Платежный баланс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики.

Файлы: 1 файл

Платежные баланс России.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

     Тем не менее, МВФ определяет рыночную цену как денежную сумму, которую покупатель, добровольно желающий купить товар, услугу и т.д., готов уплатить продавцу, добровольно желающему продать  товар, услугу и т.д., в обмен на предмет сделки при условиях независимости сторон сделки друг от друга и коммерческой обоснованности сделки. Вместе с тем, в пятом издании "Руководства..." перечислены случаи, когда рыночную цену в соответствии с приведенными критериями установить невозможно — бартерные операции, налоговые платежи, сделки между дочерним и материнским предприятиями, международный лизинг, гранты от государственных и некоммерческих организаций. В таких случаях оценка сделок производится по ценам аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за который проводится оценка. Также МВФ дает рекомендации по поводу выявления трансфертного ценообразования в сделках между аффилированными предприятиями — резидентами разных стран.

     Сами  же операции находят свое отражение в балансе в момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости. При этом считается, что требования и обязательства всегда возникают при смене собственника за некоторыми исключениями, такими как передача имущества в рамках договора лизинга, перемещение продукции из одной страны в другую в пределах одной корпорации или сети аффилированных предприятий или перемещение давальческого сырья в страну в целях переработки (толлинг).

     Концепция и типы экономических операций. В широком смысле, смена экономического состояния объекта операции, отражаемая в платежном балансе, вытекает из сделки между резидентом и нерезидентом (по крайней мере, все сделки между ними фиксирует платежный баланс). Основными типами действий экономических субъектов, которые можно найти в балансе, являются не платежи, несмотря на название баланса, а экономические операции или сделки, которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от баланса международных платежей страны. МВФ выделяет следующие виды экономических операций, которые отражаются в платежном балансе5:

     1) Обмен. Такого рода сделки обычно  составляют большую часть операций, фиксируемых в платежном балансе. Сделка обмена заключается в предоставлении одним контрагентом другому экономической стоимости в обмен на эквивалентную стоимость в другой форме. При этом экономическая стоимость определяется в широком смысле как реальные ресурсы (товары, услуги, доход) либо инструменты денежного, валютного и финансового рынков.

     2) Трансферты. Отличаются от сделок  обмена тем, что контрагент  не предоставляет взамен полученной  стоимости ее эквивалента.

     3) Миграция. В силу того, что экономическая  система определена в терминах экономических субъектов, ее производительность наверняка будет подвержена изменению вместе с изменением количества субъектов, относящихся к данной экономике. Миграция возникает, когда домашнее хозяйство перемещается на продолжительное время в другую страну. Данное явление имеет значение для платежного баланса в силу того, что вместе с домашним хозяйством перемещаются также и некоторые виды активов, которые как бы импортируются в ту страну, куда переезжает экономический субъект.

     4) "Вмененные" операции. В некоторых случаях в платежном балансе могут учитываться так называемые «вмененные» экономические операции, не сопровождаемые движением стоимости от резидента к нерезиденту и наоборот. Примером является реинвестирование полученной прибыли иностранным акционером предприятия. Несмотря на то, что эта операция не сопровождается международным движением стоимостей, реинвестированная прибыль в доле, пропорциональной доле иностранного инвестора в акционерном капитале, отражается в платежном балансе как доход от прямых инвестиций с балансирующей проводкой "реинвестированная прибыль" по финансовому счету.

     В заключение рассмотрения основных принципов  составления платежного баланса  необходимо остановиться на том, в каких  денежных единицах вести учет.

     С точки зрения МВФ, стандартная единица учета должна быть достаточно стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях, также единица учета должна быть стабильной на протяжении как можно большего числа учетных периодов для обеспечения сравнимости и анализа их динамики.

     Таким образом, не существует идеальной единицы  учета, а для представления отчета в МВФ от стран требуется составление  платежного баланса в тех единицах, которые утверждены в самой стране для этих целей. При этом МВФ в своих целях может пересчитывать отчеты, представленные странами-участницами в денежные единицы, которые его эксперты считают наиболее подходящими в сложившихся обстоятельствах, учитывая рыночные, официальные обменные курсы, а в некоторых случаях — и обменные курсы так называемого "черного" рынка. Но следует отметить, что в подавляющем большинстве стран учет и публикация показателей платежного баланса ведется в валюте США.

     Таким образом, в настоящее время большинство  стран мира составляют свои платежные балансы в соответствии с методологией и принципами, разработанными Международным валютным фондом. Такой подход значительно облегчает сопоставление и анализ платежных балансов разных стран за разные промежутки времени, а также позволяет унифицировать процесс составления платежного баланса. 

1.2. Структура платежного  баланса

     Разделение  платежного баланса на конкретные счета, или компоненты, должно основываться на ряде принципов, среди которых  следует особо выделить следующие6:

  • каждая статья платежного баланса должна иметь свои особенности, то есть фактор или их совокупность, оказывающие влияние на объем одной статьи, должны отличаться от факторов, воздействующих на иные статьи;
  • наличие той или иной статьи в платежном балансе должно иметь значение для группы стран, выраженное как в динамике изменения этой статьи, так и в абсолютной ее величине. Другими словами, если какой-нибудь показатель системы платежного баланса подвержен сильным колебаниям в течение определенного периода времени у группы стран либо он занимает большой удельный вес в платежных балансах группы стран;
  • сбор информации для учета по статьям не должен представлять особых сложностей для составителей платежного баланса (тем не менее, этот принцип второстепенен по отношению к первым двум);
  • структура платежного баланса должна быть такой, чтобы показатели платежного баланса сочетались с другими статистическими системами, например, системой национальных счетов; в то же время, количество статей не должно быть чрезмерно многочисленным, а сами статьи должны подлежать консолидации в компоненты более высокого уровня (для того, чтобы страны, не вышедшие на высокий уровень обработки статистической информации были способны представлять платежный баланс с меньшей детализацией).
 

     МВФ в пятом издании "Руководства..." приводит детальный перечень стандартных компонентов платежного баланса, особо оговаривая то, что у большинства стран нет необходимости придерживаться этого перечня до мельчайших подробностей прежде всего в силу отсутствия информации по отдельным статьям.

     Стандартные компоненты баланса можно разбить  на две основные группы счетов: счет текущих операций, по которому учитываются  экономические сделки, охватывающие товары, услуги, получение дохода и  текущие трансферты, и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, учет по которому охватывает капитальные трансферты, продажу/приобретение непроизведенных нефинансовых активов, а также операции с финансовыми требованиями и обязательствами.

     Приведенная структура в части счета текущих  операций отражает исторически сложившиеся критерии отнесения экономических сделок к текущим операциям. Наиболее значительную долю в счете текущих операций обычно занимает счет "товары", в последнее время все большую роль начинает играть статья "услуги", также в счет текущих операций входят статьи "доход" и "текущие трансферты".

     Также примечательно выделение в составе  второй части платежного баланса  счета операций с капиталом и  финансового счета (или счета  операций с финансовыми инструментами), первый из которых охватывает операции, связанные с получением капитальных трансфертов и приобретение/продажу непроизведенных нефинансовых активов, а второй — все операции, связанные с изменением владельца всех иностранных активов и обязательств экономики страны.

 

2. Платежный  баланс России  и его особенности

2.1. Состояние платежного  баланса в 1996-2004 гг.

     В 2004 году устойчивость платежного баланса Российской Федерации поддерживалась благодаря росту поступлений от текущей внешнеэкономической деятельности, а также существенному сокращению нетто-оттока капитала из частного сектора. Продолжилось накопление международных резервов страны, полностью выполнены обязательства по погашению государственного внешнего долга.

СЧЕТ  ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ

     Профицит  счета текущих операций увеличился по сравнению с 2003 годом на 23% — до 35,9 млрд. долларов. Определяющим стал рекордный экспорт товаров, компенсировавший расширение оттока средств по импортным операциям и в форме выплат доходов на ввезенный иностранный капитал.

     Рис 1. Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежных балансах Российской Федерации в 1996—2004 гг. (млрд. долларов США7) 

     Внешнеторговый  оборот достиг максимального значения в 211,4 млрд. долларов. Условия внешней торговли улучшились — рост экспортных контрактных цен превысил увеличение импортных на 10 процентных пунктов. В результате положительный внешнеторговый баланс вырос на 31% — до 60,5 млрд. долларов.

  Всего В том  числе за счет изменения:
  (прирост (+), снижение (—) физических  объемов цен
Экспорт товаров 28,6 14,3 14,3
Импорт  товаров 14,5 9,6 4,9
Внешне  торговый оборот 43,1 23,9 19,2
Сальдо  торгового баланса 14,1 4,7 9,4

Рис 2. Изменение экспорта и импорта товаров  в 2004 году по сравнению с 2003 годом    (млрд. долларов США)

     Экспорт товаров составил 135,9 млрд. долларов, что выше уровня базисного периода на 27%. В страны дальнего зарубежья экспортировано товаров на 114,6 млрд. долларов, в страны СНГ — на 21,3 млрд. долларов.

     Контрактная цена на поставляемую Россией нефть  выросла в среднем на 13%, на черные и цветные металлы — на 20%.

     Рост  внешнего спроса стимулировал российских экспортеров к расширению физических объемов поставок, в первую очередь  сырьевых товаров.

     Суммарно  экспорт нефти, нефтепродуктов и  природного газа составил 73,7 млрд. долларов (56,3 млрд. долларов — в 2003 году). Их доля в общем экспорте изменилась с 52 до 54%.

     В структуре вывоза 14% общей стоимости  приходилось на металлы и изделия  из них. Доля машин, оборудования и транспортных средств равнялась 9%. Относительно 2003 года поставки продукции машиностроения увеличились на 19%, при этом на 65% прирост был обеспечен за счет продажи транспортных средств. Стоимость продукции химической и связанных с ней отраслей в общем экспорте составила 7%. В структуре группы наибольшие темпы роста отмечены по фармацевтической продукции (153%), что связано с резким увеличением поставок лекарственных средств в страны СНГ.

     Среди основных потребителей российских товаров  наиболее крупными являлись, как и  годом ранее, Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Украина и Белоруссия.

     Импорт  товаров составил 75,4 млрд. долларов. Темп прироста показателя существенно вырос (до 24% в 2004 году против 13% в предшествующем). Из стран дальнего зарубежья ввезено продукции на 60,2 млрд. долларов, из стран СНГ — на 15,2 млрд. долларов.

     Интенсивное наращивание поставок из-за рубежа было обусловлено ростом доходов  экономики (реальный ВВП вырос относительно 2003 года на 7,3%), трансформировавшихся в увеличение реальных располагаемых доходов населения и инвестиций в основной капитал, улучшением финансового состояния предприятий, а также укреплением российского рубля в реальном эффективном выражении (на 0,8% год к году).

     Характерной особенностью отчетного периода  явилось наращивание физических объемов ввоза по всем укрупненным группам товарной номенклатуры, в их числе — товары промежуточного потребления и инвестиционные. Среди значимых позиций наибольшие темпы роста стоимости ввезенной продукции отмечены по металлам и изделиям из них (на 41%), а также машинам, оборудованию и транспортным средствам (на 27%). В составе последних 51% прироста стоимости ввоза был получен за счет импорта машин и оборудования, 38% — средств наземного транспорта.

Информация о работе Платежный баланс России