Понятие, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследования системы бухгалтерского учета по расчету с покупателями и заказчиками. разработка рекомендации по повышению эффективности системы учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Задачи работы:
раскрыть экономическую сущность расчетов, дать понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
исследовать нормативные документы, регулирующие договорные отношения и бухгалтерский учет расчетных операций;
рассмотреть особенности документированного оформления расчетов с покупателями;
охарактеризовать виды и формы расчетов

Файлы: 1 файл

бфу.docx

— 69.41 Кб (Скачать)

Если партнер выполнил свои обязательства раньше, то пока ваша организация не произведет встречную  отгрузку, все полученное имущество  принадлежит продавцу и учитывать  его надо за балансом на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение". И только после окончательного расчета по договору купленные ценности можно оприходовать на соответствующих  счетах – 10.1 «Сырье и материалы», 41 «Товары» и т.д. Кроме того, в себестоимость купленных товаров нужно включить сумму доплаты без НДС (если она предусмотрена договором). Ведь по общему правилу, себестоимость купленного имущества равна сумме всех затрат на его приобретение.

В бухгалтерском учете  договор мены отражается в следующем  порядке:

Дебет 62 Кредит 90.1 -590000рб. - отражена выручка от реализации продукции, равная стоимости полученных по договору мены товаров с учетом доплаты;

Дебет 90.3 Кредит 68 «Расчеты по НДС»-9000 рб - начислен НДС с выручки от реализации продукции;

Дебет 90.2 «Себестоимость продажь» Кредит 41 «Товары» - списана себестоимость продукции;

Дебет 90.9 «Прибыль (убыток) отчетного года» Кредит 99 - отражена прибыль от реализации продукции;

Дебет 41 Кредит 90.2 - оприходованы товары по договору мены по фактической себестоимости, которая равна продажной стоимости переданной продукции за вычетом НДС;

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 91. «Прочие доходы и расходы» - отражена разница между выручкой и стоимостью полученных товаров. [8]

Расчеты с покупателями и заказчиками  при осуществлении посреднических операций. При реализации своей продукции, предприятие пользуется услугами посредников. Такого рода операции в обязательном порядке должны оформляться соответствующими договорами, которые могут быть трех видов: поручения, комиссии и агентские. При этом все посреднические операции имеют как общие, так и присущие определенному их виду особенности отражения в учете организаций. Договор комиссии является одним из видов посреднических договоров.

Аналогично другим посредническим операциям, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или  несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Однако главной отличительной  особенностью такого рода сделок является то, что по операциям, совершенным  комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил  с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Это  означает, что в отличие, например, от договора поручения или агентского соглашения, комиссионер все сделки совершает от своего имени.

Договором комиссии в обязательном порядке определяется цена, по которой  комиссионер должен продавать товар  комитента. При этом может быть установлено  как фиксированное ее значение (то есть продажа товаров должна производиться только по цене, определенной комитентом), так и возможность комиссионера реализовывать товар со своей наценкой.

В этом случае помимо вознаграждения комиссионер может получить дополнительную выгоду, если продает товары по ценам, выше установленных комитентом. В  данной ситуации законодательством  определено, что сумма такой выгоды делится между комиссионером  и комитентом поровну, если иное не установлено соглашением сторон. Следовательно, договором комиссии может быть установлен иной порядок  распределения дополнительного  дохода (вплоть до 100-процентного перечисления этой суммы в пользу комиссионера либо комитента).

Комиссионер, продавший товар  по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать данный товар  по согласованной цене и продажа  по более низкой цене предупредила еще большие убытки. Кроме того, возможность снижения продажной  цены комиссионером может быть установлена  договором комиссии.

Договором комиссии на посредника может быть также возложена обязанность  приобретения товаров (заказов и  оплаты работ или услуг) для комитента  за счет его средств (причитающейся  ему выручки или дополнительно  перечисленных комиссионеру сумм). За подобные посреднические услуги комиссионеру также полагается вознаграждение, выплачиваемое  ему в порядке, указанном выше.

К такого рода расходам могут  быть отнесены, к примеру, таможенные расходы при продаже товаров  на экспорт (или приобретении импортных  товаров), затраты на транспортировку  и страхование реализуемых товаров, если они включены в установленную  комитентом продажную цену этих товаров, дополнительные расходы по упаковке (тара) и т.п.). Однако следует иметь  в виду, что комиссионер не имеет  права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества комитента, если договором комиссии не установлено  иное. Данное положение особенно актуально  для организаций, осуществляющих комиссионную торговлю через магазины или иные пункты розничной сети. В этом случае плату за хранение товара (например, при возврате комитенту нереализованного товара) комиссионер имеет право требовать лишь при наличии такого рода обязательства комитента в договоре комиссии.

В целях исполнения договора комиссии комиссионер имеет право  заключать договора субкомиссии  с другими лицами, если иное не предусмотрено  этим договором.

По договору субкомиссии  комиссионер приобретает в отношении  субкомиссионера права и обязанности  комитента. При этом перед своим  комитентом комиссионер остается единственным ответственным за все действия субкомиссионера.

Поскольку для целей бухгалтерского учета и налогообложения посредническая деятельность является самостоятельным  видом деятельности, для учета  прямых расходов комиссионера целесообразно  применять счет 20 «Основное производство», а для учета косвенных затрат (управленческих расходов) - счет 25 «Накладные расходы».

Законодательством не ограничен  строгими рамками предмет комиссионного  договора. По поручению комитента  комиссионер может осуществлять как приобретение для него материальных ценностей у третьих лиц, так  и заключение договоров с покупателями на реализацию товаров комитента.

Договором может быть предусмотрено, что дополнительные расходы, произведенные комиссионером  при реализации товаров, ему не будут  возмещаться комитентом. В этом случае такого рода расходы будут являться затратами комиссионера по обеспечению  выполнения поручений клиента (комитента).

 

  1.3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками

 

К покупателям и заказчикам относятся организации, потребляющие продукцию ООО «Атлант».

 Предприятие может  реализовывать на сторону как  готовую продукцию, произведенную самим предприятием, так и материалы, основные средства, нематериальные активы и т.п. Покупателями могут быть как отечественные фирмы и лица, так и иностранные. В зависимости от того, кто является покупателем, меняются и порядок учета (правила учета). Согласно действующему законодательству при постановке учета реализации организации исходят из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При этом моментом реализации считается  дата перехода прав собственности на    отгруженную   продукцию    (товары,   работы,   услуг).   Эту    дату  партнеры должны определить в договоре. При составлении договора они используют статьи 218, 223, 224, Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которым право собственности у приобретателя по Договору поставки (купли-продажи) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом и договором. [15, с.12].

Передачей признается вручение вещи приобретателю, сдача ее перевозчику  для отправки приобретателю. При этом к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товаросопроводительного документа.

Факт передачи товара продавцу, например, через посредника или через перевозчика фиксируется товаросопроводительными документами. Место передачи товара определяется условиями заключенного договора.

Кроме того, в договоре необходимо определить порядок исполнения обязанностей продавца и покупателя, связанных с передачей товара. Если этот порядок стороны не расписали подробно, то он определяется рядом статей главы 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации. [16, с.27].

В соответствии с законодательством, если договором не определен переход прав собственности, то по умолчанию им считается момент выполнения условий поставок. При заключении договора между поставщиками и покупателями делается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик. Наиболее распространены следующие виды условий поставок;

  • франко-склад поставщика - все расходы, связанные с отгрузкой, организация-поставщик включает в платежное требование (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки, погрузки продукции в вагоны;
  • франко-вагон  станция  отправления -  поставщик включает в платежное

требование  только сумму железнодорожного тарифа;

  • франко-станция назначения - все расходы по отгрузке, включая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик;
  • франко-склад  покупателя – кроме  указанных расходов поставщик оплачивает погрузочно-разгрузочные работы на станции покупателя, на его складе и

стоимость перевозки до его склада и др.

Самым распространенным видом оплаты на ООО «Атлант» является франко-склад  поставщика т.е. все расходы, связанные с отгрузкой, организация-поставщик включает в платежное требование.

В бухгалтерском учете товар  считается реализованным в момент его отгрузки (в связи с переходом права собственности на товар к покупателю), поэтому реализация товара для целей налогообложения (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи». [24].

Основным счетом, связанным с  учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это  активно-пассивный счет. Сальдо этого счета показывается развернуто.

  Сальдо дебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданных  заказчику работ, услуг, продукции  неоплаченных; сальдо кредитовое - сумму  полученных авансов; оборот по  дебету - отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце и сумму погашенных авансов; оборот по кредиту - суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов и погашенной задолженности. Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей и каждого отгрузочного и платежного документа.

Еще один счет, связанный с реализацией  товара - это счет 44 «Коммерческие расходы». В состав коммерческих расходов входят расходы на тару, транспортные расходы по сбыту товара, производимые за счет поставщика, согласно условиям поставок (погрузка, доставка, разгрузка); комиссионные сборы (отчисления), оплаченные сбытовым и другим посредником предприятия; оплаты труда, рекламные расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

Аналитический учет по счету 44 «Коммерческие расходы» ведется по каждой статье расходов.

 Счет 44 «Коммерческие расходы»- активный, сальдо равно сумме  производственных расходов,  приходящихся на отгруженную, но реализованную на начало месяца   продукцию,  оборот   по   дебету  -  затраты  отчетного месяца связанные с

отгруженной продукцией; оборот по кредиту- затраты, списанные  в отчетном месяце на реализованную продукцию. Расходы на упаковку и транспортные расходы, входящие в состав коммерческих расходов, включается в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем.

Как уже говорилось ранее покупатель - это предприятие, организация, фирма обратившийся к поставщику с заявкой на поставку какого-либо товара или выполнения работ, услуг. Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям, в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки. При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время,  пoлучив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя другие формы расчетов. [10, с.45].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АТЛАНТ»)

           2.1. Экономическая характеристика предприятия ООО «Атлант»

 

В 2006 г. было принято решение создать Общество с ограниченной ответственностью «Атлант».

Общество  располагается на территории площадью 29000 квадратных метров. Имеет благоприятное  территориальное расположение, находится  вблизи кинотеатра «Центральный».

Основной  вид деятельности, которым занимается общество – это производство и  продажа строительными материалами, мужскими и женскими фирменными одеждами, аксессуары и т.д.

ООО «Атлант» имеет во владении и пользовании одно складское помещение, бетонный узел, производственно-административный корпус А и В, 3 грузовых автомашины и легковую автомашину.

Информация о работе Понятие, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками