных

мерах   по   реализации   государственных    гарантий    предпринимательской

деятельности».  Данным  указом  гражданам  Казахстана   были   предоставлены

дополнительные      государственные      гарантии      по      либерализации

предпринимательской деятельности, приняты  меры  по  защите  от  незаконного

вмешательства в бизнес бюрократических структур 

    Содействие  предпринимателям  в  решении   проблемы  основного  капитала

предполагается  оказывать  посредством  введения  протекционистских  мер  по

адресной продаже,  упрощенной  передаче  в  аренду  и  управление  субъектам

предпринимательства, оставшихся  в  государственной  собственности  основных

фондов. Речь  идет  о  продаже  и  передаче  зданий,  сооружений,  земельных

участков,  неиспользуемых  или неэффективно  используемых  производственных

площадей и  оборудования, объектов незавершенного строительства.

    В   соответствии   с  Указом  Президента,   в   Республике   проводилась

инвентаризация  неиспользуемых производственных объектов и площадей,  офисных

помещений  и  объектов  незавершенного  строительства   на   государственных

предприятиях.  Всего  по  Республике  выявлено  1343  неиспользуемых  и  524

недостроенных объектов. Неиспользуемые  помещения  передаются  на  тендерной

основе. 
 

        Порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду

                          неиспользуемых помещений. 
 

    Другая  проблема состоит в том, что  многие объекты и основные  средства,

приватизированные на начальных этапах реформ, попали в руки лиц, весьма

далеких от предпринимательства  в подлинном смысле слова. В итоге  этот

капитал простаивает, и нередко добротные здания и  помещения разрушаются от

бесхозяйственности. Государство не может оставаться в стороне от этой

проблемы. В 1997 году было разработано Положение о механизме передачи таких

объектов предпринимателям, предоставившим достоверную информацию о

неиспользуемых  объектах. Объекты будут передаваться им в аренду с

последующим выкупом  и с обязательным условием организации  производства и

создания новых рабочих мест. Установлен порядок предоставления субъектам

предпринимательства в аренду или доверительное управление неиспользуемых

производственных  помещений. 

    Необходимо  также доработать действующее  законодательство и  нормативно-

правовую  базу  с  целью  устранения  дискриминационных   по   отношению   к

предпринимателям  положений, и одновременно усилить  борьбу  против  практики

создания  бюрократических  преград   и   установления   незаконных   поборов

контролирующими и инспектирующими органами. 
 

    Целесообразно  обеспечить координацию технической  помощи, поступающей со

стороны   иностранных   государств,   неправительственных   организаций    и

международных институтов,  для  повышения  эффективности  ее  использования.

Требуется расширить деятельность специальных  фондов,  программ  обучения  и

консультирования, осуществляемых в Республике Казахстан. 
 

    Агентство   по  стратегическому  планированию  и  реформам  совместно  с

акимами областей  на  базе  утвержденных  приоритетов,  учитывающих  местные

условия,  устанавливает   объемы   финансирования   предпринимательства   по

регионам.   Наблюдательный   совет    Фонда    рассматривает    приемлемость

распределения и утверждает условия размещения ресурсов  в  данных  регионах,

исходя из анализа активов и пассивов Фонда. Фонд проводит  тендер,  отбирает

уполномоченные  банки и заключает с ними кредитные  отношения. 
 

    Предполагается, что другими источниками пополнения  Фонда будут средства

по кредитной  линии на сумму 80$ млн. от Европейского Банка  Реконструкции  и

Развития (ЕБРР). Кроме того, прорабатывается вопрос о специальном  займе  на

кредитование  предпринимательства  со  стороны  Азиатского  Банка   Развития

(АБР). Второй  транш уже действующего займа  АБР на $50  млн.  также  идет  на

финансирование  предпринимательской деятельности. Межведомственной  комиссией

принято решение  ограничить верхний  предел  индивидуальных  кредитов  суммой

$200 тыс. Через  НПО «Микрокредит» можно получить  минимальное  финансирование

бизнеса в объеме $400. 
 

    Кроме   того,  Постановлением  об  образовании   Фонда  установлено,  что

средства, предусмотренные  в бюджете Фонда  занятости  в  размере  1,2  млрд.

тенге, также  пойдут на создание рабочих мест в  бизнесе. 

    Следующим   важным   направлением   поддержки   предпринимательства   в

Казахстане является  законотворческая  деятельность  с  целью  создания  для

предпринимателя  комфортной  институциональной  среды,  избавления  его   от

искусственных труднопреодолимых барьеров, необоснованно  устанавливаемых  со

стороны государственных  органов.  В  соответствии  с  Законом  «О  внесении

изменений  и  дополнений  в  некоторые  законодательные  акты  по   вопросам

упрощения  регистрации  субъектов   малого   предпринимательства»   вводится

упрощенный порядок регистрации бизнеса.

    В   соответствии   с   указами   Президента   Республики   Казахстан   и

постановлениями  Правительства  в  течение  1997-1998  гг.  было   проведено

изъятие  несвойственных  функций  по   оказанию   платных   услуг   у   ряда

государственных органов, список которых приведен на схеме 1: 

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в Казахстане