Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 19:27, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что прибыль определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических основ повышения прибыли и рентабельности производства машиностроительной продукции на примере ООО «Альфа».
Введение 4
1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов 6
1.1. Понятие, классификация и система показателей финансовых результатов предприятия 6
1.2. Основные положения методики анализа финансовых результатов 11
1.3. Информационное обеспечение анализа финансовых результатов 18
2. Производственно-экономическая характеристика объекта исследования 22
3.Анализ финансовых результатов 24
3.1. Анализ состава и динамики прибыли 24
3.2. Анализ финансовых результатов от основной деятельности 26
3.3. Анализ показателей рентабельности 29
4. Рекомендации, направленные на повышение финансовых результатов 32
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 1 41
Во-первых, величина налогооблагаемой прибыли зависит от метода учета затрат (ФИФО - по стоимости первой партии, средневзвешенной себестоимости, фактической себестоимости единицы товара). Финансовый результат на конец года будет завышен, если в учетной политике организации отражен метод ФИФО.
Во-вторых, методика и результаты анализа определяются степенью детализации затрат в учетной политике фирмы. Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затраты фирмы по более крупным позициям: материальные затраты; затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. В налоговом учете затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды объединены в одну группу расходов.
Бухгалтерская прибыль до налогообложения (Пб ) — это общая прибыль, конечный финансовый результат, один из показателей эффективности работы.
По международным стандартам финансовой отчетности, прибыль - это остаточная величина, которая получается после вычета расходов из дохода. Прибыль (убыток) определяется по формулам:
П = Д - Р, У = Р - Д, (8)
где П - прибыль;
У - убыток;
Д - доходы;
Р - расходы.
Из этого следует, что если в организации отсутствуют расходы, то П = Д, а при отсутствии доходов У = Р. Следовательно, расходы - это потенциальные убытки, доходы - потенциальная прибыль, а экономическая выгода - это потенциальное увеличение начального капитала.
К планируемым финансовым результатам относятся следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, налогооблагаемая прибыль, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль.
Валовая прибыль Пвал (р.) в планируемом году определяется разницей между планируемой выручкой (нетто) от продажи (реализации) товарной продукции (работ, услуг) Вреалт, т.е. ценой товарной продукции Цт за минусом налога на добавленную стоимость Ндс, акцизов Акц и аналогичных обязательных платежей Аоб ПЛ и плановой производственной себестоимостью этой продукции Спрт без учета управленческих расходов Рупр:
или (1)
(2)
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (Прп ) представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Прибыль от продаж (прибыль от реализации) рассчитывается как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль от продаж (реализации) товаров (р.) Преал.т рассчитывают как разницу между планируемой выручкой (нетто) от продажи товарной продукции, работ, услуг, т.е. ценой товарной продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), и коммерческой (полной) себестоимостью этой продукции, подлежащей реализации в плановом году, Ском.т:
(3)
(4)
Налогооблагаемую прибыль (прибыль до налогообложения) Пн.обл (р.) вычисляют по формуле:
(5)
где прочие доходы и расходы соответственно.
Налогооблагаемая прибыль распределяется в установленном действующим законодательством порядке: перечисление в государственный и муниципальный бюджет и другие фонды по существующим видам и ставкам налогов.
Прибыль от обычной деятельности Пдеят (р.) характеризует финансовые результаты всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия; определяется исключением из величины налогооблагаемой прибыли налога на прибыль Нприб и других аналогичных обязательных платежей Ноб пл:
(6)
Чистую прибыль Пчист (р.) рассчитывают путем исключения из прибыли от обычной деятельности сальдо чрезвычайных доходов и расходов Чсд_р:
(7)
К чрезвычайным доходам и расходам относятся: некомпенсированные потери от стихийных бедствий, в том числе уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей; потери от остановки производства и др.; убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.
Чистая (нераспределенная) прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
При анализе прибыли до налогообложения необходимо дать оценку составу прибыли до налогообложения, структуре, динамике выполнения плана за отчетный год, определить факторы, повлиявшие на изменение общей суммы прибыли.
При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Главная цель любого коммерческого предприятия — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:
Факторный анализ бухгалтерской прибыли до налогообложения. предполагает исследование по следующим направлениям: анализ прибыли от реализации; анализ и оценка использования чистой прибыли; анализ взаимосвязи: затраты — объем — прибыль.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня.
Объем реализации продукции (VРП). Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура выручки (Уд). Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость (С), которая находятся в обратно пропорциональной зависимости от величины прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Уровень среднереализационных цен (Цi). При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.
Если цены на продукцию в отчетном периоде выросли по сравнению с базисным в среднем на 2,3%, то необходимо рассчитать индекс цен с последующей корректировкой общей величины выручки от реализации.
Индекс цены:
Iц = (100 + 2,3) / 100 = 1,023
Выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
Вц = В1 / Iц, (9)
где Вц — выручка от реализации в сопоставимых ценах;
В1 — выручка от реализации в отчетном периоде;
Iц — индекс цены.
Влияние фактора «выручка» на сумму прибыли от реализации можно рассчитать при помощи следующей формулы:
DПв = [((В1 - В0) - DВц)* Rпр] / 100, (10)
где DПв — изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»;
В1 и В0 — соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;
DВц = В1 - Вц, (11)
где Rпр — рентабельность продаж в базисном периоде.
Влияние фактора «цена» определяется следующим расчетом:
DПЦ = (DВц * Rп) / 100. (12)
Фактор «себестоимость реализации» определяется следующим образом:
DПс = [В1(УС1 - УС0)] / 100, (13)
где УС1 и УС0 — соответственно, уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.
Расчет влияния фактора «коммерческие расходы»:
DПкр = [В1(Укр1 – Укр0)] / 100, (14)
где Укр1 и Укр0 — соответственно, уровни коммерческих расходов отчетного и прошлого года в выручке от реализации.
Расчет влияния фактора «управленческие расходы»:
DПур = [В1(Уур1 – Уур0)] / 100, (15)
где Уур1 и Уур0 — соответственно, управленческие расходы отчетного и прошлого года в выручке от реализации.
Факторный анализ прибыли организации проводят исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.
Данные по доходам и расходам из бухгалтерской отчетности формируются в таблицы, позволяющие проводить анализ динамики и формирования финансового результата компании. Отдельно рекомендуется использовать факторную модель, которая позволяет определить, что в большей степени способствовало изменению чистой прибыли предприятия - обычные виды деятельности или прочие доходы и расходы. После анализа общего соотношения доходов и расходов необходимо провести более детальное аналитическое исследование различных показателей финансовых результатов предприятия и факторов, их определяющих. Также стоит подробно рассмотреть результаты анализа других показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности - организационно-технический уровень деятельности предприятия, рентабельность активов и собственного капитала, оборачиваемость активов и др.
Эффективность финансового анализа предприятия напрямую зависит от полноты и качества используемой информации. В настоящее время в отечественной литературе сложился упрощенный подход к реализации финансового анализа, ориентирующий его на использование исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в несколько более широком плане – на данные бухгалтерского учета. Такое ограничение информационной базы сужает возможности финансового анализа и планирования, его результативность, поскольку оставляет вне рассмотрения принципиально важные для объективной оценки финансового состояния факторы, связанные с отраслевой принадлежностью хозяйствующего субъекта, состоянием внешней среды, включая рынок материальных и финансовых ресурсов, тенденции фондового рынка, а также ряд других существенных факторов, например, финансовую стратегию собственников и руководящего персонала. Игнорирование этих факторов приводит к ошибочной оценке финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый анализ осуществляется на прочном фундаменте информационного обеспечения, центральным звеном которого выступает система учетно-аналитического обеспечения. Информационное обеспечение финансового анализа включает данные бухгалтерского учета, статистического учета, разнообразную маркетинговую информацию. На уровне организации одной из составляющих информационного обеспечения финансового анализа на перспективу являются бухгалтерские данные. В этом проявляется неразрывная связь бухгалтерского учета с управлением, ибо, чтобы управлять надо, при прочих равных условиях, владеть необходимой информацией.
Принципиальное значение для перспективного финансового анализа имеет информация, характеризующая собственников предприятия, с помощью которой при проведении внешнего финансового анализа хозяйствующего субъекта можно составить более или менее точное представление о целях его деятельности. Значимость подобной информации связана с тем, что она позволяет идентифицировать предприятия, ориентированные на устойчивое долгосрочное функционирование, и предприятия, которые преследуют краткосрочные цели извлечения прибыли.
Информация, содержащаяся в учредительных документах, является ключевой в оценке прав отдельных групп собственников предприятия на доходы и активы. Важнейшие финансовые решения, касающиеся увеличения или уменьшения уставного капитала, распределения прибыли и формирования фондов и резервов, определяются учредительными документами предприятия. Принципиальное значение для классификации видов доходов и расходов предприятия, а, следовательно, для анализа финансовых результатов и доходности деятельности имеет информация зарегистрированных в учредительных документах и в уставе видах деятельности. Данная информация является необходимой при формировании налоговой политики предприятия.
Данные финансового учета составляют основу информационного обеспечения системы финансового анализа. На базе этой информации проводится обобщенный анализ финансового состояния, и разрабатываются прогнозные оценки значений основных финансовых показателей.
Преимуществом информации финансового учета и отчетности является ее сравнительная достоверность, поскольку она отражает события, уже имевшие место, при этом, показатели одной группы измерены количественно. Тот факт, что формирование показателей финансового учета и отчетности базируется на общих методологических принципах ведения бухгалтерского учета с определенными допущениями, позволяет говорить о достаточно высокой степени надежности такой информации (разумеется, если есть уверенность в соблюдении составителями бухгалтерской отчетности этих принципов). Вместе с тем ключевая для финансового анализа информация финансового учета и отчетности может быть использована только при условии полного понимания тех принципов и правил, на основе которых она была сформирована, а также условностей и допущений, которыми сопровождается измерение ресурсов, источников их образования, доходов и расходов предприятия.
Информация о работе Повышение прибыли и рентабельности производства машиностроительной продукци