Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: понятие налоговой системы РФ.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать современное состояние экономики современной России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………5
1.Основная часть
1.1.Понятие и структура налоговой системы
Российской Федерации …………………………...……………………..8
1.1.1 Понятие и сущность налогов и сборов………………………......8
1.1.2 Структура налоговой системы
Российской Федерации ……………………………….……..……..…….11
1.1.3 Механизм управления налоговой системой
Российской Федерации…………………………………………..……...15
1.2.Характеристика налоговой системы
Российской Федерации …………………………….……………………21
1.2.1 Структура и динамика налоговых поступлений
в федеральный бюджет Российской федерации ………..………….....21
1.2.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов
в бюджеты ……………………….…….………………………………...27
1.3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы
Российской федерации ……………………….…………………..…….29
2.Практическая часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..35
Приложения……………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

Курсовая по Мусатовой(окончательная версия)(2012).docx

— 160.09 Кб (Скачать)

В настоящее время, аккумулируя  налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что  именно за счет налоговых поступлений  государству удается удовлетворить  различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в  центральных бюджетах развитых стран  составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя  объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство  влияет на экономическое поведение  налогоплательщиков, реализуя тем самым  регулирующую функцию налогов.

Как известно, налоги выполняют  две главные функции - фискальную и регулирующую. Именно выполняемые  функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место  в жизни общества.

Фискальная функция налогов  обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных  условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

Современная налоговая система  РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ "Об основах  налоговой системы в РФ", принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого  Закона РФ связано было наряду с  множеством ее недостатков, прежде всего  с отсутствием единой законодательной  и нормативной базы налогообложения.

Огромное значение для  формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального  дохода страны, обращаемого через  различные виды денежных поступлений  в собственность государства  с целью создания финансовой базы для осуществления задач и  функций.

Источники и виды государственных  доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

Рассматривая понятие  бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в  финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления".

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих  уровней:

федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

местных бюджетов.

В России в настоящее время  в структуре доходов федерального бюджета основная масса - налоговые  доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к  уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов  входят:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы;

Налог на прибыль организаций;

Налог на доходы физических лиц;

Государственная пошлина;

Водный налог;

Сбор за право пользования  объектами животного мира и водными  биологическими ресурсами;

Налог на добычу полезных ископаемых;

10) Налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами;

Налоговые доходы от федеральных  налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный  бюджет при соблюдении следующих  нормативов:

налога на прибыль организаций  по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный  бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных  организаций, не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, а также  в части доходов, полученных в  виде дивидендов и процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций  при выполнении соглашений о разделе  продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную  стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный  бензин, прямогонный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам  и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации при  выполнении соглашений о разделе  продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;

сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

единого социального налога по ставке, установленной Налоговым  кодексом в части, зачисляемой в  федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты и указанной  в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса  РФ) - по нормативу 100 процентов.

1.2.2 АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТЫ

Правительством утвержден  План мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике регионов. Антикризисные мероприятия осуществляются одновременно в нескольких направлениях. Первое - минимизация роста безработицы и стабилизация производства. В связи с этим Программа реализации мер по поддержке рынка труда, принятая Правительством, предусматривает в случае угрозы массового увольнения опережающее профессиональное обучение, временное трудоустройство, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных. Кроме того, как при софинансировании из федерального бюджета, так и самостоятельно осуществляется бюджетное субсидирование предпринимателей всех отраслей экономики.

Второе - усиление управления доходными источниками. Начиная с 2008 года действует План мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет. Инструментом его реализации являются Соглашения, заключаемые между Правительством и администрациями муниципальных районов. Немаловажную роль в реализации данных Соглашений сыграли отраслевые соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве в соответствующей сфере, заключенные между органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской деятельности.

Практика заключения соглашений дала положительный результат: обеспечены обязательства по увеличению заработной платы как муниципальным бюджетникам, так работникам производственной сферы. Объем дополнительных поступлений  налоговых и неналоговых доходов  за 2011 год составил 12% к первоначальному плану. По итогам I полугодия 2011года условия Соглашений в части налоговых и неналоговых доходов исполнены с увеличением на 17,1%.

Экономический и социальный эффект совместных действий органов  государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов  нашел отражение в положительной  динамике макроэкономических показателей  в январе - июне текущего года. При  росте цен на закупаемые промышленные товары более чем на 28% индекс промышленного  производства вырос на 8%, номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата на 19,2%.

Третье. Любой кризис подталкивает к совершенствованию структуры  управления и оптимизации нерациональных расходов. В соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ  в органах  исполнительной власти сокращена численность  госслужащих. Для муниципальных  образований, подпадающих по действие п.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ, утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных  лиц и муниципальных служащих. В дополнение к этим ограничениям, Правительство утвердило нормативы  расходов на содержание органов местного самоуправления.

В целях минимизации расходов на коммунальные услуги Правительство  утверждает натуральные и стоимостные  лимиты. Сверхлимитное потребление  оформляется дополнительными соглашениями и оплачивается за счет средств учреждений, полученных от платных услуг. Кроме  того, межведомственными рабочими группами проведены проверки эффективности работы действующей бюджетной сети учреждений социальной сферы.

 

1.3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На сегодняшний день российская налоговая система находится  в плачевном состоянии. За последние  два года она не только не стала  совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно  потому, как изменяется налоговое  законодательство, какие "заплатки" ставятся в отдельные нормы. Они  абсолютно не систематизированы  и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что  самое печальное, что у правительства  нет программы по её реформе. По крайней  мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня  представлено как "основные направления  налоговой политики", - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три - пять лет  назад.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая  система России возникла и с первых же дней своего существования развивается  в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и  не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в  основном отвечает текущим задачам  перехода к рыночной экономике. К  созданию российской налоговой системы  был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка позволяет  объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с  текущими проблемами экономической  политики.

Информация о работе Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации