Особенности аудиторской проверки деятельности страховых компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Цель ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. Составной частью аудиторского рынка является аудит страховых организаций.
В данной работе будут изложены основные моменты аудиторской проверки операций, характерных для деятельности лишь страховых компаний.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы аудита……………………………………………....3

1.1. Понятие и сущность аудита……………………………………………….3

1.2. Цели и задачи аудита……………………………………………………....5

1.3. Принципы проведения аудита…………………………………………..…7

2. Организация аудиторского контроля за деятельностью страховщиков…11

2.1 Общие понятия и финансы страхования…………………………………..11

2.2. Правовое регулирование аудиторской деятельности…………………...12

2.3 Порядок проведения аттестации и лицензирования аудиторских проверок страховщиков……………………………………………………………………14

2.4 Специфические вопросы подлежащие проверке у страховщиков……...14

Заключение………………………………………………………………….…...16

Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Реферат Аудит .doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 Доход страховой организации  образуется за счет:

Страховых взносов по договорам страхования и перестрахования;

Комиссионных вознаграждений по перестрахованию (тантьема);

Доли перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях;

Суммы возврата специальных страховых резервов предыдущего периода;

Других доходов, связанных со страховой деятельностью, включая доходы от инвестирования временно свободных средств и размещения их на счетах в банках.

 Доходы от реализации акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевого участия в разного рода предпринимательской деятельности подлежат налогообложению у источников этих доходов.

 

2.2 Правовое регулирование  аудиторской деятельности

 

 Аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность. Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в РФ определены Федеральным законом, утвержденными Указом Президента РФ от 13 июля 2001 года за № 119-Ф3. В этих правилах под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Иной предпринимательской деятельностью, не связанной с аудитом, они заниматься не вправе.

 Обязательная аудиторская проверка  проводиться в случаях, прямо  установленных Законом «Об аудиторской деятельности» РФ, инициативная - по решению экономического субъекта. Уклонение от проведения обязательной проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа на основании решения суда.

 При проведении аудиторской  проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

 Согласно Закону « Об аудиторской  деятельности» в Российской Федерации  независимая аудиторская проверка  не может проводиться:

 аудиторами, являющимися учредителями (участниками) предприятия;

 аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой ( бухгалтерской) отчетности, в близком родстве;

 аудиторскими организациями, руководители  и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой ( бухгалтерской) отчетности;

 аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве ( родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями ( участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

 аудиторскими организациями  в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств  указанных аудируемых лиц, а также в отношении организации, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

 

 аудиторскими организациями  и индивидуальными аудиторами, оказывавшими  в течение трех лет, непосредственно  предшествовавших проведению аудиторской  проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой( бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

 

2.3 Порядок проведения  аттестации и лицензирования  на право осуществления аудиторских проверок страховщиков

 

 Аттестация на право осуществления  аудиторской деятельности – это  проверка квалификации физических  лиц, желающих заниматься аудиторской  деятельностью. Аттестация осуществляется  в форме квалификационного экзамена. Претендентами могут быть лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово - хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

 Функции федерального органа  государственного регулирования  аудиторской деятельности осуществляет  уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти, определяемый  Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе  утверждает Правительство РФ.

 Лицензирование аудиторской  деятельности проводится с целью  обеспечения контроля государства  за соблюдением требований законодательства  РФ, предъявляемых к этой деятельности.

 Лицензии выдаются по заявлению  соискателя и сохраняют свое  действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока они могут быть обменены на новые лицензии. Действие лицензии может быть приостановлено в случае выявления лицензирующими и иными органами государственной власти нарушений лицензионных требований и условий, а также невыполнения лицензиатом требований лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений. В решении о приостановлении действия лицензии, которое доводится до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия, лицензирующий орган обязан установить срок устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев.

 Если лицензиат в установленный  срок не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан подать в суд заявление об аннулировании лицензии.

 

2.4 Специфические вопросы, подлежащие проверке у страховщиков

 

 В ходе аудита у страховщиков  проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховых организаций. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других. Контроль за этими операциями и расчетами у страховщиков существенно не отличается от аналогичных проверок в других сферах деятельности, так как в обоих случаях субъекты хозяйствования руководствуются в своей работе одними и теми же нормативными документами.

 Специфические черты аудита  страховщиков предопределены характерными  особенностями страховых операций, и как следствие, наличием специального страхового законодательства, отличий в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, определении финансовых результатов и налогообложении.

 Учитывая особые требования, предъявляемые к страховщику (необходимость получения лицензии, запрет на занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью), в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, подтверждающих его право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора. Свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Кроме того, проверкой должны быть установлены соответствие осуществляемой деятельности и требованиям законодательства, соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.

Основной статьей расходов страховщика является страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах (если такое имело место) отводится значительное время.

 Специфика страхования обусловливает  необходимость образования у  страховых организаций специальных  резервов. В ходе проверки следует  установить обоснованность и  соответствие сформированных страховых резервов принятым обязательствам, соблюдение условий размещения (инвестирования) страховых резервов, предусмотренных органом страхового надзора.

 Существенные особенности у  страховщиков имеет состав расходов, включаемых в себестоимость страховых услуг, что определяет и свои отличия в формировании финансовых результатов. Поэтому в ходе аудиторской проверки должны быть установлены обоснованность включения тех или иных расходов в себестоимость страховых услуг и правильность формирования финансовых результатов.

 Страховым законодательством  установлены жесткие требования  по обеспечению финансовой устойчивости  и платежеспособности страховщика. В связи с этим, особого внимания  от аудитора требует проверка  соблюдения страховой организацией нормативного соотношения активов и обязательств, требований о максимальной ответственности по отдельному риску.

 В соответствии с действующим  законодательством страховые и  перестраховочные компании могут  осуществлять некоторые операции  в иностранной валюте. Поэтому в ходе аудита должны быть установлены законность осуществления и правильность учета операций с иностранной валютой.

 

 

Заключение

 В данной работе рассмотрены  особенности организации аудиторского  контроля за деятельностью страховых  компаний. Страхование и аудит в страховании достаточно отличается от других форм предприятий. В первую очередь, страховая компания должна иметь лицензию на проведение своей деятельности, при совершении сделок, страховщики обязаны заключить договор и указать в нем все особенности страховки, аудитору следует уделить внимание и проконтролировать правильность составления, юридического оформления и учета, а также правильность осуществления учета операций по сострахованию и перестрахованию.

 В ходе аудиторской проверки  страховой компании проверяются  как общие вопросы, свойственные  предприятиям других отраслей  народного хозяйства, так и специфические  операции. Основной статьей расходов  страховщика являются страховые  выплаты, поэтому проверке обоснованности этих выплат уделяется большое внимание. Аудитор проверяет, когда было подано заявление, условия страхования, своевременность выплаты страхового возмещения и так далее. Так как в специфику своей деятельности страховщики образуют специальные фонды, резервы, то в ходе проверки выясняется правильность соблюдения условий размещения этих страховых резервов. Правильный расчет страховых резервов играет огромное значение в обеспечении выплат по страховым случаям, затем проверяется, куда и как используются эти страховые резервы и гарантируют ли они страховые выплаты и финансовую устойчивость предприятия.

 К особенностям у страховщиков  относится состав расходов, включаемых  в себестоимость страховых услуг, что и вносит свои отличия  в формирование финансовых результатов.

 Так как страховая компания  имеет своей целью обеспечение  страхования от рисков, несчастных  случаев и так далее, то она  должна иметь средства для  выплаты по страховому случаю. Аудитор при проверке уделяет  внимание нормативному соотношению  активов и обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Гражданский кодекс РФ: ФЗ от 30.11.94 г. №51-ФЗ; ФЗ от 26.01.96 г. №14-ФЗ; ФЗ от 26.11.01 г. №146-ФЗ; ФЗ от 18.12.06 г. №51-ФЗ.

 

  1. Налоговый кодекс РФ: ФЗ от 31.07.98 г. №146-ФЗ

 

  1. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-ФЗ

 

  1. ФЗ «О страховании» от 31.12.97 г. № 157-ФЗ

 

  1. Адамс Р. Основы аудита – М.: Юнит,2005

 

  1. Алекринский А.Л. Экономика, страхование и перестрахование – М.: АНКИЛ, 2006

 

  1. Андреев В.Д. Практический аудит, справочное пособие – М.: Экономика, 2004

 

  1. Архангельская Г.А., Асабина С.Н. Аудит страховых компаний – М.:ФинСтатИнформ, 2005

 

  1. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

 

  1. Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств, сущность и методы – М.: Наука, 2006

 

  1. Бланд Д. Страхование: принципы и практика - М.: Финансы и Статистика, 2009

 

  1. Бычкова С.М. Доказательство в аудите - М.: Финансы и Статистика, 2008

 

 

 


 



Информация о работе Особенности аудиторской проверки деятельности страховых компаний