Понятие, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследования системы бухгалтерского учета по расчету с покупателями и заказчиками. разработка рекомендации по повышению эффективности системы учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Задачи работы:
раскрыть экономическую сущность расчетов, дать понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
исследовать нормативные документы, регулирующие договорные отношения и бухгалтерский учет расчетных операций;
рассмотреть особенности документированного оформления расчетов с покупателями;
охарактеризовать виды и формы расчетов

Файлы: 1 файл

бфу.docx

— 69.41 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реформирование  бухгалтерского учета в России связано  с тем, что существовавшая ранее система ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности учитывала интересы только одного пользователя - государства и определяла правила бухгалтерского учета в условиях плановой организации экономики. Переход экономических отношений на рыночные рельсы, появление многочисленной группы пользователей, заинтересованных в учетной и отчетной финансовой информации, а также изменения гражданско-правовой среды предопределили необходимость адекватной трансформации как системы, так и правил бухгалтерского учета.

В настоящее  время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

По состоянию  на 2011 г. в области формирования нормативной базы бухгалтерского учета разработано и действует 21 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ); 12 методических указаний; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, а также блок нормативных документов по формированию бухгалтерской отчетности. В результате этой работы многие положения Международных стандартов финансовой отчетности внедрены в российскую нормативную базу, сформирован новый понятийный аппарат, отражающий вновь появившиеся объекты бухгалтерского учета (например, нематериальные активы, финансовые вложения, прекращаемая деятельность и т.д.).

Актуальность  исследования вопросов бухгалтерского учета расчетов с покупателями обусловлена  тем, что предприятия постоянно  ведут расчеты с покупателями за купленные ими товары.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к образованию дебиторской и кредиторской задолженности, которая в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.

Сомнительная  дебиторская задолженность и  просроченная кредиторская задолженность свидетельствует о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие  рыночных отношений повышает ответственность  и самостоятельность предприятий  в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности  расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской  и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможности гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и аудит состояния расчетов. Для проведения аудита используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует современного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в  первичных документах и учетных регистрах.

Целью работы является исследования системы бухгалтерского учета по расчету с покупателями и заказчиками. разработка рекомендации по повышению эффективности системы учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Задачи работы:

  • раскрыть экономическую сущность расчетов, дать понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
  • исследовать нормативные документы, регулирующие договорные отношения и бухгалтерский учет расчетных операций;
  • рассмотреть особенности документированного оформления расчетов с покупателями;
  • охарактеризовать виды и формы расчетов;
  • провести анализ влияния состава и срока образования задолженности покупателей на финансовое положение организации;
  • провести анализ ликвидности текущих активов и степени влияния состояния расчетов на коэффициенты ликвидности и оценку финансового положения.

Объектом исследования является ООО  «Атлант».

Методологической  основой для работы послужили: Федеральный  Закон «О бухгалтерском учете»; Положение  по введению бухгалтерского учета и  отчетности в РФ; Постановления Правительства  РФ и инструктивные материалы  по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.

Источниками конкретной информации для проведения исследования являются:

  • годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2009 гг.: форма № 1 "Бухгалтерский баланс", форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".
  • данные аналитического и синтетического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  • первичные документы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

          1.1. Понятие, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками

 

Покупатели и заказчики –  это организации или лица, приобретающие  готовую продукцию,  а также различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды,  газа и др.) и требующие выполнения разных работ (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчетные операции являются непременным условием предпринимательской деятельности и могут осуществляться как безналичным  способом, так и наличными деньгами.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку  достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также  заинтересованность государства в  их развитии. [19, с.27].

Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых  имеет специфические особенности  в движении расчетных документов. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу  которых относятся способ платежа  и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом понимается система оформления, использования  и движения расчетных документов и денежных средств. В него входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры  и передача его другим участникам расчетов; движение расчетного документа  между учреждениями банков; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк и    т. п. [19, с.29].

Организации чаще всего используют следующие формы расчетов:

  • платежные поручения;
  • чеки;
  • аккредитивы;
  • векселя;

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, должны содержать следующие данные:

  • наименование расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
  • наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
  • наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств.

Первый  экземпляр расчетного документа  должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться  счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета  плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа. [24, с.87].

Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических  средств. Чеки выписываются от руки чернилами  или шариковыми ручками. 
Расчетные документы принимаются банками к исполнению в течение операционного дня банка. Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день. 
Расчеты платежными поручениями: 
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя.

Возможности применения в расчетах платежных  поручений многообразны. С их помощью  осуществляются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. При  этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями. 
Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается).

Расчеты через систему РКЦ осуществляются в следующем порядке. Корреспондентские счета открываются в РКЦ по месту нахождения коммерческих банков на основании заявлений этих банков. При поступлении распоряжений о перечислении средств от клиентов коммерческого банка ими формируются сводные платежные поручения с приложением описи и копий расчетных документов клиентов-плательщиков и передаются в РКЦ для осуществления платежей. При наличии достаточных средств на корреспондентском счете коммерческого банка РКЦ производит списание средств со счета коммерческого банка. При отсутствии средств на корсчете неоплаченные платежные документы помещаются в картотеку. Их оплата производится по мере поступления средств на корреспондентский счет коммерческого банка. Для пополнения корреспондентского счета коммерческие банки могут произвести заем средств в Центральном банке (предоставляется надежным и платежеспособным банкам) или перечислить средства, имеющиеся в распоряжении коммерческого банка. 

При постоянных и равномерных поставках товаров  и оказании услуг покупатели могут  рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты  осуществляются не по каждой отдельной  отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки  и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг  на предстоящий месяц, квартал. 

Чековая форма расчетов:

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку  уплатить с его счета держателю  чека определенную денежную сумму. Различают  денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные  чеки применяются для выплаты  держателю чека наличных денег в  банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные  расходы и т. д.). 
Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. [18, с.59].

Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми. 
Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.  
Непокрытые расчетные чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка.  
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 и 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленного по этой книжке лимита. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете. 

Клиент, с которым рассчитались чеком  из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк. Тот в свою очередь посылает чек почтой в банк плательщика. Там  на основании этого документа  составляется кредитовое авизо и  отправляется обратно в банк клиента-получателя чека. Только тогда средства зачисляются  на расчетный счет предприятию поставщику.

Вексельная  форма расчетов.Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа - векселя.

Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной  законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать  от должника уплаты обозначенной в  векселе денежной суммы. Закон различает  два основных вида векселей: простые  и переводные.  [17, с.21].

 

1.2 Особенности  учета расчетов с покупателями  и заказчиками по договору  мены и расчетов авансами

 

Учет  расчетов с покупателями при продаже  продукции по договору мены. В бухгалтерском учете продавец признает выручку в тот момент, когда право собственности на реализованный товар переходит к покупателю. По договору мены каждая из сторон сделки является и продавцом, и покупателем. При этом право собственности на купленный товар организация получает одновременно с тем, как перестает быть собственником проданного. Происходит же это в тот момент, когда обе стороны передадут друг другу все, что положено по договору. Отступить от него можно только оговорив особый порядок перехода права собственности в договоре. Получается, что по договору мены в бухгалтерском учете выручка признается тогда, когда обе стороны полностью выполнят свои обязательства, то есть отгрузят друг другу товары. Поэтому, если организация отгрузила товар раньше партнера, то учитывать его нужно на счете 41 «Товары». А выручку необходимо отразить в тот день, когда контрагент организации в свою очередь передаст все причитающееся по договору мены.

Информация о работе Понятие, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками