Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа
Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ…..6
1.1. Понятие и функции местных бюджетов ..………………………………….6
1.2 Экономическая сущность доходной части местных бюджетов……………8
1.3 Основные направления расходной части местных бюджетов……………16
2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ БЮДЖЕТОВ……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…40
Программный бюджет. Бюджеты, создаваемые под определенные программы и проекты, получили название программных бюджетов. Поскольку программа может охватывать несколько исполнительных организационных уровней, то и программный бюджет должен быть более широким и интегрированным, чем исполнительный. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения. Поэтому программный бюджет лучше отвечает организационным потребностям органов управления более высокого уровня, в то время как исполнительный бюджет лучше приспособлен для задач более низкого уровня управления.
Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Если исполнительный бюджет основывается на опыте прошлой работы, программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем. С этой точки зрения программный бюджет лучше приспособлен для формирования долгосрочного государственной социально-экономической политики.16
Программный бюджет больше подходит целям всеобъемлющего бюджетного планирования, включая предоставление информации центральному бюджетному органу, главе исполнительной власти и законодательным органам. Исполнительный бюджет также должен содержать информацию, необходимую для анализа, но, кроме этого, должен быть достаточно подробным, чтобы удовлетворять потребности низовых уровней управления.
Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование, постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учитывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности деятельности муниципальных органов власти в целом.
Разработка программного бюджета состоит из четырех важнейших этапов:17
Программный бюджет позволяет
увеличить степень
На практике реальные события в экономической, социальной и политической сферах часто существенно отличаются от предполагавшихся, что подрывает надежность проводившихся при составлении долгосрочного бюджета плановых расчетов. Плановые расчеты часто оказываются завышенными и нереалистичными для исполнения. Анализ соотношения затрат и результатов далеко не всегда учитывает косвенные последствия или побочные эффекты предпринимаемых или предполагаемых действий. Объективный анализ результатов может оказаться невозможным.
Характер процедур разработки программного бюджета тяготеет к централизации процесса принятия решений. Ответственность за принятые решения и выбранную политику ложится на центральные органы, что приводит к улучшению координации деятельности, но за счет утраты инициативы на более низких уровнях Принятия решений. Подобный бюджет требует постоянной централизованной координации и четкого взаимодействия исполнителей. Специалисты отмечают, что данный подход разрушает имеющиеся коммуникационные каналы между административными единицами. Поскольку схемы организационных связей, необходимых для выполнения каждой подпрограммы, будут для каждого конкретного случая различными, ни одного устойчивого канала связи взамен имеющихся не создается. Ориентация на анализ альтернатив приводит в состояние постоянной неопределенности всех заинтересованных лиц вместо стабильности прежних бюджетных систем.
В целом программный
бюджет имеют ограниченную сферу
применения и не может заменить сложившуюся
систему линейно-объектных
Внебюджетные фонды. Не все необходимые расходы могут осуществляться в рамках бюджета и бюджетных процедур. Кроме того, существуют определенные нерегулярные или целевые источники дохода, не подлежащие зачислению в бюджет.
Для оптимального использования таких средств представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, имеющие самостоятельные источники финансирования и использующиеся в соответствии с их целевым назначением. Внебюджетные фонды создаются в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Налоги, сборы и другие платежи, предназначенные для зачисления в муниципальный бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды.
Среди наиболее часто используемых источников внебюджетных фондов муниципальных образований можно отметить:
Средства муниципальных внебюджетных фондов обычно используются:
Органы местного самоуправления от имени местного сообщества имеют право прибегать к заимствованиям только тогда, когда иное финансирование расходов недоступно или экономически не целесообразно. Финансовые ресурсы могут привлекаться путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования и кредитов. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит главе муниципального образования, если уставом муниципального образования не установлено иное.
Совокупность долговых обязательств муниципального образования является муниципальным долгом.
Долговые обязательства муниципального образования не должны превышать 10 лет и могут существовать в форме:
Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации не несут ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были ими гарантированы. Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если соответствующие обязательства не были ими гарантированы.
В местном бюджете должен быть установлен верхний предел муниципального долга. При этом предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления, предельный объем заемных средств, направляемых муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита местного бюджета, предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году, сроки погашения долговых обязательств органов местного самоуправления не могут превышать значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Предельный объем муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальные ценные бумаги
могут выпускаться
Эмиссия муниципальных ценных бумаг допускается только в случае утверждения решением органа местного самоуправления в бюджете на текущий финансовый год предельного размера муниципального долга и предельного объема заемных средств, направляемых муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование бюджетного дефицита. В составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение имеющегося долга, расходы на обслуживание соответствующего государственного долга и муниципального долга в текущем финансовом году.
Если при исполнении местного бюджета расходы на обслуживание муниципального долга превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, когда муниципальное образование не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти субъекта Российской Федерации может применить следующие меры: назначить ревизию местного бюджета, передать исполнение местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации, или принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Муниципальные образования
могут предоставлять гарантии юридическим
лицам для обеспечения