Понятие метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:27, реферат

Краткое описание

Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность способов (приемов) регистрации, сводки и обобщения в учетных регистрах данных о затратах на производство продукции и исчисления ее себестоимости (по всей продукции в целом, по видам продукции и единицам продукции).

Файлы: 1 файл

Понятие метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.docx

— 35.78 Кб (Скачать)

Метод калькулирования  сокращенной себестоимости продукции (метод директ-костинг) 

Метод директ-костинг (себестоимость по прямым затратам), как уже упоминалось, впервые  возник в Германии (в 30-е гг. XX вв.). В первые годы применения этого метода производственная себестоимость продукции  исчислялась только по прямым переменным затратам; в дальнейшим - не только по прямым, но и по косвенным переменным расходам. 

Применительно к  России сущность метода директ-костинг  заключается в том, что сокращенная  или неполная производственная себестоимость  продукции исчисляется только по переменным и условие переменным затратам. 

Прямые переменные расходы сразу учитываются на счетах учета затрат на производство и калькулирование себестоимости  продукции (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). 

Условно-переменные расходы в течение месяца учитываются  на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и по окончании месяца списываются  на счета учета прямых переменных затрат (20, 23, 29). 

Постоянные расходы  учитываются в течение месяца на счете 26 «Общехозяйственные расходы», с которого по окончании месяца их списывают на счет 90 «Продажи». Это  означает, что общехозяйственные  расходы в производственную себестоимость  продукции не включаются. 

При исчислении сокращенной  себестоимости продукции используют показатели маржинального и остаточного  дохода (прибыли от производства). 

Маржинальный доход  определяют вычитанием из выручки от продажи продукции или стоимости  произведенной продукции суммы  переменных затрат. 

Показатель остаточного  дохода или прибыли от производства исчисляют вычитанием из маржинального  дохода постоянных затрат. 

Приведенный расчет можно принимать в качестве отчета по прибыли от производства. Такие  отчеты целесообразно составлять по организациям в целом, ее структурным  подразделениям, видам продукции  и др. 

Показатели маржинального  дохода и прибыли от производства имеют важное значение для управления себестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой  продукции, величины переменных и постоянных затрат. 

На основе анализа  взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» определяют критическую точку объема производства в единицах продукции  или стоимости продукции. 

Например, критическую  точку объема производства в единицах продукции (X) определяют по формуле: 

Х = П32:(Ц-П31), где Ц - цена единицы продукции; П31 — переменные затраты на единицу продукции. 

При цене единицы  продукции в 1000 руб. и переменных затратах на единицу продукции в 600 руб. 

X = 150 000 руб.: (1000 руб. - 600 руб.) = 375 ед. 

Кроме того, на основе данных, получаемых при методе директ-костинг, обосновывают оптимальный объем  производства продукции, целесообразность принятия отдельных заказов, цены на новую продукцию и др. 

Наряду с отмеченными  достоинствами методу директ-костинг  свойственны некоторые недостатки. Исчисление и использование показателей  сокращенной производственной себестоимости  отдельных видов продукции и  всей продукции в целом вызывает последствия, изложенные в п. 19.2. 

Следует отметить, что  состав статей рассмотренного выше отчета по прибыли от производства при методе директ-костинг в значительной мере соответствует составу статей Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2 квартальной  и годовой бухгалтерской отчетности): выручка от продажи, себестоимость  проданной продукции, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль от продаж. 

Показатели валовой  прибыли, себестоимости проданной  продукции, управленческих расходов ф. № 2 соответствуют статьям маржинального  дохода, переменных и постоянных затрат отчета о прибыли от производства. 

Различие состоит  лишь в показателях «прибыль (убыток) от продаж» и «прибыль от производства», поскольку первый показатель исчисляется  с учетом, а второй - без учета  расходов на продажу. 

Использование данных по счетам 25 и 26 для калькулирования  себестоимости продукции по методу директ-костинг дает не совсем точные результаты. Для исчисления более  точных показателей себестоимости  продукции по данному методу необходимо из состава общепроизводственных расходов выделить реальные переменные косвенные  расходы и присоединить их к прямым переменным расходам для определения  совокупных переменных затрат. 

Для получения данных о косвенных переменных расходах, учитываемых по счету 25 «Общепроизводственные  расходы», целесообразно открыть  к этому счету два субсчета: 

    25-1 «Общепроизводственные  переменные расходы»;

    25-2 «Общепроизводственные  постоянные расходы».  

На первом субсчете следует учитывать основную часть  расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (сумма амортизации  по основным средствам, начисляемая  в зависимости от объема продукции (работ), стоимость потребленного  топлива, всех видов энергии, смазочных  материалов, расходы по текущему ремонту  оборудования и транспортных средств, внутризаводскому перемещению грузов и др.). 

На втором субсчете учитывают ту часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, которая не зависит от объема производства (суммы амортизации по основным средствам, начисляемые способами, не связанными с объемом производства, часть прочих расходов и др.), а также все остальные расходы по обслуживанию, организации и управлению структурным подразделением организации. 

Конкретный перечень расходов, учитываемых на первом и  втором субсчетах счета 25, определяется с учетом всех специфических особенностей деятельности структурных подразделений  и организации в целом. 

По окончании месяца общепроизводственные переменные расходы  следует списывать на счета учета  прямых затрат, а общепроизводственные постоянные расходы - на счет 90 «Продажи». 

Следует отметить, что  во многих западных странах метод  директ-костинг не рекомендуется  использовать для составления финансовой отчетности и налогообложения. Он применяется  именно в управленческом учете для  осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений.

Информация о работе Понятие метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции