Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа
Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики.
Тем не менее, МВФ определяет рыночную цену как денежную сумму, которую покупатель, добровольно желающий купить товар, услугу и т.д., готов уплатить продавцу, добровольно желающему продать товар, услугу и т.д., в обмен на предмет сделки при условиях независимости сторон сделки друг от друга и коммерческой обоснованности сделки. Вместе с тем, в пятом издании "Руководства..." перечислены случаи, когда рыночную цену в соответствии с приведенными критериями установить невозможно — бартерные операции, налоговые платежи, сделки между дочерним и материнским предприятиями, международный лизинг, гранты от государственных и некоммерческих организаций. В таких случаях оценка сделок производится по ценам аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за который проводится оценка. Также МВФ дает рекомендации по поводу выявления трансфертного ценообразования в сделках между аффилированными предприятиями — резидентами разных стран.
Сами же операции находят свое отражение в балансе в момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости. При этом считается, что требования и обязательства всегда возникают при смене собственника за некоторыми исключениями, такими как передача имущества в рамках договора лизинга, перемещение продукции из одной страны в другую в пределах одной корпорации или сети аффилированных предприятий или перемещение давальческого сырья в страну в целях переработки (толлинг).
Концепция и типы экономических операций. В широком смысле, смена экономического состояния объекта операции, отражаемая в платежном балансе, вытекает из сделки между резидентом и нерезидентом (по крайней мере, все сделки между ними фиксирует платежный баланс). Основными типами действий экономических субъектов, которые можно найти в балансе, являются не платежи, несмотря на название баланса, а экономические операции или сделки, которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от баланса международных платежей страны. МВФ выделяет следующие виды экономических операций, которые отражаются в платежном балансе5:
1)
Обмен. Такого рода сделки
2)
Трансферты. Отличаются от сделок
обмена тем, что контрагент
не предоставляет взамен
3) Миграция. В силу того, что экономическая система определена в терминах экономических субъектов, ее производительность наверняка будет подвержена изменению вместе с изменением количества субъектов, относящихся к данной экономике. Миграция возникает, когда домашнее хозяйство перемещается на продолжительное время в другую страну. Данное явление имеет значение для платежного баланса в силу того, что вместе с домашним хозяйством перемещаются также и некоторые виды активов, которые как бы импортируются в ту страну, куда переезжает экономический субъект.
4) "Вмененные" операции. В некоторых случаях в платежном балансе могут учитываться так называемые «вмененные» экономические операции, не сопровождаемые движением стоимости от резидента к нерезиденту и наоборот. Примером является реинвестирование полученной прибыли иностранным акционером предприятия. Несмотря на то, что эта операция не сопровождается международным движением стоимостей, реинвестированная прибыль в доле, пропорциональной доле иностранного инвестора в акционерном капитале, отражается в платежном балансе как доход от прямых инвестиций с балансирующей проводкой "реинвестированная прибыль" по финансовому счету.
В заключение рассмотрения основных принципов составления платежного баланса необходимо остановиться на том, в каких денежных единицах вести учет.
С точки зрения МВФ, стандартная единица учета должна быть достаточно стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях, также единица учета должна быть стабильной на протяжении как можно большего числа учетных периодов для обеспечения сравнимости и анализа их динамики.
Таким образом, не существует идеальной единицы учета, а для представления отчета в МВФ от стран требуется составление платежного баланса в тех единицах, которые утверждены в самой стране для этих целей. При этом МВФ в своих целях может пересчитывать отчеты, представленные странами-участницами в денежные единицы, которые его эксперты считают наиболее подходящими в сложившихся обстоятельствах, учитывая рыночные, официальные обменные курсы, а в некоторых случаях — и обменные курсы так называемого "черного" рынка. Но следует отметить, что в подавляющем большинстве стран учет и публикация показателей платежного баланса ведется в валюте США.
Таким
образом, в настоящее время большинство
стран мира составляют свои платежные
балансы в соответствии с методологией
и принципами, разработанными Международным
валютным фондом. Такой подход значительно
облегчает сопоставление и анализ платежных
балансов разных стран за разные промежутки
времени, а также позволяет унифицировать
процесс составления платежного баланса.
1.2. Структура платежного баланса
Разделение платежного баланса на конкретные счета, или компоненты, должно основываться на ряде принципов, среди которых следует особо выделить следующие6:
МВФ в пятом издании "Руководства..." приводит детальный перечень стандартных компонентов платежного баланса, особо оговаривая то, что у большинства стран нет необходимости придерживаться этого перечня до мельчайших подробностей прежде всего в силу отсутствия информации по отдельным статьям.
Стандартные компоненты баланса можно разбить на две основные группы счетов: счет текущих операций, по которому учитываются экономические сделки, охватывающие товары, услуги, получение дохода и текущие трансферты, и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, учет по которому охватывает капитальные трансферты, продажу/приобретение непроизведенных нефинансовых активов, а также операции с финансовыми требованиями и обязательствами.
Приведенная
структура в части счета
Также
примечательно выделение в
2. Платежный баланс России и его особенности
2.1. Состояние платежного баланса в 1996-2004 гг.
В 2004 году устойчивость платежного баланса Российской Федерации поддерживалась благодаря росту поступлений от текущей внешнеэкономической деятельности, а также существенному сокращению нетто-оттока капитала из частного сектора. Продолжилось накопление международных резервов страны, полностью выполнены обязательства по погашению государственного внешнего долга.
СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
Профицит счета текущих операций увеличился по сравнению с 2003 годом на 23% — до 35,9 млрд. долларов. Определяющим стал рекордный экспорт товаров, компенсировавший расширение оттока средств по импортным операциям и в форме выплат доходов на ввезенный иностранный капитал.
Рис
1. Соотношение базовых
параметров счета текущих
операций в платежных
балансах Российской
Федерации в 1996—2004 гг. (млрд.
долларов США7)
Внешнеторговый оборот достиг максимального значения в 211,4 млрд. долларов. Условия внешней торговли улучшились — рост экспортных контрактных цен превысил увеличение импортных на 10 процентных пунктов. В результате положительный внешнеторговый баланс вырос на 31% — до 60,5 млрд. долларов.
|
Рис 2. Изменение экспорта и импорта товаров в 2004 году по сравнению с 2003 годом (млрд. долларов США)
Экспорт товаров составил 135,9 млрд. долларов, что выше уровня базисного периода на 27%. В страны дальнего зарубежья экспортировано товаров на 114,6 млрд. долларов, в страны СНГ — на 21,3 млрд. долларов.
Контрактная цена на поставляемую Россией нефть выросла в среднем на 13%, на черные и цветные металлы — на 20%.
Рост внешнего спроса стимулировал российских экспортеров к расширению физических объемов поставок, в первую очередь сырьевых товаров.
Суммарно экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа составил 73,7 млрд. долларов (56,3 млрд. долларов — в 2003 году). Их доля в общем экспорте изменилась с 52 до 54%.
В структуре вывоза 14% общей стоимости приходилось на металлы и изделия из них. Доля машин, оборудования и транспортных средств равнялась 9%. Относительно 2003 года поставки продукции машиностроения увеличились на 19%, при этом на 65% прирост был обеспечен за счет продажи транспортных средств. Стоимость продукции химической и связанных с ней отраслей в общем экспорте составила 7%. В структуре группы наибольшие темпы роста отмечены по фармацевтической продукции (153%), что связано с резким увеличением поставок лекарственных средств в страны СНГ.
Среди основных потребителей российских товаров наиболее крупными являлись, как и годом ранее, Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Украина и Белоруссия.
Импорт товаров составил 75,4 млрд. долларов. Темп прироста показателя существенно вырос (до 24% в 2004 году против 13% в предшествующем). Из стран дальнего зарубежья ввезено продукции на 60,2 млрд. долларов, из стран СНГ — на 15,2 млрд. долларов.
Интенсивное наращивание поставок из-за рубежа было обусловлено ростом доходов экономики (реальный ВВП вырос относительно 2003 года на 7,3%), трансформировавшихся в увеличение реальных располагаемых доходов населения и инвестиций в основной капитал, улучшением финансового состояния предприятий, а также укреплением российского рубля в реальном эффективном выражении (на 0,8% год к году).
Характерной особенностью отчетного периода явилось наращивание физических объемов ввоза по всем укрупненным группам товарной номенклатуры, в их числе — товары промежуточного потребления и инвестиционные. Среди значимых позиций наибольшие темпы роста стоимости ввезенной продукции отмечены по металлам и изделиям из них (на 41%), а также машинам, оборудованию и транспортным средствам (на 27%). В составе последних 51% прироста стоимости ввоза был получен за счет импорта машин и оборудования, 38% — средств наземного транспорта.