Платежный баланс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики.

Файлы: 1 файл

Платежные баланс России.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«Санкт-Петербургский  государственный горный университет» 
 

                                                

                           Кафедра экономики, учета и финансов 
 

                                           Контрольная работа 
 

                         Тема: «Платежный баланс России» 

Выполнила студентка: Фатеева Елена Николаевна

Факультет: ИУП и ИП

Курс: 3

Специальность: 080105.65

Шифр: 9701031087

 
 
 
 

Преподаватель: Секриер Видана Михайловна

Оценка:

Подпись преподавателя:

 
 
 
 
 
 
 

                                                               Кронштадт 2012 г 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

Введение

     Органы  государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики.

     Традиционно важное значение имеет информация о  состоянии внешнеэкономической деятельности страны и для экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом экономической ситуации в стране, а также исследованием места страны в системе мировых хозяйственных связей.

     Основные  потребности в подобной информации удовлетворяют балансы международных расчетов, а чаще основная их часть — платежный баланс государства, который отражает товарные и финансовые потоки между данной страной и всем остальным миром.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что с ростом интенсивности мировых хозяйственных связей особый интерес в последние несколько десятилетий приобрел анализ состояния платежного баланса государства как составной части исследований экономического состояния страны и её дальнейших перспектив развития.

     Основной целью данной работы является изучение платежного баланса страны, выявление её основных элементов, а также анализ основных проблем, существующих в рамках платежного баланса России, и рассмотрение возможных путей их решения.

 

1. Платежный  баланс как экономическая категория

1.1. Сущность платежного  баланса и основные  принципы его составления

     Платежный баланс страны представляет собой статистическую систему, в которой отражаются все  экономические операции между резидентами  данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые имели место в течение определенного периода времени. В настоящее время платежные балансы в большинстве стран мира составляются в соответствии с рекомендациями, разработанными специалистами Международного валютного фонда, которые выпускаются в виде издания "Balance of Payments Manual" или "Рекомендации по составлению платежного баланса". Всего за время существования МВФ было выпущено пять редакций "Рекомендаций...", последняя из которых датирована 1993 годом.

     Экономические операции, совершающиеся между резидентами и нерезидентами, охватывают сделки, объектом которых являются товары, услуги и доход, требования и обязательства по отношению к остальному миру, а также трансферты (которые с учетной точки зрения можно классифицировать как односторонние операции по счетам). Сама по себе экономическая сделка определена МВФ как экономический поток, отражающий создание, трансформацию, обмен, передачу некоторой стоимости и сопровождающий изменение собственности на товары и/или финансовые активы, оказание услуг, а также предоставление труда или капитала за плату1.

     Кроме платежного баланса, основанного на отражении финансовых потоков (flow-oriented), в системе балансов международных расчетов используется расчетный баланс, или позиция страны по международным инвестициям, составляемый по состоянию на определенную дату — как правило, конец года (stock-oriented). Международная инвестиционная позиция показывает объем и структуру иностранных активов резидентов, то есть требований резидентов к нерезидентам, а также объем и структуру иностранных обязательств резидентов. Иногда, путем сопоставления активов и обязательств, возможно получить чистую международную инвестиционную позицию страны, которая эквивалентна доле национального богатства, предоставленного или взятого взаймы у внешнего мира (нерезидентов). Изменения в инвестиционной позиции по сравнению с предыдущим периодом могут быть вызваны экономическими операциями с активами и обязательствами, переоценкой активов и обязательств в результате изменения обменных курсов, цен и т.д., а также в результате иных действий (например, безвозмездных передач финансовых ресурсов). В отличие от инвестиционной позиции, платежный баланс отражает изменения, произошедшие только в результате экономических операций.

     Основной принцип, лежащий в основе построения платежного баланса — принцип двойной записи, т.е. любая экономическая сделка находит двойное отражение в балансе путем записи по кредиту одной статьи и по дебету другой. Это правило имеет очень простую экономическую интерпретацию: большинство экономических операций заключается в обмене экономическими ценностями. Из этого следует, что сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а общее сальдо — равняться нулю, однако на практике баланс никогда не достигается. Это происходит потому, что данные, характеризующие разные стороны одних и тех же операций, берутся из разных источников. Например, данные об экспорте товаров содержатся в таможенной статистике, в то время как данные о поступлениях иностранной валюты на счета предприятий за поставки по экспорту обычно берутся из банковской статистики. Расхождение между суммами кредитовых и дебетовых проводок называется "чистыми ошибками и пропусками". При этом, даже если показатель "чистых ошибок и пропусков" составляет относительно небольшую величину, это не означает, что сумма абсолютных величин ошибок и пропусков мала, так как противоположные по знаку ошибки и пропуски могут погашать друг друга. С другой стороны, при наличии заметных устойчивых отрицательных или положительных значений указанного показателя в течение достаточно долгого периода времени, по величине статьи «чистые ошибки и пропуски» можно судить о систематической недо- или переоценке того или иного показателя платежного баланса.

     В том случае, если происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того, чтобы отразить эту операцию дважды, в системе платежного баланса вводится особая статья, которая называется "трансферты"2.

     Согласно  принципам составления платежного баланса, записи по кредиту производятся в случаях, касающиеся:

     Движения  реальных (товарных) потоков, сопровождающих экспорт.

     Движения  финансовых потоков, отражающее уменьшение зарубежных активов страны либо увеличение зарубежных обязательств.

     С другой стороны, запись, произведенная  по дебету, отражает:

     Движение  реальных потоков, сопровождающих импорт.

     Изменение финансовых потоков, отражающее увеличение активов и уменьшение обязательств.

     Другими словами, для активов (реальных либо финансовых) положительная запись (кредит) означает отток стоимостей, за которым должен последовать компенсирующий приток стоимостей (платежи) в данную страну,  а отрицательная запись (по дебету) — приток стоимостей, за который резиденты должны платить. В систематизированном виде правила отражения операций в платежном балансе по дебету и по кредиту приведены в таблице 1. 

Таблица 1.

Правила отражения операций в платежном балансе  по дебету и по кредиту3

Операция Кредит, плюс (+) Дебет, минус (-)
А. Товары и нефакторные услуги Экспорт товаров  и экспорт услуг (оказание услуг  нерезидентам) Импорт товаров  и импорт услуг (оказание услуг нерезидентами)
Б. Услуги труда и капитала (оплата труда  и доходы от инвестиций) оказанные нерезидентам резидентами оказанные резидентам нерезидентами
В. Трансферты (текущие и капитальные) получение средств передача средств
Г. Операции с финансовыми активами или обязательствами увеличение  обязательств по отношению к нерезидентам (например, приобретение нерезидентами  наличной национальной валюты) или уменьшение требований к нерезидентам (например, снижение остатков по счетам резидентов в банках-нерезидентах) увеличение  требований к нерезидентам (например, предоставление кредитов нерезидентам) или уменьшение обязательств по отношению к нерезидентам (например, погашение резидентами ценных бумаг, приобретенных нерезидентами)

     Основу  концепции платежного баланса составляют также несколько принципов, которые  приводятся ниже в кратком изложении.

     Концепции экономической территории, резидентности и центра экономических интересов. Эти концепции используются как при построении платежного баланса, так и в системе национальных счетов. Смысл их состоит в том, чтобы определить, каких экономических субъектов относить к субъектам внешнего мира, а каких — к внутренним, какие экономические операции и потоки считать внешнеэкономическими.

     Руководство по составлению платежного баланса  МВФ в абзаце 21 определяет экономическую  территорию страны как территорию, находящуюся под юрисдикцией  правительства страны, в пределах которой возможна свободное перемещение людей, товаров и финансовых ресурсов. При этом можно отметить, что эта территория не всегда совпадает с географической границей государства, так как в пределы экономической территории включаются территориальные анклавы вне основной государственной границы: посольства, консульства, военные базы, научные станции, информационные, иммиграционные или благотворительные агентства, расположенные на территории других государств и находящиеся в распоряжении правительства страны, которое владеет или арендует эти объекты.

     Согласно  пятому изданию "Руководства...", экономический  субъект имеет центр экономических  интересов на территории данного  государства, если в каком-то месте, находящемся на экономической территории страны, существует имущество, производственные помещения, иные строения, которые этот экономический субъект использует и намеревается использовать в течение определенного длительного периода времени прямым или косвенным образом для осуществления экономических операций или сделок в достаточно большом масштабе. Из приведенного определения центра экономических интересов видно, что формулировки достаточно расплывчаты, чтобы применять их напрямую на практике. Вследствие этого МВФ утверждает, что в большинстве случаев для определения центра экономических интересов достаточно признака ведения экономической деятельности и операций в течение годичного срока.

     Оба предыдущих понятия — экономической  территории и центра экономических  интересов субъекта — необходимы для определения ключевого понятия в системе платежного баланса — резидентности, то есть установление критериев, в соответствии с которыми того или иного экономического субъекта было возможно отнести к категории резидента данной страны. В связи с этим важно подчеркнуть, что концепция резидентности в системе платежного баланса не основывается на критериях национальной принадлежности экономического субъекта либо на юридических критериях определения резидентов того или иного государства4.

     В соответствии с пятым изданием "Руководства..." экономический субъект является резидентом данной страны, если он имеет центр экономических интересов на экономической территории страны.

     МВФ подразделяет всех экономических субъектов  на две категории: домашние хозяйства  и физические лица, составляющие домашние хозяйства, а также юридические лица и иные организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности, некоммерческие организации и органы государственной власти данной страны. Пятое издание "Руководства..." подробно описывает наиболее общие случаи применения критериев резидентности к обеим категориям (например, вопросы резидентства международных либо межправительственных организаций и т.д.).

       Принципы оценки экономической  сделки и времени записи. Для  целей сравнительного анализа и агрегирования статистических данных при составлении балансов международных расчетов требуется единая система оценки сделок с реальными и финансовыми активами и пассивами, а также оценки активов и обязательств на определенный момент времени. МВФ рекомендует производить оценку всех сделок, а также активов и обязательств, по рыночным ценам, согласованным участниками экономической операции. Обычно учет в системе платежного баланса производится по фактическим ценам (причем, как правило, экспорт учитывается в ценах CIF, а импорт — в ценах FOB).

Информация о работе Платежный баланс России