Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 06:07, курсовая работа
Задачи работы:
- раскрыть понятие малого предпринимательства в Республике Казахстан;
- изучить особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях;
- сделать анализ основных экономических показателей исследуемого предприятия;
- провести финансовый анализ предприятия;
- рассмотреть особенности учета на ТОО «Ферум-Кокше»;
- разработать пути совершенствования и упрощения бухгалтерского учета в Республике Казахстан и на ТОО «Ферум-Кокше».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации бухгалтерского
учета на малых предприятиях
1.1 Сущность малого бизнеса в Республике Казахстан
1.2 Организация учета в сфере частного предпринимательства
Глава 2. Анализ деятельности объекта малого предпринимательства
ТОО «Ферум-Кокше»
2.1 Краткая характеристика ТОО «Ферум-Кокше»
2.2 Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
2.3 Организация учета реализации товаров на ТОО «Ферум-Кокше»
Глава 3. Пути совершенствования организации бухгалтерского
учета и аудита на малых предприятиях
3.1 Анализ направлений упрощения системы учета для малых
предприятий
3.2 Автоматизация учета и управления на ТОО «Ферум-Кокше»
Заключение
Список литературы
Нераспределенный доход возрос в 2004 году вырос на 123 тыс. тенге (на 29%) с 421 тыс. тенге в 2003 году до 544 тыс. тенге в 2004 году. В 2005 году рост составил 23%. Кредиторская задолженность перед поставщиками составила в 2003 году – 1874 тыс. тенге. В 2004 году сумма долга увеличилась на 237 тыс. тенге (на 13%), в 2005 году на 435 тыс. тенге (на 21%).
Долг перед сотрудниками по оплате труда незначительная и за исследуемый период не возрастала, что является положительным моментом в деятельности субъекта малого предпринимательства.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами в ниже рекомендуемой нормы. Наиболее высокое значение принимает в 2005 году.
По данным рассчитанных коэффициентов можно сказать, что предприятие зависит от поставщиков. Подобная зависимость нормальное явление для предприятий сферы торговли. Зависимость в 2005году снижается по причине расширения услуг по ремонту и обслуживанию сельхозтехники и прочей техники. Риск банкротства в данной ситуации снижается за счет выгодных договоров поставки товаров, где оговариваются возможные задержки оплаты товара, либо получение товара в рассрочку, либо под реализацию.
В 2005 году рост наблюдается по коэффициенту реальной стоимости имущества с 0,953 в 2003 году и с 0,945 в 2004 году до 0,957, что показывает какую долю в стоимости имущества составляют средства производства.
Коэффициент реальной стоимости имущества выше рекомендуемых норм.
Заемных средств на предприятии больше, чем собственных. На это указывает рассчитанный коэффициент, который в 2003 году - 12,2, в 2004 году 11,2, в 2005 году – 10,8. Приближение к рекомендуемой норме – меньше 1 – это положительный фактор, который доказывает развитие предприятия и стабилизацию его финансовой деятельности.
Исследуемое предприятие не осуществляет инвестиционную деятельность и не занимается финансовой деятельностью.
Считается не целесообразным составлять свод по движению денежных средств, так как эта информация была проанализирована ранее.
Определим коэффициент платежеспособности kпл по следующей формуле.
kпл=31 тыс. тг/ 8 347тыс. тг=0,004
Если коэффициент > 1, то платежеспособность предприятия является стабильной.
В нашем случае данная фирма является неплатежеспособной, так как коэффициент платежеспособности намного ниже установленной нормы 0,004. Низкий уровень платежеспособности это явление случайного характера то есть является временным, а не хроническим. Поэтому, анализируя состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов.
Одной из причин улучшения платежеспособности является правильное использование оборотного капитала: не отвлечение средств в дебиторскую задолженность, вложение в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования. Кроме того, денежный поток и расчет прибыли могут не совпадать по времени при использовании метода признания прибыли от реализации продукции к моменту ее отгрузки. В этом случае продукция может считаться реализованной в одном временном периоде, а деньги в другом временном периоде.
2.3 Организация учета реализации товаров на ТОО «Ферум-Кокше»
Основной деятельностью предприятия является учет реализации товаров. По этой причине мы рассмотрим организацию реализации товаров на ТОО «Ферум-Кокше».
(Приложение 3)
Со склада ТОО «Ферум-Кокше» товары могут отпускаться оптовому покупателю в этом случае производятся следующие записи.
Товары со склада ТОО «Ферум-Кокше» отпускаются на основании накладных в подотчет продавцам, по продажной стоимости, что отражается в бухгалтерском учете следующими записями:
Таблица 1
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
1 |
На покупную стоимость товара переданного в подотчет продавцам |
1330 |
1330 |
300 000 |
2 |
На сумму торговой наценки 40% от покупной стоимости |
1330 |
1330 |
120 000 |
3 |
На сумму НДС в цене товара (300000+120000) *15% |
1330 |
1330 |
63 000 |
Объем реализации товаров за наличный расчет определяется величиной выручки за проданный покупателям товары.
Согласно п. 1. ст. 406 Гражданского кодекса РК по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает товар в собственность другой стороне (покупателю), а вторая принимает этот товар и обязуется уплатить за него определенную денежную сумму. К отдельным видам договора купли-продажи (п. 5 ст. 406 ГК РК) относятся розничная купля-продажа, поставка товаров и некоторые другие.
Подобное основания ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязанностей дают покупателю право возвратить товар поставщику. Такое право покупателя предусмотрено указанными нормами ГК РК, которые являются императивными, т.е. обоснованными и должны соответствовать условиям заключенного договора купли-продажи (поставки). При этом стороны вправе предусмотреть в договоре иные основания, помимо перечисленных, которые дают право покупателю отказаться от товара и произвести его возврат.
Гражданским кодексом РК закреплен принцип свободы сторон в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В случае если возврат поставщику ранее переданного покупателю товара производится по вышеуказанным основаниям, предусмотренным ГК РК или договором, покупатель, по существу, обоснованно отказывается от исполнения договора купли-продажи (поставки), поскольку, передав покупателю товар с нарушением требований о качестве, ассортименте, комплектности, упаковке и т. д., поставщик не исполнил надлежащим образом свои обязательства по договору. В связи с этим ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета записи по реализации товара покупателю должны быть уточнены путем внесения исправительных проводок.
Таким образом, в случае заключения договора купли-продажи товаров в кредит неисполнение покупателем обязанности по оплате полученного товара дает поставщику основание требовать возврата товара покупателем либо, в соответствии с договором, уплаты штрафов (пени, неустоек).
После отражения в учете соответствующих операций по возврату товаров, на сумму корректировки облагаемого оборота НДС, поставщик выписывает дополнительную счет-фактуру, в котором сумма корректировки указывается со знаком минус.
Глава 3. Пути совершенствования организации бухгалтерского учета на малых предприятиях
3.1 Анализ направлений упрощения системы учета для малых предприятий
В целях усиления тенденции развития малого предпринимательства разрабатываются программы государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Одним из направлений государственной поддержки является анализ действующего законодательства на предмет его эффективности для развития предпринимательской инициативы. Проблемы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях неоднократно поднимались и в процессе реформирования бухгалтерского учета. В частности, в Программе реформирования была специально отмечена необходимость "ввести упрощенную систему учета для субъектов малого предпринимательства". Принципы учета и отчетности для малых предприятий различны в разных странах. Подходы к организации системы учета на малых предприятиях связаны с размерами этих предприятий и их экономическими показателями.
В Казахстане к малым предприятиям в настоящее время относятся организации, максимальная численность работников которых от 30 до 100 человек (в зависимости от вида деятельности) и которые соответствуют критерию по составу уставного капитала. Эти критерии были установлены в 1995 году и до настоящего времени не пересматривались.
Таким образом, общим для большинства стран являются более низкие требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, а также предоставлению и публикации бухгалтерской отчетности.
В Республике Казахстан бухгалтерские стандарты разрабатываются и утверждаются для всех предприятий, хотя некоторые из них могут малыми предприятиями не использоваться (те, которые не отвечают нуждам малых предприятий). Упрощение учета в РК для малых предприятий в основном касается больше "технического" аспекта бухгалтерского учета: упрощение идет по направлению сокращения рабочего плана счетов и возможностью применения упрощенной формы бухгалтерского учета с применением небольшого числа бухгалтерских регистров. Предоставление бухгалтерской отчетности малыми предприятиями обязательно, но допускается предоставлять отчетность в сокращенном виде.
Несмотря на продолжение процесса реформирования бухгалтерского учета в РК остаются нерешенными ряд проблем, в частности:
1) остается открытым вопрос
о применении всех требований
бухгалтерских стандартов
2) вопрос о разработке
специальных стандартов для
3) вопрос о совместимости
финансовых требований с
При решении вопроса о применимости бухгалтерских стандартов необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие финансовой
информации и управленческой
информации. В финансовом учете
операции должны отражаться
2) информация, получаемая
при использовании
3) стандарты должны быть
совместимы с требованиями
При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что налоговый учет предназначен только для обеспечения правильности расчетов с государством. Следовательно, в нем нет необходимости отражать какую-либо дополнительную информацию, не имеющую отношения к налоговым расчетам. Следовательно, налоговый учет должен быть как можно менее трудоемким.
Бухгалтерский учет же должен обеспечить потребность внутренних пользователей (менеджмент) в информации, необходимой им для управленческих целей. В ряде стран, в частности во Франции, особенностью национально плана счетов является двухуровневая система счетов для финансового и управленческого учета. Но вместе с тем, система управленческого учета применяется лишь крупными компаниями. В РК типовой план счетов такой двухуровневой системы счетов не предусматривает, предусмотрены лишь счета, на которых может формироваться информация о затратах в разрезе, необходимом для предприятия.
Двухуровневая система счетов финансового и управленческого учета может быть самостоятельно разработана и применена малым предприятием. Это сократит объем учетной работы и повысит оперативность формируемой информации для управленческих целей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработка специальных стандартов учета для малых предприятий не является необходимым элементом законодательного регулирования бухгалтерского учета. Такие предприятия вполне могут пользоваться "общими" стандартами (положениями) минуя те, использование которых является затратоемким при одновременном отсутствии информационной необходимости в конкретной информации. Например, в некоторых стандартах прямо указано, что "данное положение может не применяться малыми предприятиями". Отчасти это связано с тем, что круг собственников малых предприятий ограничен, так как по организационно-правовой форме - это общества с ограниченной ответственностью или закрытые акционерные общества.
Собственники таких предприятий активно участвуют в хозяйственной деятельности. К активным пользователям финансовой информации малых предприятий, предоставляемой в бухгалтерской отчетности, относятся менеджмент и собственники, а так же налоговые органы и органы государственной статистики. Органы управления и собственники предприятий - это, как правило, одни и те же лица, которые в полной мере осведомлены о ситуации на предприятии. А налоговые и статистические органы не востребованы в объективной и полной информации, содержащейся в отчетности, поэтому малые предприятия предоставляют, как правило, сокращенную бухгалтерская отчетность, а именно Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Поэтому и использование вышеуказанных бухгалтерских стандартов для малых предприятий в данном случае не имеет смысла, т.к. информация, получаемая при их использовании, остается невостребованной.
Но совсем по-другому может обстоять дело у тех предприятий, которые нуждаются в заемных средствах, инвестициях, возникает необходимость публичного размещения ценных бумаг организации. В этом случае несмотря на возможное наличие относительно больших затрат, связанных с применением некоторых положений бухгалтерских стандартов и раскрытием информации в отчетности (в полном объеме), предприятию выгоднее будет их осуществить, т.к. к числу пользователей отчетности добавляются потенциальные кредиторы, инвесторы. Они востребованы в информации и о движении денежных средств, и о капитале организации, и обо всех налоговых обязательствах. Поэтому в данном случае возникает необходимость предоставления отчетности в полном объеме, содержащей объективную, достоверную информацию, полученную при соблюдении всех требований бухгалтерских стандартов. А затраты предприятия на выполнение всех этих требований могут быть не сравнимы с выигрышем, который они получат в дальнейшем, а именно от привлечения заемного или инвестиционного капитала.