Особенности аудиторской проверки деятельности страховых компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Цель ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. Составной частью аудиторского рынка является аудит страховых организаций.
В данной работе будут изложены основные моменты аудиторской проверки операций, характерных для деятельности лишь страховых компаний.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы аудита……………………………………………....3

1.1. Понятие и сущность аудита……………………………………………….3

1.2. Цели и задачи аудита……………………………………………………....5

1.3. Принципы проведения аудита…………………………………………..…7

2. Организация аудиторского контроля за деятельностью страховщиков…11

2.1 Общие понятия и финансы страхования…………………………………..11

2.2. Правовое регулирование аудиторской деятельности…………………...12

2.3 Порядок проведения аттестации и лицензирования аудиторских проверок страховщиков……………………………………………………………………14

2.4 Специфические вопросы подлежащие проверке у страховщиков……...14

Заключение………………………………………………………………….…...16

Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Реферат Аудит .doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 Основная цель обязательного аудита — это проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, подпадающих под обязательный аудит.

 Целью инициативного и специального  аудита является оказание помощи субъекту предпринимательской деятельности, консультирование его по вопросам финансового, налогового, хозяйственного законодательства, представление объективной информации о финансовом состоянии, налогообложении, проверка отдельных сторон его деятельности, оказание клиенту других сопутствующих аудиту услуг. Как правило, эти вопросы оговариваются в договоре о проведении аудиторской проверки.

 

1.3 Основные принципы  проведения аудита

 

 Основная задача аудита —  сбор достоверной информации производственно-финансовой деятельности предприятия и формирование на основе данной информации выводов о финансовом положении предприятия, о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.

 Принципы, регулирующие аудит, делятся на две основные группы: профессиональной этики и методологические принципы.

 Принципы профессиональной  этики в обязательном порядке  должны учитываться при проведении  аудита.

 Методологические принципы  могут носить обязательный и  рекомендательный характер. Обязательный или рекомендательный характер регламентируется конкретными стандартами аудита.

 Основными принципами, которыми  должен руководствоваться аудитор, являются честность и объективность, независимость; профессионализм и  компетентность; конфиденциальность.

 Независимость, честность и  объективность. При выполнении любых  аудиторских услуг аудитор должен  сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов  конфликта, беспристрастным, не должен  заведомо искажать факты или  подчинять свое суждение мнению других лиц.

 Честность должна быть основной  чертой характера аудитора, необходимой  для профессионального признания. Это качество, на котором основывается  доверие заказчика, общества, по  которому аудитор должен выверять  все свои решения. Честность требует от аудитора соблюдения принципов объективности, независимости и надлежащего внимания.

 На независимость аудитора  влияет ряд объективных факторов. К основным из них относятся: возможность лишиться права работы  по специальности из-за нарушения  профессиональной этики; потеря репутации; сопротивление любому посягательству на честность и объективность аудитора. Принимая решение о запрете какого-либо типа отношений аудитора с клиентами, необходимо оценивать как размер угрозы для независимости аудитора, так и противодействующие этой угрозе силы.

 При проведении аудиторской  проверки и составлении заключения  аудиторы должны быть независимы  от проверяемого субъекта

 хозяйствования или от любой  третьей стороны, в том числе  от государственных органов, поручивших  им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторских организаций, в которых они работают.

 Независимость, как правило, утрачивается, и поэтому аудиторская проверка  не может проводиться:

1)аудиторами:

 являющимися учредителями, собственниками, акционерами проверяемых субъектов хозяйствования;

 состоящими с заказчиками  в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители  и дети супругов);

2)аудиторскими организациями:

 в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;

 в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;

3)аудиторами и аудиторскими  организациями, оказывающими данному  субъекту хозяйствования услуги  по постановке и восстановлению бухгалтерского учета.

 Независимость имеет особое  значение, когда аудитор выражает  собственное мнение о финансовом  отчете. Поэтому он не должен  давать оценку финансовому отчету, когда у него имеются определенные  финансовые отношения с клиентами, и когда он фактически участвует в управлении компании клиента или работает под контролем данной компании. Ибо ничто постороннее не должно влиять на суждение аудитора, его мнение должно оставаться независимым. При этом он может оказывать предприятию консультационные услуги в области управления и налогообложения.

 Мнение аудитора по финансовым  вопросам не должно зависеть  от гонорара, который выплачивает  ему клиент. Существует объективная  необходимость оплаты труда аудитора  посредством гонорара, то есть их отношения реализуются в форме отношений между клиентом и практикующим специалистом (в отличие от оплаты через заработную плату и отношений работодатель — работник).

 Независимость аудитора обусловлена  тем, что он не является штатным  сотрудником какого-нибудь государственного органа управления, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает по их указаниям и под их контролем. При проведении аудиторских проверок аудитор не должен выполнять указаний какой-либо политической партии или общественной организации, придающие проверке тенденциозный, целенаправленный характер.

 Объективность выводов основывается  на непредвзятом, внимательном изучении  состояния дел на предприятии, результатов его производственно-финансовой  деятельности, использовании достоверных данных и надежных аналитических методов при проведении экономического анализа и составлении аудиторского отчета по результатам проверки. Таким образом, внимание к интересам клиента не должно мешать исполнению долга аудитора перед обществом, который заключается в сохранении независимости, честности и объективности. Такая двойная ответственность — и перед клиентом, и перед обществом — требует высокого уровня этического сознания и поведения.

 Доброжелательное отношение  к клиентам предполагает отсутствие тенденциозности, которая могла внести элемент предубежденности и отрицательно отразиться на характере проводимых проверок, а также на взаимоотношениях с клиентами. При оказании консультационной помощи аудитор должен стремиться к максимальной защите интересов клиентов, отыскивать и рекомендовать пути, облегчающие их коммерческую деятельность. Ни в коем случае аудитор не должен превращаться в сборщика отрицательных фактов, разоблачителя и обвинителя. Имеющиеся замечания в адрес клиента должны быть доведены до него в максимально корректной форме как пожелания, советы, рекомендации и т.п. Необходимо помнить о том, что и у клиента, и у аудитора, в конечном счете, одни и те же цели — это эффективное функционирование рыночной экономики.

 Аудитор должен быть вежливым  и предусмотрительным с клиентом. И хотя такт и дипломатичность  очень важны, у клиента должна  быть полная ясность в позиции  аудитора по основным вопросам, ни один профессионал не подчинит  соображениям вежливости свои  суждения и выводы и не изменит лишь из вежливости свое объективное мнение.

 Профессионализм и компетентность. Аудитор должен обладать достаточным  уровнем профессиональной компетентности, знаний и навыков для оказания  аудиторских услуг.

 Профессиональная компетентность делится на две стадии: приобретение профессиональной компетентности и поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

 Приобретение профессиональной  компетентности предполагает наличие  высшего экономического или юридического  образования, стажа работы по специальности не менее трех лет и лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.

 Поддержание профессиональной  квалификации аудиторов подразумевает  постоянное обновление знаний  путем систематического получения  утвержденных и принятых законодательных, нормативных и инструктивных материалов, норм и стандартов по аудиту, а также посредством участия в семинарах по различным вопросам финансовой, экономической деятельности.

 Аудитор должен обладать  безупречной репутацией, хорошей  экономической и юридической подготовкой. Он обязан воздерживаться от любых действий, которые могут подорвать доверие к его профессии.

Аудитор не должен совершать действия, дискредитирующие его профессию. К таким действиям относятся:

 отказ возвратить бухгалтерскую  документацию и учетные записи клиента по его требованию (даже если клиент не выплатил вознаграждение);

 дискриминация в профессиональной  деятельности по расовому признаку, цвету кожи, вероисповеданию, полу  или национальности;

 несоблюдение аудиторских стандартов и норм при выполнении аудиторской проверки, когда клиент вправе ожидать выполнения таких стандартов и норм;

 

 внесение (или разрешение на  внесение) фиктивных и неточных  записей в бухгалтерские счета  и финансовые отчеты.

 Конфиденциальность. Аудитор обязан строго соблюдать и хранить производственные и коммерческие секреты своих клиентов, ни в коей мере не разглашать их с тем, чтобы не нанести клиентам ущерба.

 Аудитор не должен предоставлять  никакой информации какому-либо  физическому и юридическому лицу о хозяйственной деятельности предприятия без ведома и согласия на это самого предприятия. Аудитор должен хранить в тайне всю информацию, касающуюся состояния дел клиента, полученную им в процессе работы. Но это не значит, что он должен уступать, если клиент не готов признать ошибки в финансовых отчетах.

 За разглашение секретов  своих клиентов аудитор несет  ответственность по закону, а  также моральную ответственность  перед коллегами, согласно профессионально-этическим  нормам.

 Однако существуют некоторые  исключения из этого правила. Аудитор может сообщать информацию о деятельности контролируемого предприятия (фирмы) по просьбе руководящих органов фирмы, согласно решению общего собрания акционеров, в соответствии с решением суда, а также органам Государственной безопасности, если в процессе аудирования будут установлены факты нарушения государственной тайны.

 Конфиденциальность полученной  информации сохраняется аудитором  без ограничения во времени  и независимо от продолжения  или прекращения непосредственных  отношений с заказчиком.

 

2. Организация аудиторского  контроля за деятельностью страховщиков

2.1 Общие понятия страхования

 Общие понятия страхования, при котором специализированные  организации – страховщики собирают  взносы с граждан и организаций (страхователей), заключивших с ними договоры страхования, являются ключевыми при рассмотрении особенностей аудита в этой области. За счет этих взносов (страховых премий) у страховщика образуется особый страховой фонд, из которого при наступлении предусмотренного в договоре случая – страхового случая (смерть, утрата трудоспособности, уничтожение имущества, неполучение прибыли, при различных видах увечья и так далее), страховщик уплачивает страхователю или иному лицу обусловленную денежную сумму.

 Страховой риск – это предполагаемое событие, на случай наступления, которого производится страхование (п.1 ст.9 Закона о страховании

 Страховой случай - фактически  наступившее событие, которое предусмотрено  законом или договором страхования  и влечет возникновение обязанности  страховщика произвести страховую выплату (п.2 ст.9 Закона о страховании).

 Страховой интерес – основанный  на законе, ином правовом акте  или договоре объективно обусловленный  интерес страхователя заключить  договор страхования. Страховой  интерес – это объективное основание договора страхования. Наиболее важную роль страховой интерес играет в имущественном страховании, которое возможно только в случае, если у страхователя (выгодоприобретателя )имеется имущественный интерес в заключении договора ( ст.930 ГК ).

 Страховая сумма – это установленная законом или договором страхования сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение в силу правил об имущественном страховании или которую он обязуется выплатить по нормам о личном страховании (ст.947 ГК). Таким образом, страховая сумма – это верхний предел того, что может получить страхователь (выгодоприобретатель).

 

 Страховая выплата - денежная  сумма, которую страховщик обязан  уплатить в соответствии с  законом или договором страхования  в результате наступления страхового случая. Страховая выплата не может превышать страховую сумму, но может быть не менее последней.

 Страховая премия - это плата  за страхование, которую страхователь  обязан уплатить страховщику  в порядке и в сроки, установленные законом или договором страхования (п.1 ст.954 ГК). Страховая премия может выплачиваться единовременно или по частям (страховыми взносами). В основе расчета величины страховой премии лежат страховые тарифы.

 Страховой взнос – часть  страховой премии, если она подлежит уплате в рассрочку.

 Страховой тариф – ставка, взимаемая страховщиком с единицы  страховой суммы с учетом объекта  страхования и характера страхового  риска, которая используется для  расчета размера страховой премии (п.2 ст.954 ГК). Страховщики разрабатывают и применяют страховые тарифы самостоятельно. Но в любом случае, страховая премия устанавливается в договоре страхования по соглашению сторон.

 Тарифная ставка – цена  страхового риска и других  расходов, адекватное денежное выражение  обязательств страховщика по заключенному договору страхования. Совокупность тарифных ставок носит название тарифа. Тарифная ставка, по которой заключается договор страхования, носит название брутто – ставки. В свою очередь, брутто- ставка состоит из двух частей: нетто- ставки и нагрузки. Собственно нетто- ставка выражает цену страхового риска: пожара, взрыва, наводнения и так далее. Нагрузка покрывает расходы страховщиков по организации и проведению страхового дела, включает отчисления в запасные фонды, содержит элементы прибыли.

Информация о работе Особенности аудиторской проверки деятельности страховых компаний