Порядок проведения инвентаризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Одним из эффективных (в силу универсальности и комплексности) методов бухгалтерского учета, которым юрист (правоприменитель) может воспользоваться непосредственно и без которого немыслимы учет и контроль, является инвентаризация имущества и обязательств (ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Инвентаризация используется при осуществлении фактического контроля, представляющего собой проверку материальных ценностей в натуре.

Оглавление

Введение
1. Инвентаризация и ее значение в деятельности правоохранительных органов
2. Понятие инвентаризации
3. Функции инвентаризации
4. Виды инвентаризации
5. Цели инвентаризации
6. Порядок проведения инвентаризации
7. Результаты инвентаризации
8. Особые условия проведения инвентаризации
Заключение
Задача
Библиографический список

Файлы: 1 файл

контр. суд бухгалтерия.docx

— 40.74 Кб (Скачать)

   7. Результаты инвентаризации                                      

   Результаты  инвентаризаций могут показать:

   совпадение  книжных и фактических остатков. Это положительный результат  инвентаризации. Однако нужно учитывать, что такое совпадение в ряде случаев  может быть вызвано тем, что члены  инвентаризационной комиссии вместо фактической  проверки материальных ценностей заполняли  описи на основе книжных остатков или со слов материально ответственных  лиц;

   превышение  книжных остатков над фактическими, в результате чего образуется недостача материальных ценностей;

   превышение  фактических остатков над книжными, в результате чего образуются излишки ценностей.

   Причины образования недостач или излишков могут быть самыми разнообразными: ошибки в учетных записях в  результате неправильного отражения  операций с материальными ценностями, различного рода злоупотребления (обмеры, обвесы, завоз неоприходованного "левого" товара и т.п.), изменение количества товарно-материальных ценностей вследствие естественного природного воздействия и др.

   В ходе выявления результата инвентаризации может быть обнаружена пересортица, т.е. какой-либо однородный товар оказывается  одновременно в излишке и в  недостаче (например, масло 1 сорта будет  в излишке, а 2 сорта - в недостаче).

   Пересортица выявляется лишь в тех организациях, где ведется количественно-сортовой учет.

   Причинами образования пересортицы могут  быть как ошибки материально ответственного лица (когда товар одного сорта  был отпущен вместо товара другого  сорта), так и злоупотребления, связанные  с разницей в стоимости однородных товаров разных сортов.

   Нормативные акты, регулирующие проведение инвентаризации, предусматривают возможность взаимного  зачета излишков и недостач, однако только в виде исключения за один и  тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении  товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных  количествах. Решение о зачете принимает  руководитель организации.

   После зачета пересортицы оставшиеся излишки  должны быть полностью оприходованы. В соответствии с действующим  законодательством излишки приходуются  по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Если стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница относится на виновных лиц.

   В случае выявления фактических недостач рассматривается вопрос о применении норм естественной убыли. Под естественной убылью понимается изменение веса (объема) товарно-материальных ценностей в  связи с изменением их физико-химических свойств, образующихся под воздействием естественных условий (например, усушки, утруски, испарения и т.п.). Нормы  естественной убыли указаны в  инструкциях "Сборника норм естественной убыли продовольственных и других товаров народного потребления  и некоторых видов продукции  производственно-технического назначения при приемке, хранении, отпуске и  транспортировке". Естественная убыль  начисляется не по всем товарам, причем применяется только в пределах выявленной недостачи. В практике встречаются  случаи, когда материально ответственные  лица пользуются возможностью начисления такой убыли и за счет этого  совершают хищения материальных ценностей.

   От  естественной убыли надо отличать порчу  товаров. Порча оформляется соответствующим  актом, где указывают наименование, сорт, артикул, цену за единицу, количество, стоимость, причину и виновников, а также возможность дальнейшего  использования ценностей (продажа  по сниженным ценам и т.п.). Потери от порчи взыскивают с виновных в  ней лиц. На товары, списанные в  результате их порчи, естественная убыль  не начисляется.

   О причинах образования недостач и  излишков ценностей у материально  ответственных лиц отбираются подробные  объяснения, которые должны быть проверены. 

   8. Особые условия  проведения инвентаризации

   Имеются особенности инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков  строгой отчетности, поскольку все  перечисленные ценности хранятся в  кассе организации, а инвентаризация кассы, кроме вышеуказанных Методических указаний, регулируется также Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.

   Инвентаризация  денежных средств, находящихся в  банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными  выписок банка.

   Имеет свои особенности и инвентаризация расчетов организации с различными дебиторами и кредиторами: она заключается  в проверке обоснованности сумм соответствующих  видов задолженности, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Такая  проверка предполагает обращение к  документам других организаций, взаимосвязанных  с инвентаризуемой.

   Недостачи материальных ценностей, денежных средств  и другого имущества, а также  порча сверх норм естественной убыли  относятся на виновных лиц. В тех  случаях, когда виновники не установлены  или во взыскании с виновных лиц  отказано судом, убытки от недостач и  порчи списываются на издержки производства и обращения организации.

   В документах, представляемых для оформления списания недостач и ценностей сверх  норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о  факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или  соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.)

   По  окончании инвентаризации ее материалы  рассматриваются на заседании постоянно  действующей инвентаризационной комиссии, выясняют причины, а также виновников недостач и излишков, вносят предложения  по улучшению учета, устранению недостатков  в организации хранения ценностей  и т.п.

   Действующим законодательством предусмотрена  возможность осуществления контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия тех помещений, где проводилась инвентаризация.

   Работа  по инвентаризации считается законченной  лишь после того, как все расхождения  в учетных данных, обнаруженные в  результате инвентаризации, выяснены и отрегулированы. Это должно быть отражено на счетах бухгалтерского учета.

   Соблюдение  указанных правил обязательно и  для тех инвентаризаций, которые  проводятся вне связи с уголовным  делом.

   Поэтому материалы ранее проведенных  инвентаризаций могут дать следователю  информацию о том, что имевшие  место нарушения правил проведения инвентаризации не позволили своевременно выявить имевшиеся недостачи  и излишки материальных ценностей.

   Что касается юридической практики, то в процессе разрешения гражданско-правовых споров или расследования уголовных  дел материалы инвентаризаций всегда используются в комплексе с документальными  данными, отражающими движение денежных средств и товарно-материальных ценностей. 
 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Инвентаризация  имущества и обязательств как  комплексный метод бухгалтерского учета выполняет защитную функцию  и потому имеет важное юридическое  значение.

   Юристу-практику, правоприменителю необходимы не просто бухгалтерские, а именно специальные судебно-бухгалтерские познания, которые он вправе применять непосредственно в своей профессиональной деятельности. 

 

   ЗАДАЧА

   Провести  все необходимые записи на схемах счетов на основании следующих данных и составить проводки: получены материалы  от поставщика на сумму 12500 и 130000 рублей и оплачено поставщику материалов из кассы на общую сумму 132000 рублей. Сальдо при расчетах с поставщиками на начало текущего месяца составило 1200 рублей.

 

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. О бухгалтерском учете [электронный ресурс]: ФЗ РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]/НПП «Гарант-Сервис».– Последнее обновление 09.10.2011.
  2. Голубятникова С.П. Судебная бухгалтерия и основы аудита: Учебник/С.П. Голубятникова. М.: Юрид. лит., 2004. – 300с.
  3. Толкаченко, А.А. Правовая (судебная) бухгалтерия: курс лекций/А.А. Толкачева.- М.: Юристъ, 2003.- 165 с.
  4. Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров/М.А. Климова. – М.: Бератор-Пресс, 2010. – 384 с.

Информация о работе Порядок проведения инвентаризации